Урок географии в 9-м классе по теме: "Социально-экономические реформы в России"

Разделы: География


Задачи:

  • сформировать представление об экономических реформах в России;
  • закрепить умения анализировать статистические данные, работать с текстом (выделять главное, переводить информацию из графической формы в текстовую), умения синтезировать информацию из различных источников (текст учебника, карты атласа, статистические данные, устная информация);
  • развивать навык формулирования собственной точки зрения, её аргументированного высказывания.

Оборудование: географические атласы, демонстрационная карта “Плотность населения России”, статистические данные.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: частично-поисковые.

Ход урока

1. Проверка знаний по теме предыдущего урока

“Экономические системы в историческом развитии России”.

Работа проводится по рядам:

I ряд – “Блиц-опрос” (устная работа по вопросам).

II ряд – выполнение теста по вариантам (письменная работа).

III ряд – письменное заполнение таблицы.

I ряд. “Блиц-опрос”, устная работа.

Вопросы:

  1. Какие зоны хозяйства определились в России после отмены крепостного права?
  2. Какую роль играла Россия в экономике СССР?
  3. Какие проблемы экономики решает общество любой страны?
  4. Какова главная задача экономики страны?
  5. Каковы особенности традиционной экономики?
  6. Где на территории России встречается традиционная экономика?
  7. Какие кустарные промыслы России вам известные, чья продукция пользуется популярностью за рубежом?
  8. Каковы главные черты командной экономической системы?
  9. Где в условиях командной экономической системы решался вопрос: что, в каком количестве и для кого должно выпускаться?
  10. Какие вопросы решали министерства в условиях командной экономической системы?
  11. Каковы главные черты командной экономики?
  12. Какие преимущества имеют предприятия-гиганты?
  13. Каковы недостатки предприятий-гигантов?
  14. Почему в застойные годы страна зависела от импорта зерна?
  15. За счет чего, каких ресурсов страны оплачивался импорт зерна?
  16. Каковы плюсы командной экономики?
  17. Какие формы собственности господствуют:
    • при командной экономике?
    • при рыночной экономике?
  18. Как меняются пропорции межотраслевые и внутриотраслевые:
    • при командной экономике?
    • при рыночной экономике?
  19. Какова цикличность производства в странах:
    • с командной экономикой?
    • с рыночной экономикой?
  20. Каковы основные черты рыночной экономики?
  21. Почему во многих странах сочетаются рыночная и централизованная экономика?
  22. Какие отрасли следует оставлять в ведении государства?
  23. Какие вопросы должны регулироваться государством с рыночной экономикой?
  24. Что такое теневая экономика? Приведите примеры.

II ряд – выполнение теста по вариантам, письменная работа.

Вариант 1.

1. Доля территории потребляющей зоны России в конце XVIII века составляла:

а) 50 %
б)25 %
в)75 %

2. В течение многих веков для России была характерна экономика:

а)рыночная
б)командная
в)традиционная
г)теневая

3. В годы войны наиболее эффективной является экономическая система:

а)смешанная
б)командная
в)рыночная

4. Для рыночной экономики характерны формы собственности:

а)государственная
б)частная
в)акционерная

5. Командная экономика характеризуется:

а)конкуренцией
б)монополией

6. В Японии преобладает экономическая система:

а)смешанная
б)рыночная
в)командная

7. Государство регулирует рынок посредством:

а)законов
б)налогов
в)пропаганды
г)социальных опросов

Вариант 2.

1. Доля территории производящей зоны России в конце XVIII века составляла:

а)50 %
б)25 %
в)75 %

2. В СССР была создана экономическая система:

а) рыночная
б)командная
в)традиционная
г)теневая

3. Застывшие формы и пропорции характерны для экономики:

а) теневой
б)смешанной
в)командной

4. Цена как результат соотношения спроса и предложения характерна для экономических систем:

а) смешанной
б)рыночной
в)командной

5. Рыночная экономика характеризуется:

а) конкуренцией
б)монополией

6. В Великобритании преобладает экономическая система:

а) смешанная
б)рыночная
в)командная

7. Государство регулирует рынок посредством:

а) социологических опросов
б)пропаганды
в)налогов
г)законов

После выполнения работы, по указанию учителя, ученики обмениваются работами и приступают к проверке. Для проверки им предлагается ключ, оформленный на доске.

III ряд – заполнение таблицы.

Задание требует от учеников хороших знаний теоретического материала, широкого кругозора, ориентации в современных проблемах экономического развития отраслей в стране. Рассчитано на умение выдвигать предположения, находить аргументы для подтверждения точки зрения.

Отрасль

Рекомендуемая экономическая система

Обоснование собственной точки зрения

Автомобилестроение    
Военно-промышленный комплекс    
Легкая промышленность    
Энергетика    
Животноводство    
Вывод:

Правильность заполнения таблицы проверяется учителем после урока.

2. Изучение нового материала.

Социально-экономические реформы в России.

1.Кризис экономики России.

Для работы предлагается схема.
По схеме строится беседа с учащимися.
Схема приведена с вариантами ответов.

Организация работы с тестом учебника.

Задача: определить, используя текст учебника, на какие меры пошло правительство России для ликвидации кризиса в стране, на что они были направлены, и каких результатов планировалось достичь.

Для самопроверки учащимся предлагается схема.

Схема приводится с вариантами ответов.

Проведение реформ

либерализация цен и экономической деятельности

разгосударствление экономики

приватизация

переход к системе свободных рыночных цен и создание малых предприятий уменьшение функций и снижение роли государства в управлении экономикой процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, землю

Что планировали достичь в ходе реформ

Последствия реформ

- закрыть предприятия, выпускающие неконкурентоспособную продукцию,
- открыть новые конкурентоспособные предприятия,
- сократить расходы на военные нужды, провести конверсию военно-промышленного комплекса.
- изменились возможности отдельных отраслей производства и регионов,
- уменьшился объем промышленного производства,
- понесли потери предприятия с высокими технологиями,
- произошел рост теневой экономики,
- безработица,
- обнажилась проблема отсутствия четкой налоговой системы
- и др.

2. Оценка экономических реформ сквозь призму статистической и графической информации.

Организация работы со статистической информацией. Фронтальная работа.

1. Работа с таблицей 17 на стр. 68.

  • Как изменилось соотношение доли предприятий по формам собственности за период с 1996 по 2000гг.?
  • Какой процент составляла в 2000 году государственная? частная собственность?
  • Сделайте собственный вывод. Отметьте, в результате каких реформ это стало возможно.

2. Работа с таблицей 18 на стр. 69.

  • Как изменились индексы производства промышленной продукции за период с 1992 по 2000 гг.?
  • Какие отрасли незначительно сократили производство?
  • Какие отрасли значительно сократили производство? Подтвердите примерами из таблицы.
  • Дайте собственную оценку произошедших изменений за период реформ. Постарайтесь объяснить их.
  • Подумайте, была ли достигнута поставленная цель: разгосударствления экономики?
  • Какие ошибки были допущены правительством России?

3. Работа с рисунком 21 на стр. 70.

  • Как изменилось промышленное производство в обрабатывающих и добывающих отраслях за период с 1992 по 200 гг.?
  • Постарайтесь объяснить различия отмеченных изменений.

3. Закрепление. Работа с вопросами.

1. Правительство новой независимой России решилось на немедленную, хотя и непопулярную среди населения меру. В результате практически пустовавшие многие месяцы полки магазинов наполнились промышленными товарами и продуктами. В порты России стали направляться десятки иностранных судов с зерном. И хотя уровень основной массы людей при росте цен естественно упал, угроза возможного голода в России была предотвращена. На какие меры пошло правительство?

(Либерализация цен)

2. В результате реформ люди получили возможность работать в нескольких местах (иметь несколько источников доходов). Многие стали зарабатывать на жизнь путем закупки в других странах дефицитных и пользующихся высоким спросом товаров, и последующей перепродажи в России. Постепенно сформировался слой продавцов-“челноков”. Какая реформа способствовала такой деятельности?

(Либерализация экономической деятельности)

3. На время реформ пришелся резкий рост преступности, в том числе в экономической сфере (перевод денег из российских банков в иностранные, рост финансовых пирамид) формирование в стране организованной преступности. О формировании какой экономики свидетельствуют данные факты? Какие просчеты государства этому способствовали?

(Теневая экономика. Устранение регулирования государством процесса либерализации)

4. Мировые рынки переполнены российским сырьем и топливом. Какое значение и последствия для экономики России это имеет? Ответ оформите в виде логической цепочки.

Подведение итогов работы на уроке. Выставление оценок.