Урок по теме: "Внутренние воды Южной Америки"

Разделы: География


Цели:

  1. Знакомство учащихся с реками Южной Америки и их особенностями.
  2. Воспитание бережного и внимательного отношения к природным ресурсам земли; через работу в группе воспитание чувства ответственности, толерантности, взаимопониманию.
  3. Через сравнение характеристик различных рек развивать умение сопоставлять природу и явления, делать выводы на основе анализа географических знаний.

Тип урока: комбинированный.

Методы и приемы: частично-поисковый, беседа, работа с атласами, игра.

Оборудование: физические и климатические карты Южной Америки, атласы, контурные карты, видеофильм “Амазонка”, издательский дом “Ридерз Дайджест”.

Ход урока.

1. Организация класса.

2. Вводная часть: вступительное слово учителя: сегодня на уроке нам необходимо выявить особенности внутренних вод изучаемого материка. Для этого вы отправитесь в путешествие по рекам Южной Америки, но прежде, чем мы с вами это сделаем, давайте вспомним, какой климат на материке, так как эти знания Вам пригодятся на уроке.

3. Проверка домашнего задания: географический диктант по теме “Климат”, (см. приложение №1)

4. Изучение нового материала. Слово учителя: (на фоне видеофильма).

Южная Америка – самый водообильный материк на Земле. Здесь протекают крупнейшие не только для материка, но и для всей Земли реки – Амазонка, Парана, образующие огромные речные системы. Питание у большинства рек – дождевое. Лишь некоторые реки получают воду за счет таяния снега и льда в горах. Все крупные реки Южной Америки несут свои воды в Атлантический океан. И лишь на западных склонах Анд начинаются реки, впадающие в Тихий океан. Территории внутреннего стока занимают на материке небольшую площадь (около 6%, что в 10 раз меньше, чем в Австралии).

5. Работа в группах.

Класс делится на 3 группы, каждая из которых отправляется в плавание по указанному маршруту.

Перед началом работы перед учащимися с помощью плаката визуализируются “Правила работы в группе.”

  • Когда один говорит, остальные слушают.
  • Каждый имеет право высказаться.
  • Комментарии, в том числе и не словесные, не допускаются.

6. Задания группам.

Карточка-задание №1

Группа отправляется в плавание по реке Ориноко от ее истоков к устью. За время путешествия вам необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Что в переводе на русский язык обозначает название реки; определить географическое положение реки.
  2. Где начинается и куда впадает река?
  3. Определить направление течения.
  4. Режим и питание реки, от чего они зависят?

Карточка-задание №2

Группа отправляется в плавание по самой длинной реке материка Амазонке. Начинайте путешествие с истоков Мараньона и плывите по течению реки до устья. За время путешествия ответьте на вопросы:

  1. Определите местонахождение реки.
  2. Где река берет начало и куда впадает?
  3. Крупные притоки.
  4. Режим и питание реки, от чего они зависят?

Карточка-задание №3

Группа отправляется в плавание по реке Парана и должна узнать ответы на следующие вопросы:

  1. Географическое положение.
  2. Где берет начало и куда впадает река?
  3. Судоходна ли река?
  4. Режим и питание реки.

Слово учителя: Итак, задание получено, но прежде, чем вы отправитесь в путешествие, каждая команда должна выбрать капитана и вид транспорта для плавания. Через 15 минут мы встретимся и обсудим результаты путешествия.

При выполнении вы можете использовать карты атласа на странице 21-22 и текст § 47.

7. Отчет группы.

Организация: каждой группе предлагается выступить с наработанными во время предыдущего этапа материалами. Отчет о работе группы должен быть кратким и содержать информацию только по полученному заданию. Каждой группе дается не более 5 минут на выступление. Во время прослушивания остальные учащиеся наносят географические объекты (реки и их притоки) на контурные карты, а также заполняют в рабочих тетрадях таблицу, (см. приложение №2)

8. Обобщение и закрепление материала. Формулирование выводов:

Учитель:. Вернемся вновь к нашей совместной работе и попробуем вместе сделать выводы:

Все крупные реки материка текут в Атлантический океан, это связано с особенностями рельефа.

Наличие экваториального, субэкваториального типов климата обуславливает господство дождевого источника питания рек, ? 80% от общего стока.

Выводы записываются на доске и в рабочих тетрадях.

9. На партах у ребят находятся карточки разного цвета:

Красный цвет – урок понравился;

Синий цвет – урок понравился, но возникли дополнительные вопросы;

Зеленый цвет – урок не понравился, показался слишком сложным или скучным;

Учитель просит детей поднять ту карточку, которой они оценивают урок.

10. Домашнее задание: § 47, доделать контурную карту. Самостоятельно изучить озера Южной Америки, в чем их уникальность?