Цели:
- обобщить знания о географическом положении, рельефе, климате и природе материка Антарктиды,
- продолжить развивать умение работы с картой, логическое мышление, связную речь учащихся,
- воспитывать у детей интерес к познанию окружающего мира, интерес к предмету
1. Организационный момент.
На многие километры, уходя в даль, лежит ровная пустыня, в которой ничего нельзя увидеть, кроме снега.
Всего два цвета: белый цвет снега и голубой – неба. Это самый суровый край на свете. Здесь самые страшные морозы, самые свирепые метели полгода здесь стоит беспросветная полярная ночь, полгода – непрерывный день, когда солнце почти не заходит за горизонт. Но даже чистое полярное солнце не может пробудить к жизни этот навсегда застывший в стуже континент.
2. Сообщение темы урока.
- Что же это за континент? (Антарктида)
- Сегодня мы еще раз поговорим об удивительном континенте, побываем на нем и заглянем в будущее.
3. Обобщение знаний.
( Одновременно дается задание трем учащимся, которые решают кроссворды).
- Почему материк так называется? (Противоположный Арктике)
- В чем заключается своеобразие географического положения Антарктиды по сравнению с другими материками земли? (В центре – Южный полюс, все берега – северные)
- Что представляет собой рельеф материка? (Дети дают характеристику рельефа)
Сообщение ученика:
Непонятно почему, но в Антарктиде не бывает землетрясений. Там есть молодые складчатые горы, есть вулканизм, материк окружен движущимися срединно-океаническими хребтами, и, безусловно, должны протекать тектонические процессы. Однако из всех континентов земли только здесь до сих пор не зарегистрированы подземные толчки. Этот вопрос остается открытым.
- В Антарктиде в 520 км от южного полюса ученые нашли окаменевшие кости черепа и позвонки какого-то древнего животного. Лабораторные исследования показали, что эти останки принадлежат древнему крокодилу, обитавшему на континенте около 200 млн. лет назад. О чем свидетельствует эта находка? (Антарктида – часть Гондваны)
- Каков сейчас органический мир материка? (Ответы детей)
На доске вывешиваются решенные кроссворды. В выделенных клеточках получаются слова “самый”, “мирный”, “материк”
- Антарктида – самый мирный материк. Действительно ли так или нет? Давайте порассуждаем.
Сообщение ученика “1959 г – договор о мирных научных исследованиях”
4. Работа с учебником Крыловой О.В. Материки и океаны
( с.203 вопросы 3,4,5)
- Полюс холода -89,2 t (на доске вывешивается название полюса)
Почти на 1/4 материка температура самого теплого месяца в году не поднимается выше -32 С, а на всех других материках температура самого теплого месяца - выше 0 С. Антарктиду называют “Ледяным континентом”, “Страной морозов и жестокого солнца”. Но в Антарктиде есть удивительное место – оазис Ширмахера
Сообщение ученика: Оазис Ширмахера в Антарктиде полярники называют курортом. Это небольшая замкнутая скалами котловина в восьмистах метрах от станции Новолазоревская. Зимовщики принимают здесь солнечные ванны, купаются в маленьком озере. В разгар антарктического лета почва нагревается до +30, а вода до +15.
- Полюс ветров – Земля Адели ( на доске вывешивается название полюса)
Скорость ветра 50 м/с, порывы – до 90 м/с.
Сообщение ученика “Ветра в Антарктиде”.
- Полюс недоступности ( на доске вывешивается название полюса).
Высота 3400 м, толщина льда по данным зондирования - 2980м. Температура в самые тёплые часы суток поднимаются всего до -25, а ночью бывает около -40. И это летом. У людей на такой высоте начинает побаливать голова, почти все задыхаются при быстром движении или тяжелой работе. Время от времени нарушается ритмичность дыхания. Силы расходуются удивительно быстро, люди стараются их экономить.
- Какой вывод мы можем сделать? Антарктида – мирный материк?
5. Путешествие в Антарктиду.
- Совершим небольшое путешествие в Антарктиду. Закройте глаза и представьте, что
Пришел июль. Пора и отдохнуть.
Берём путевку и скорее в путь
Погреться хочется на пляже Антарктиды,
Сажусь на Боинг: три часа пути
Под нами берег лучше не найти
Слоны и страусы под пальмами лежат
В воде барахтается группа медвежат
Песок нагрелся. На градуснике тридцать,
Воды прохладной хочется напиться.
Иду к реке. Там плавает пингвин,
Гуляет важно морж, как господин.
На айсбергах катаются мальчишки,
Их догоняют зебры – шалунишки,
И мамы наблюдают в стороне…
А может это все приснилось мне?
- Что же мне приснилось то, чего не бывает наяву? Задание: найти ошибки.
6. Домашнее задание
Придумать рассказ с ошибками об Антарктиде (не менее 10 ошибок).
7. Пресс-конференция
- Сейчас мы с вами перенесемся в зал заседаний, где проходит пресс-конференция по вопросу “Какое будущее ожидает Антарктиду?” Мне бы хотелось задать вопрос нашим уважаемым обозревателям. Английский путешественник Джеймс Кук в своём дневнике по итогам плавания 1772 – 1775 гг. написал, что Антарктида обречена на вечный холод, что безрассудно идти дальше на юг для достижения материка, который, как он подсчитал, “будучи открытым и исследованным, все равно не принес бы пользы ни мореплаванию, ни географии, ни другим наукам”. Как вы прокомментируете высказывание Дж Кука с позиции сегодняшнего дня?
Обозреватель по экономическим проблемам:
- Действительно, Антарктида на первый взгляд может показаться дикой и утаённой, но сколько тайн, открытий содержит в себе этот материк! И то, что эти открытия принесут немного пользы, позвольте не согласиться. Сейчас уже разгадана тайна Гондваны, древнего гигантского континента в южном полушарии, расколовшегося на части, которые начали расходиться – дрейфовать, и заняли современное положение. Одним из осколков и была Антарктида – это знаменитая теория Вегенера.
Из этой загадки Гондваны следует практический вывод: если Антарктида имела общую геологическую историю с другими континентами южного полушария, то они должны иметь и общие полезные ископаемые: урановые руды, железные руды, медно-молибденовые руды. Южный океан также имеет практический интерес, в последние годы ведутся комплексные исследования биологических ресурсов.
Обозреватель экологических проблем:
- Да, сейчас вряд ли кто-нибудь сможет согласиться со словами знаменитого Дж. Кука, ведь исследование Антарктиды – это ключ к пониманию циркуляции атмосферы и океана, изменение уровня океана, изучению прошлых изменений климата, прогнозу будущего климата планеты. Человечеству совсем не безразлично, что будет с нашей планетой через 50 – 200 лет, а это во многом зависит от южнополярного ледникового покрова и его взаимодействия с остальными компонентами природы, в том числе с деятельностью человека. Все мы прекрасно также знаем, что Антарктида – накопитель пресной воды, которой не хватает во многих регионах земли, и сейчас существуют проекты транспортировки айсбергов.
Обозреватель политических проблем.
Действительно, ледяной континент был никому не нужен, взгляды крупных государств были направлены на территории, богатые растениями, полезными ископаемыми, заселенными людьми которых можно было эксплуатировать. Первой страной, которая сделала своими колониями антарктические земли, стала Англия. Именно она продавала лицензии другим странам на добычу китов, тюленей в районе Антарктического полуострова. Затем первая мировая война, отзвуки которой докатились до южного континента, наглядно показала военно-стратегическое значение антарктических территорий. Вторая мировая война вторглась уже на сам материк, где развернулись настоящие боевые действия. Параллельно с этим шла борьба за различные территории Антарктиды. Обратите внимание на карту…
И только 1декабря 1956 г. 12 государств подписали договор об Антарктиде. Из всего этого видно, что, несмотря на ледяной панцирь, Антарктида способна принести большие доходы.
Обозреватель по социальным проблемам:
- Еще одно направление развития Антарктиды – проектирование на материке городов будущего. Ведь не всегда ее освоение будет ограничено лишь поселками научных станций.
Ведущий:
- Итак, мы выслушали выступления наших гостей. Какие вопросы у журналистов к ним возникли?
Журналист:
- В 50 – 60 –е гг. в западной прессе промелькнуло сообщение о том, что в Антарктиде обнаружены месторождения алмазов. В дальнейшем никаких подробностей не было. Как вы оцениваете вероятность истинности этого сообщения?
Обозреватель по экономическим проблемам:
- Я уже говорил, что если Антарктида была частью Гондваны, то в наборе полезных ископаемых она должна иметь алмазы, подобные южноамериканским. В данный момент они находятся под мощным ледяным панцирем, но сейчас ученые работают над тем, как их извлечь.
Журналист:
- Рано или поздно, минеральные ресурсы будут вовлечены в мировое хозяйство. Какие экономические проблемы могут возникнуть при добыче полезных ископаемых?
Обозреватель по экологическим проблемам:
- Загрязнение атмосферы твердыми частицами; загрязнение вод южного океана; загрязнение территории материка; обеспечение устойчивости ледяного покрова, так как при ее отсутствии возможно повышение уровня мирового океана.
Журналист:
- В последние десятилетия было замечено, что примерно с 1975 г каждой весной над Антарктидой образуется так называемая озоновая дыра, содержание озона снижается до 50%. В чем причина появления озоновых дыр именно над Антарктидой, ведь там же нет промышленных предприятий, постоянных поселений?
Обозреватель по экономическим проблемам:
- Несмотря на то, что Антарктиде нет промышленности, промышленных загрязнениях, все они в конце концов достигают Антарктиды независимо от того, где происходит выброс. Поэтому охрана природы Антарктиды является международной проблемой. Но самой главной причиной образования озоновых дыр является то, что озоновый слой над полюсами нашей планеты очень тонкий.
Журналист:
- Возможен ли новый всемирный потоп за счет Антарктиды?
Обозреватель по экологическим проблемам:
- Существуют две точки зрения: первая – разрушение ледникового щита Антарктиды не является неизбежным, так как для его таяния необходимы более высокие температуры.
Вторая – антарктический ледниковый покров удерживает от выброса большого объема льда в океан – зона, где лёд приморожен к лоту. При разрушении зоны возможен выброс льда в океан.
Журналист:
- Какие города будущего предвидятся в Антарктиде? Один участник антарктической экспедиции писал, что год зимовки делает человека одновременно старше и моложе на 10 лет. Можете ли вы прокомментировать эти слова?
Обозреватель по социальным проблемам:
- Во время таких зимовок люди испытывают минуты душевного прозрения и находят какие то принципы жизни при соприкосновении с природой. Особую ценность имеют воспоминания человека, обладающие большой силой воздействия – они как бы тонизируют. Огромное влияние на человека оказывает красота и в любом случае величие южнополярной природы. Пребывание в Антарктиде можно считать полезным для здоровья, например по данным бельгийской экспедиции, антарктический воздух самый чистый на земле.
Журналист:
- Расскажите об особенностях правового режима Антарктиды.
Обозреватель политических проблем:
- На суровом материке дружно работают специалисты разных стран мира, всегда оказывающие помощь и содействие друг другу. Здесь, на полюсе холода в штормовой прибрежной полосе, в самых суровых условиях они учатся жить в мире и дружбе, что является, может быть самым ценным результатом всех антарктических экспедиций.
8. Подведение итогов
- Какое будущее у ледяного континента?
- Самый ли мирный материк Антарктида?
9. Заключение
И лежит это неведомый край снега и льда за Южным полярным кругом, ослепительно сияя в лучах солнца или окутанный облаками и вихрями пурги во тьме полярной ночи. Он по-своему красив, этот край. И кто побывал там однажды, тот всегда будет вспоминать великое молчание ледяной пустыни, холодные всполохи полярного сияния, уютные огоньки зимовок, укрытых сугробами снега.