Программа краеведения "Ямал — мой северный край"

Разделы: География, Внеклассная работа, Классное руководство, Экология


Где б я ни бодрствовал, где бы ни спал,
Я вижу тебя, мой далёкий Ямал.
Я вижу тебя наяву и во сне.
Дыхание твоё пламенеет во мне.
Строкою и песней к тебе я спешу.
Я имя твоё в своём сердце ношу.

Леонид Лапцуй, ненецкий поэт.

Пояснительная записка.

Программа предназначена для изучения основ краеведения в общеобразовательных учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа и является национально-региональным компонентом. Особенно актуальным данный курс является потому, что Тюменской области 60 лет, Ямало-Ненецкому автономному округу – 75 лет, нашему родному городу Муравленко – 20 лет!

Богатейший материал о крае позволит нынешним школьникам расширить свой кругозор и с любовью относится ко всему, что их окружает.

Идеи регионализации в последнее время приобретают особое звучание и пронизывают все основные виды социальной практики - политику, экономику, науку, образование. Достаточно убедительным примером тому может служить широко обсуждаемая в последнее время концепция устойчивого развития России, в которой специально выделяется региональный аспект экономических и социальных проблем.

Современная ситуация обнаруживает острую потребность в регионализации образования, которая предполагает становление развитого регионального образовательного пространства. Краеведческий материал изучается на уроках разных учебных дисциплин, но существенным элементом образовательного пространства должно выступить краеведческое образование.

Постепенно подход к изучению своего края изменился: растёт понимание его роли.

Современная идеология образования ориентируется на развитие личности учащихся, на оказание помощи каждому выпускнику школы в выборе жизненного пути. Известно, что развитие личности учащихся идет через овладение учебными предметами и происходит прежде всего в учебной деятельности. В основе развития личности - удовлетворить её потребности. Отсюда важное требование к программе по краеведению – она должна быть личностно – ориентирована.

Структурирование школьных программ от “общего” к “частному” позволило создать данную программу. В ней предлагается вариант изучения родного края, основанной на основных принципах преподавания предмета: демократизации, гуманизации, экологизации, комплектности, интеграции. Используются методологические принципы конструирования национально – регионального компонента краеведческого образования: структурность, системность, динамичность.

Комлексный подход в изучении родного края позволяет сформировать глубокие знания и умения краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, проблемы от местного, окружного, областного уровней до российского. Сильной стороной программы является её прикладная направленность. Реализация регионального компонента ориентирует учащихся на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению.

Ученики не только самостоятельно изучают особенности краеведения с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывая собственные гипотезы, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.

Несомненно, разработка научно-методической концепции краеведения - актуальная проблема методики обучения, требующая преодоления сложившихся стереотипов, новых идей и способов их реализации.

Цели:

1.Расширять и углублять знания по краеведению Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО).

2.Совершенствовать картографические умения, навыки ведения наблюдений, обрабатывать и анализировать результаты, пользоваться источниками краеведческого содержания.

Общие задачи:

  1. Общеобразовательные задачи:
  • Обеспечивать личностно-ориентированный характер образования, создавать условия для ценностного, социокультурного самоопределения и саморазвитития личности.
  • Способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений к природной, социокультурной среде, по отношению к другим народам, этносам и их ценностям.
  • Способствовать развитию творческих исследовательских способностей учащихся, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании и преобразовании.
  • Развивать гибкость мышления и поведения как необходимых условий непрерывного общего и профессионального образования и самообразования, объективно-необходимых в условиях становления рыночной экономики и наукоёмких производств.
  1. Предметные задачи:
  • Сформировать системное представление о ЯНАО как целостном регионе и одновременно как о субъекте Российской Федерации, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления.
  • Развивать представление о регионе как о сложном, динамически развивающемся пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности. Показать большое практическое значение взаимосвязи природных, экономических, социокультурных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений в природе.
  • Формировать культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям о ЯНАО, развивать умения работать с источниками информации.

Литература

  1. Быковский В.А. Есть город на Ямале-Муравленко. Екатеринбург 1999.
  2. Быковский В.А. Огонь, вода и нефтяные трубы Западной Сибири. Екатеринбург 2002.
  3. Быковский В.А. Экологические вопросы при разработке нефтяных месторождений Крайнего Севера. Екатеринбург 1999.
  4. Великопольский С.Д. и др. Высота: Книга воспоминаний о Викторе Ивановиче Муравленко.Тюмень 1997.
  5. Юрасова М., Юрасова Г. В.И.Муравленко (серия “наши земляки”). Свердловск 1986.
  6. Ларин С.И. и др. География ЯНАО 8-9 кл. – Тюмень, изд-во ТГУ, 2001г.
  7. Бахарева О.А. Национально-региональный компонент в курсе географии. – Йошкар-Ола, 2002г.
  8. Сафиуллин А.З. Географическое краеведение в общеобразовательной школе ( пособие для учителей) – Москва “Просвещение”.
  9. Сусой Е.Г. Из глубины веков. Тюмень 1994.
  10. Сусой Е.Г. Леонид Лапцуй-страницы жизни и творчества. Тюмень 1995.
  11. Дудников Н.Ф. Мой дом север. Москва 1997.

Тематическое планирование (34ч.)

№ п/п

тематика

часы

примечание

(1- 2) Введение. Науки о крае. Наш любимый город, Муравленко с 20-тилетием! ЯНАО- 75 лет! 2 Экскурсии по городу. Практическое занятие (П/з) “Рисуем город”.
2(3- 6) История образования нашего края:

-геологическая история края;

-история заселения и освоения ЯНАО;

-почетные жители Ямала.

4 Видеозанятие, экскурсия в краеведческий музей. П/з “Летопись города”
3(7- 8) Территория, границы, географическое положение. 2 Видеозанятие. П/з “Работа с контурными картами”
4(9-13) Богатства нашей земли (полезные ископаемые) 5 Экскурсия в музей П/з “Определение горных пород и минералов ЯНАО”
5(14-16) Особенности климата севера. Атмосфера. 3 Наблюдение за погодой
6(17-19) Водная среда. Значение гидросферы.

-реки;

-озёра;

-болота;

-подземные воды.

3 П/з, видеозанятие

П/з “Работа с контурными картами”

7(20-21) Почвы и земельные ресурсы. Значение литосферы. 2 Видеозанятия, экскурсии в краеведческий музей, П/з, подготовка экопроектов.
8(22-29) Флора и фауна ЯНАО:

-история развития;

-тундра, лесотундра и тайга;

-ресурсы;

-значение для севера;

-Красная Книга ЯНАО.

8 П/з “Работа с контурными картами”. “Письма от имени редких и уникальных животных и растений”.
9(30-32) Защита исследования (экологических проектов):

-“человек ли царь природы?”

-экологическая тропа школы, города, ЯНАО;

-рациональное использование природных ресурсов и охрана;

-моделирование проекта охраны растительного и животного мира своей местности;

-научно-художественное описание своей местности;

-отражение природы в народном творчестве, народных промыслах;

-знакомство с интересными людьми ЯНАО

3 Конференция с приглашением: почетных нефтяников и газовиков, экологов, коренных жителей ЯНАО, родителей, учителей.
10(33-34) Итоговое занятие. Обобщение. Творческий отчет учащихся (театральное представление).

2

Задание на лето: сбор информации и различных материалов (образцы горных пород и минералов, фотографии, видеозаписи, литературу т т.п.) по краеведению.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ №1.

1 вариант

2 вариант

1. Год рождения города Муравленко:

А) 1974. Б) 1984. В) 2004. Г) 1994.

1. ЯНАО в 2005г. исполнилось:

А) 60 лет. Б) 65. В) 75. г) 70 лет.

2. Какие животные изображены на гербе ЯНАО:

А) олень и нерпа. Б) лось и орлан. В) олень и медведь. Г) лось и белка.

2.Сколько цветов на флаге ЯНАО:

А) три. Б) два. Г) четыре. Д) пять

3. Назовите имя губернатора ЯНАО:

А) Быковский В.А. Б) Неёлов Ю.В.  Г) Путин В.В.

3. Кто является мэром города Муравлеко:

А) Путин В.В. Б) Неёлов Ю.В. Г) Быковский В.А.

4. Население округа насчитывается около:

А) 600тыс. Б) 300тыс. В) 400тыс. Г) 500тыс

4. Какие три крупных полуострова включает территория округа:

А) Гыданский. Б) Ямал. В) Таймыр. Г)Тазовский

5. “Сырэй” - по ненецки:

А) зима. Б) весна. В) лето. г) осень.

5. “Тангы” в переводе с ненецкого:

А) зима. Б) весна. В) лето. г) осень.

6. Какое море омывает западное побережье Ямальского полуострова:

А) Баренцево. Б) Черное. В) Карское. Г) Лаптевых

6. С каким округом граничит ЯНАО на западе:

А) Ненецкий автономный округ.

Б) Ханты-Мансийский автономный округ.

В) Красноярский край.

7. Не являются столицей ЯНАО:

А) Надым. Б) Салехард. В) Ноябрьск.

7. Крупнейшие реки округа:

А) Таз. Б) Иртыш. В) Обь. Г) Надым.

8. Дата образования ЯНАО:

А) 1сентября 1984г. Б) 10 декабря 1930г.

8. Три крупнейших озера округа:

А) Байкал. Б) Нейто. В) Телецкое. Г) Ямбуто. Д) Балхаш. Е) Ярато.

9. Углеводородное сырье на ЯНАО:

А) уголь. Б) руда. В) газ. Г) нефть.

9. Кто в 1932 г. спрогнозировал нефтегазоносную провинцию Западной Сибири:

А) Муравленко В.И. Б) Губкин И.М.  В) НестеровИ.И.

10. Что обозначает “Я-мал” в переводе с ненецкого:

А) “край земли”. Б) “полуостров”. В) “конец мира”

10. Коренные народы Ямала:

А) русские. Б) ненцы. В) селькупы. Г) ханты.

Ответы 1 вариант:

1.Б; 2В; 3Б; 4Г; 5А; 6В; 7А,В; 8Б; 9В,Г; 10А.

Ответы 2 вариант:

1.В; 2.А; 3Г; 4.А,Б,Г; 5.В; 6.А; 7.А,В,Г; 8.Б,Г,Е; 9.Б; 10Б,В,Г.

  1. Назовите представителей животного мира ЯНАО.
  2. Перечислите растения, встречающиеся на территории нашего округа.
  3. Красная Книга ЯНАО (примеры).
  4. Какие современные экологические проблемы нашего округа вы можете назвать и предложите возможные пути их разрешения.
  5. План - описание города Муравленко (предприятия, школы, учреждения дополнительного образования, библиотеки, музеи и т.д. ).
  6. Составьте карту ЯНАО (схематически: с указанием основных объектов округа: три полуострова, крупнейшие озера, реки, города и с кем граничит наш округ).

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ №2.

1 вариант.

2 вариант

1. Сколько муниципальных образований насчитывается в ЯНАО:

А) 10. Б) 5. В) 17. Г) 13.

1. Дата образования нашего округа:

А) 10 декабря 1930г. Б) 1сентября 1984г.

2. Как ранее назывался город Салехард:

А) Северск. Б) Обдорск. В) Обск. Г) Аксарка.

2. Сине-голубой цвет на гербе ЯНАО:

А) цвет мужество и жизни. Б) цвет миролюбие. В) цвет моря, воды, неба и газа

3. Кто внес огромный вклад в развитие нефтяной отрасли страны и чьим именем назван один из северных городов:

А) Муравленко В.И. Б) Неёлов Ю.В. Г) Путин В.В.

3. Сколько цветов на флаге г. Муравленко:

А) три. Б) два. В) четыре. Г) пять

4. Население округа насчитывается около:

А) 600тыс. Б) 500тыс. В) 400тыс. человек.

4. Какой самый крупный полуостров находится на территория нашего округа:

А) Таймыр. Б) Ямал. В) Гыданский. Г) Тазовский.

5. Единственный в мире город, расположенный на Полярном круге:

А) Якутск. Б) Салехард. В) Лабытнанги.

5. В округе насчитывается озёр более:

А) 300тыс. Б) 200тыс. В) 400. Г) 300.

6. Ценные промысловые рыбы, добываемые в бассейне Оби и Обской губы:

А) осетр. Б) нельма. В) стерлядь. Г) муксун.

6. С каким округом граничит ЯНАО на юге:

А) Ненецкий а.о. Б) Ханты-Мансийский а.о.

7. Крупнейшие реки округа:

А) Енисей. Б) Иртыш. В) Обь. Г) Надым.

7. Бывший Обдорск, основанный казаками в 1595г., переименован в 1933г.:

А) Салехард. Б) Пурпе. В) Ноябрьск.

8. Озеро, расположенное не в ЯНАО:

А) Ярато. Б) Нейто. В) Байкал. Г) Ямбуто.

8. Полезные ископаемые ЯНАО:

А) нефть. Б) руда. В) газ. Г) уголь.

9. Кто в 1932 г. спрогнозировал нефтегазоносную провинцию Западной Сибири:

А) Губкин И.М. Б) Муравленко В.И.В) НестеровИ.И.

9. Что обозначает “Я-мал” в переводе с ненецкого:

А) “конец мира”. Б) “край земли”. В) “полуостров”

10 Коренные народы Ямала:

А) ханты. Б) ненцы. В) селькупы. Г) манси.

10. Основные отросли коренных народностей:

А) нефтегазовая. Б) оленеводство. В) рыболовство. Г) охотоводство.

Ответы 1 вариант:

1.Г; 2.Б; 3.А; 4.Б; 5.Б; 6.А,Б,В,Г; 7.В,Г; 8.В; 9.А; 10.А,Б,В,Г.

Ответы 2 вариант:

1.А; 2.В; 3.В; 4.Б; 5.А; 6.Б; 7.А; 8.А,Б,В; 9.Б; 10.Б,В,Г.

11. Природные богатства и промышленность нашего края.

12. Особенности климата севера. Атмосфера.

13. Водная среда округа. Значение гидросферы.

14. Почвы и земельные ресурсы ЯНАО. Значение литосферы.

15. Что такое флора? Приведите примеры нашего края.

16. Что вам известно о фауне? Приведите примеры нашего края.

17. Заповедники. Заказники. Красная Книга ЯНАО (примеры, географический атлас ЯНАО).

18. Можете ли вы назвать проблемы округа, города (экологические, социальные и другие)?

19. Что такое дневник наблюдений по краеведению? Регулярно ли вы работаете с ним?

20. Когда вы посещали городской краеведческий музей? Какие выставки вам запомнились?

21. Какие книги вы читали о ЯНАО? Посещаете ли библиотеки и читальные залы?

22. Какие важные события происходят в округе, городе (праздники, выборы и т.п.)?

23. Что вы хотели бы обсудить на занятиях по краеведения (какие темы?)

24. С помощью исторического атласа ЯНАО опишите традиционные промыслы края.

25. Переведите на национальный язык термины - зима, осень и т.д. (Исторический атлас ЯНАО).

26. Составьте схему-диаграмму “Национальный состав края” (географический атлас ЯНАО.)

27. Прочитайте строки из стихотворений ненецкого поэта Л. Лапцуя, подчеркивая великую любовь автора к родной земле.

 

Для меня родная ты отныне!
И по праву первого в краю
Жителя тебе сегодня имя
Я на веки вечные даю.
Нарекаю я тебя Ямалом.
По - ненецки это –
Край земли.

* * *

Сейчас Ямал – обжитая планета.
Везде, на всем – соленый пот труда.
Безбрежны, как море, стада оленьи.
А рядом вышки нефтяные, в ряд
Построившись, моторов мощным пеньем
Любого новичка ошеломят.

(Перевод А. Каныкина)

Жизнь не имеет конца

На всей планете каждый день и час
Удивляет мир рождение новых поколений –
Продолжателей родов и фамилий племен.
Знак – за поворотом не кончается жизнь…
Заря восхода над горизонтом
Распустила золотистые кудри свои,
На плечах Земли – матушки родной
Играют, как сполох, сиянья Севера.
В сладком сне ночами долгими
Земля набирает силы и мужает,
Как дитя в качалке – люльке,
Глядящее в мир удивительных чудес.
Полозья нарт – качели тундры
День за днем ведут рассказы
О делах, успехах новых,
Завтрашнем дне младенца.
Настанет день – ждать недолго,
Когда тот малый сын оленевода
Громким голосом заголосит:
- Хей – хать! Кохов – кохов! – упреждая стадо.

* * *

Тундра,
я тебя и на мгновенье
не могу представить
без оленей –
с их извечно
гордою походкой,
с их, как вихрь,
и бегом, и полетом…

(Перевод Л.Шкавро).

Ты не видел тундры? Приезжай!
Если встретит холодом она,
Если вьюга зарычит страшно,
Словно моря Карского волна, -
Не пугайся, словно горностай,
Не кидайся в снежные бугры
Неумелым лыжником с горы.
Ясным взором посмотри вокруг,
Полной грудью свежести вдохни,
Бодростью наполнится твой дух,
В тундре – век двадцатый, наши дни!

Затем поэт знакомит с историей родного края:

Где вьюги вихрятся под полозом нарт,
Как малый ребенок, припал Салехард
К Оби – материнской груди…
К речному вокзалу со мной подойди –
Красивый какой пароход – погляди,
Волнуясь, выходит на старт.
Присядь на скамейку. Прекрасен и прост,
Вершиной в рассветное облако врос
Весь в красных цветах обелиск.
Над братской могилой венки шелестят
И ветер баюкает павших солдат,
Что здесь за свободу дрались.

* * *

Это – начало. С тех пор в Пуре
Высадили десант молодежи,
Стали к земным подбираться кладам
Смелые люди. Так начиналась
Ударная – Глебовская буровая.
С первым ударом бура возникла
Новая жизнь в Уренгое. Недра
Заговорили на всех наречьях
Древней земли. Так поднималась
Газовая целина Сибири.

* * *

О, Уренгой! Был ты неведом –
А теперь ты выходишь к миру.
О, Уренгой! По всему Союзу
Имя твое проносится со славой,
Смотрят люди с большой надеждой
В добрые глаза твои!

(Перевод М. Яснова).

Приложение