Урок географии в 9-м классе по теме: "Связь. Сфера обслуживания" по технологии индивидуально-ориентированной системы обучения

Разделы: География


Задачи:

  • Сформировать представление о видах связи и.
  • Показать состав сферы услуг и географию сферы услуг. Познакомить с рекреационным хозяйством России.
  • Развивать умение работать с текстом; готовить сообщение и выступать с ним перед аудиторией.
  • Воспитывать трудолюбие и толерантность.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Цель дидактическая: создать условия для усвоения учебного материала средствами технологии ИОСО.

Форма организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Форма урока: лекционное занятие.

Дидактическое обеспечение: Физическая карта России, политико-административная, карта Красноярского края, книги, фотографии.

На доске написан план урока.

1. Виды связи:

а) почтовая;

б) электрическая.

2. Уровень развития.

3. Сфера обслуживания:

а) состав сферы услуг

б) жилищно-коммунальное хозяйство.

4. Рекреационное хозяйство:

а) требования к рекреационному району;

б) факторы, влияющие на образование рекреационных районов.

Ход урока

I. Психологический момент - 2мин.

Обращение к ребятам:

И прежде чем начать урок
Хочу сказать: “Вас видеть рада я,
Глядеть в смышленые глаза,
Ведь для меня награда!”

Обращение к гостям:

Гостей приветствовать хочу,
В душе надеясь честно,
Урок хочу так провести,
Чтоб было интересно!

У меня бодрое настроение и поэтому объявляю, что эпиграфом к теме урока являются слова из песни “Позвони мне, позвони”.

Прежде, чем перейдём к теме урока? давайте повторим номенклатуру, связанную с темой урока.

II. Фронтальная беседа с классом – 3 мин.

  1. Что называется инфраструктурным комплексом?
  2. Что объединяет инфраструктурный комплекс?
  3. Какие отрасли входят в состав инфраструктурного комплекса?
  4. В чём отличие производственной и непроизводственной сфер комплекса?
  5. К какой сфере комплекса можно отнести тему нашего урока?

III. Изучение нового материала - 15 мин.

Учитель излагает материал по плану урока, написанного на доске, используя схематизацию, таблицу и дополнительный материал.

Связь – эта отрасль хозяйства, обеспечивающая прием и передачу информации.

Связь подразделяется на два основных вида: почтовую и электрическую.

Как вы думаете, чем занимается почтовая связь?

Дополнительный материал:Почта в Сибири впервые появилась в 1698г. Ходила летом 3 раза из Москвы до Тобольска, далее в Енисейск, Нерчинск и Якутск. Телефонная станция появилась в Красноярске в 1862г. С 1930г. переименована в Красноярский районный узел. 15.09.1937г. в Красноярске создан почтамт”.

Какие виды электрической связи вы знаете? Охарактеризуйте одну из них.

Дополнительный материал: “ В Красноярске первых два телефонных аппарата установлены в Госбанке для внутренней телефонной связи в 1861г. Первая городская телефонная правительственная станция в Красноярске емкостью 50 номеров принята в эксплуатацию 15.12.1897г., размещалась в доме Смирнова и Зейделя. В 1953г. сдана в эксплуатацию телефонная станция “Сименс” на 3000 номеров”.

Сфера услуг состоит из следующих отраслей:

  • Жилищно-коммунальное хозяйство.
  • Услуги по социальному обеспечению населения.
  • Торговля и общественное питание.
  • Бытовое обслуживание.
  • Услуги связи.
  • Культурное обслуживание.
  • Общественное обслуживание и воспитание детей.
  • Кредитно-финансовое обслуживание.
  • Рекреационное обслуживание.
  • Медицинское обслуживание.
  • Пассажирский транспорт.

Задание: Распределить примеры по отраслям - удаление мусора, магазины, театры, банки, школы, санатории, почта, дома престарелых, ремонт жилья, детские дома, рынки, парикмахерские, бани, телефон, библиотеки, детские сады, страховые компании, дома отдыха, больницы, аптеки.

Рекреационное хозяйство. Главная задача – обеспечение отдыха людей.

Требования, предъявляемые к рекреационному району:

  • Рельеф (плоский, холмистый, горный);
  • Благоприятный климат (нежаркое лето и несуровая зима), оптимальные средние температуры от -15 до +25С;
  • Наличие водных объектов (рек и озёр);
  • Исторические и культурные памятники;
  • Минеральные воды и лечебные грязи;
  • Теплое море;
  • Безопасность жизни (низкий уровень преступности).

Факторы образования рекреационных районов:

  • На основе природных условий и ресурсов;
  • Вокруг крупных городов;
  • Историко-культурные объекты.

Учителем и учащимися даётся информация о рекреационных ресурсах края.

Далее учитель показывает образец правильного краткого ответа.

 IV. Работа в группах - 10 мин.

1-я группа: Что является важным этапом на пути интеграции России в мировую систему?

2-я группа: Почему Россия по обеспечению жильём и его качеству отстаёт от многих стран мира?

3-я группа: Что включают в себя рекреационные районы? Специализация районов.

4-я группа: Перечислить виды электрической связи. Как они развиты?

5-я группа: Какова роль почтовой связи и уровень её развития?

Домашнее задание: подготовить сообщения о местных рекреационных ресурсах.

V. Работа по ИОПам - 10мин.

Нормативный уровень (на “3”).

  1. Назовите и покажите на карте наиболее развитые районы отдыха, туризма и санаторного лечения на территории России.
  2. Перечислить, почему Россия по обеспечению жильём и его качеству отстаёт от многих стран мира.

Компетентный уровень (на “4”).

  1. Что такое рекреационный район?
  2. Какие условия необходимы для его создания?
  3. Охарактеризуйте предпосылки развития зон отдыха и туризма в крае и районе.

Творческий уровень (на “5”).

  1. Зад.№1,№2 на стр.,197.
  2. Составьте и опишите маршрут туристической поездки для любителей одного из видов туризма.

VI. Рефлексия урока - 3мин.

  • Какой из этапов урока учит вас думать, наблюдать?
  • На каком этапе урока вы пробовали применять свои знания?
  • Какое ощущение у вас в конце урока?

VII. Подведение урока - 2мин.

Но время бег не замедляет:
Урок так быстро пролетел,
Я всё о связях вам сказала -
Усвоить каждый всё сумел.