Задачи:
- сформировать представление об экономических реформах в России;
- закрепить умения анализировать статистические данные, работать с текстом (выделять главное, переводить информацию из графической формы в текстовую), умения синтезировать информацию из различных источников (текст учебника, карты атласа, статистические данные, устная информация);
- развивать навык формулирования собственной точки зрения, её аргументированного высказывания.
Оборудование: географические атласы, демонстрационная карта “Плотность населения России”, статистические данные.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: частично-поисковые.
Ход урока
1. Проверка знаний по теме предыдущего урока
“Экономические системы в историческом развитии России”.
Работа проводится по рядам:
I ряд – “Блиц-опрос” (устная работа по вопросам).
II ряд – выполнение теста по вариантам (письменная работа).
III ряд – письменное заполнение таблицы.
I ряд. “Блиц-опрос”, устная работа.
Вопросы:
- Какие зоны хозяйства определились в России после отмены крепостного права?
- Какую роль играла Россия в экономике СССР?
- Какие проблемы экономики решает общество любой страны?
- Какова главная задача экономики страны?
- Каковы особенности традиционной экономики?
- Где на территории России встречается традиционная экономика?
- Какие кустарные промыслы России вам известные, чья продукция пользуется популярностью за рубежом?
- Каковы главные черты командной экономической системы?
- Где в условиях командной экономической системы решался вопрос: что, в каком количестве и для кого должно выпускаться?
- Какие вопросы решали министерства в условиях командной экономической системы?
- Каковы главные черты командной экономики?
- Какие преимущества имеют предприятия-гиганты?
- Каковы недостатки предприятий-гигантов?
- Почему в застойные годы страна зависела от импорта зерна?
- За счет чего, каких ресурсов страны оплачивался импорт зерна?
- Каковы плюсы командной экономики?
- Какие формы собственности господствуют:
- при командной экономике?
- при рыночной экономике?
- Как меняются пропорции межотраслевые и внутриотраслевые:
- при командной экономике?
- при рыночной экономике?
- Какова цикличность производства в странах:
- с командной экономикой?
- с рыночной экономикой?
- Каковы основные черты рыночной экономики?
- Почему во многих странах сочетаются рыночная и централизованная экономика?
- Какие отрасли следует оставлять в ведении государства?
- Какие вопросы должны регулироваться государством с рыночной экономикой?
- Что такое теневая экономика? Приведите примеры.
II ряд – выполнение теста по вариантам, письменная работа.
Вариант 1.
1. Доля территории потребляющей зоны России в конце XVIII века составляла:
а) 50 %
б)25 %
в)75 %
2. В течение многих веков для России была характерна экономика:
а)рыночная
б)командная
в)традиционная
г)теневая
3. В годы войны наиболее эффективной является экономическая система:
а)смешанная
б)командная
в)рыночная
4. Для рыночной экономики характерны формы собственности:
а)государственная
б)частная
в)акционерная
5. Командная экономика характеризуется:
а)конкуренцией
б)монополией
6. В Японии преобладает экономическая система:
а)смешанная
б)рыночная
в)командная
7. Государство регулирует рынок посредством:
а)законов
б)налогов
в)пропаганды
г)социальных опросов
Вариант 2.
1. Доля территории производящей зоны России в конце XVIII века составляла:
а)50 %
б)25 %
в)75 %
2. В СССР была создана экономическая система:
а) рыночная
б)командная
в)традиционная
г)теневая
3. Застывшие формы и пропорции характерны для экономики:
а) теневой
б)смешанной
в)командной
4. Цена как результат соотношения спроса и предложения характерна для экономических систем:
а) смешанной
б)рыночной
в)командной
5. Рыночная экономика характеризуется:
а) конкуренцией
б)монополией
6. В Великобритании преобладает экономическая система:
а) смешанная
б)рыночная
в)командная
7. Государство регулирует рынок посредством:
а) социологических опросов
б)пропаганды
в)налогов
г)законов
После выполнения работы, по указанию учителя, ученики обмениваются работами и приступают к проверке. Для проверки им предлагается ключ, оформленный на доске.
III ряд – заполнение таблицы.
Задание требует от учеников хороших знаний теоретического материала, широкого кругозора, ориентации в современных проблемах экономического развития отраслей в стране. Рассчитано на умение выдвигать предположения, находить аргументы для подтверждения точки зрения.
Отрасль |
Рекомендуемая экономическая система |
Обоснование собственной точки зрения |
Автомобилестроение | ||
Военно-промышленный комплекс | ||
Легкая промышленность | ||
Энергетика | ||
Животноводство | ||
Вывод: |
Правильность заполнения таблицы проверяется учителем после урока.
2. Изучение нового материала.
Социально-экономические реформы в России.
1.Кризис экономики России.
Для работы предлагается схема.
По схеме строится беседа с учащимися.
Схема приведена с вариантами ответов.
Организация работы с тестом учебника.
Задача: определить, используя текст учебника, на какие меры пошло правительство России для ликвидации кризиса в стране, на что они были направлены, и каких результатов планировалось достичь.
Для самопроверки учащимся предлагается схема.
Схема приводится с вариантами ответов.
Проведение реформ |
|||
либерализация цен и экономической деятельности |
разгосударствление экономики |
приватизация |
|
переход к системе свободных рыночных цен и создание малых предприятий | уменьшение функций и снижение роли государства в управлении экономикой | процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, землю | |
Что планировали достичь в ходе реформ |
Последствия реформ |
||
- закрыть предприятия,
выпускающие неконкурентоспособную продукцию, - открыть новые конкурентоспособные предприятия, - сократить расходы на военные нужды, провести конверсию военно-промышленного комплекса. |
- изменились возможности
отдельных отраслей производства и регионов, - уменьшился объем промышленного производства, - понесли потери предприятия с высокими технологиями, - произошел рост теневой экономики, - безработица, - обнажилась проблема отсутствия четкой налоговой системы - и др. |
2. Оценка экономических реформ сквозь призму статистической и графической информации.
Организация работы со статистической информацией. Фронтальная работа.
1. Работа с таблицей 17 на стр. 68.
- Как изменилось соотношение доли предприятий по формам собственности за период с 1996 по 2000гг.?
- Какой процент составляла в 2000 году государственная? частная собственность?
- Сделайте собственный вывод. Отметьте, в результате каких реформ это стало возможно.
2. Работа с таблицей 18 на стр. 69.
- Как изменились индексы производства промышленной продукции за период с 1992 по 2000 гг.?
- Какие отрасли незначительно сократили производство?
- Какие отрасли значительно сократили производство? Подтвердите примерами из таблицы.
- Дайте собственную оценку произошедших изменений за период реформ. Постарайтесь объяснить их.
- Подумайте, была ли достигнута поставленная цель: разгосударствления экономики?
- Какие ошибки были допущены правительством России?
3. Работа с рисунком 21 на стр. 70.
- Как изменилось промышленное производство в обрабатывающих и добывающих отраслях за период с 1992 по 200 гг.?
- Постарайтесь объяснить различия отмеченных изменений.
3. Закрепление. Работа с вопросами.
1. Правительство новой независимой России решилось на немедленную, хотя и непопулярную среди населения меру. В результате практически пустовавшие многие месяцы полки магазинов наполнились промышленными товарами и продуктами. В порты России стали направляться десятки иностранных судов с зерном. И хотя уровень основной массы людей при росте цен естественно упал, угроза возможного голода в России была предотвращена. На какие меры пошло правительство?
(Либерализация цен)
2. В результате реформ люди получили возможность работать в нескольких местах (иметь несколько источников доходов). Многие стали зарабатывать на жизнь путем закупки в других странах дефицитных и пользующихся высоким спросом товаров, и последующей перепродажи в России. Постепенно сформировался слой продавцов-“челноков”. Какая реформа способствовала такой деятельности?
(Либерализация экономической деятельности)
3. На время реформ пришелся резкий рост преступности, в том числе в экономической сфере (перевод денег из российских банков в иностранные, рост финансовых пирамид) формирование в стране организованной преступности. О формировании какой экономики свидетельствуют данные факты? Какие просчеты государства этому способствовали?
(Теневая экономика. Устранение регулирования государством процесса либерализации)
4. Мировые рынки переполнены российским сырьем и топливом. Какое значение и последствия для экономики России это имеет? Ответ оформите в виде логической цепочки.
Подведение итогов работы на уроке. Выставление оценок.