Цели:
- Знакомство учащихся с реками Южной Америки и их особенностями.
- Воспитание бережного и внимательного отношения к природным ресурсам земли; через работу в группе воспитание чувства ответственности, толерантности, взаимопониманию.
- Через сравнение характеристик различных рек развивать умение сопоставлять природу и явления, делать выводы на основе анализа географических знаний.
Тип урока: комбинированный.
Методы и приемы: частично-поисковый, беседа, работа с атласами, игра.
Оборудование: физические и климатические карты Южной Америки, атласы, контурные карты, видеофильм “Амазонка”, издательский дом “Ридерз Дайджест”.
Ход урока.
1. Организация класса.
2. Вводная часть: вступительное слово учителя: сегодня на уроке нам необходимо выявить особенности внутренних вод изучаемого материка. Для этого вы отправитесь в путешествие по рекам Южной Америки, но прежде, чем мы с вами это сделаем, давайте вспомним, какой климат на материке, так как эти знания Вам пригодятся на уроке.
3. Проверка домашнего задания: географический диктант по теме “Климат”, (см. приложение №1)
4. Изучение нового материала. Слово учителя: (на фоне видеофильма).
Южная Америка – самый водообильный материк на Земле. Здесь протекают крупнейшие не только для материка, но и для всей Земли реки – Амазонка, Парана, образующие огромные речные системы. Питание у большинства рек – дождевое. Лишь некоторые реки получают воду за счет таяния снега и льда в горах. Все крупные реки Южной Америки несут свои воды в Атлантический океан. И лишь на западных склонах Анд начинаются реки, впадающие в Тихий океан. Территории внутреннего стока занимают на материке небольшую площадь (около 6%, что в 10 раз меньше, чем в Австралии).
5. Работа в группах.
Класс делится на 3 группы, каждая из которых отправляется в плавание по указанному маршруту.
Перед началом работы перед учащимися с помощью плаката визуализируются “Правила работы в группе.”
- Когда один говорит, остальные слушают.
- Каждый имеет право высказаться.
- Комментарии, в том числе и не словесные, не допускаются.
6. Задания группам.
Карточка-задание №1
Группа отправляется в плавание по реке Ориноко от ее истоков к устью. За время путешествия вам необходимо ответить на следующие вопросы:
- Что в переводе на русский язык обозначает название реки; определить географическое положение реки.
- Где начинается и куда впадает река?
- Определить направление течения.
- Режим и питание реки, от чего они зависят?
Карточка-задание №2
Группа отправляется в плавание по самой длинной реке материка Амазонке. Начинайте путешествие с истоков Мараньона и плывите по течению реки до устья. За время путешествия ответьте на вопросы:
- Определите местонахождение реки.
- Где река берет начало и куда впадает?
- Крупные притоки.
- Режим и питание реки, от чего они зависят?
Карточка-задание №3
Группа отправляется в плавание по реке Парана и должна узнать ответы на следующие вопросы:
- Географическое положение.
- Где берет начало и куда впадает река?
- Судоходна ли река?
- Режим и питание реки.
Слово учителя: Итак, задание получено, но прежде, чем вы отправитесь в путешествие, каждая команда должна выбрать капитана и вид транспорта для плавания. Через 15 минут мы встретимся и обсудим результаты путешествия.
При выполнении вы можете использовать карты атласа на странице 21-22 и текст § 47.
7. Отчет группы.
Организация: каждой группе предлагается выступить с наработанными во время предыдущего этапа материалами. Отчет о работе группы должен быть кратким и содержать информацию только по полученному заданию. Каждой группе дается не более 5 минут на выступление. Во время прослушивания остальные учащиеся наносят географические объекты (реки и их притоки) на контурные карты, а также заполняют в рабочих тетрадях таблицу, (см. приложение №2)
8. Обобщение и закрепление материала. Формулирование выводов:
Учитель:. Вернемся вновь к нашей совместной работе и попробуем вместе сделать выводы:
Все крупные реки материка текут в Атлантический океан, это связано с особенностями рельефа.
Наличие экваториального, субэкваториального типов климата обуславливает господство дождевого источника питания рек, ? 80% от общего стока.
Выводы записываются на доске и в рабочих тетрадях.
9. На партах у ребят находятся карточки разного цвета:
Красный цвет – урок понравился;
Синий цвет – урок понравился, но возникли дополнительные вопросы;
Зеленый цвет – урок не понравился, показался слишком сложным или скучным;
Учитель просит детей поднять ту карточку, которой они оценивают урок.
10. Домашнее задание: § 47, доделать контурную карту. Самостоятельно изучить озера Южной Америки, в чем их уникальность?