Цели и задачи.
- Проверить знание учащимися основных терминов, понятий и определений по разделу; знание основных особенностей климата, климатообразующих факторов, неблагоприятных климатических явлений.
- Определить уровень умения учащихся:
работать с климатическими картами, климатограммами;
составлять характеристику климата;
устанавливать причинно-следственные связи;
решать проблемные вопросы. - Воспитывать трудолюбие, максимальную работоспособность на уроке, дисциплинированность, товарищескую взаимопомощь, поддержку.
Оборудование.
- Физическая карта России.
- Климатическая карта России.
- Атласы.
- Схема.
- Раздаточный материал.
- Магниты.
Дополнительная литература: Воробцова Т. Н. Методическое пособие, Элькин Г. Н. Методическое пособие.
Тип урока: урок-игра; урок контроля и проверки знаний.
Ход урока
1. Организационный момент .
1. Подготовка к игре: класс делится на 3 команды
2. Представление названий команд капитанами.
3. Объяснение учителем условий игры.
Конкурс 1 (max 3 балла).
Климатообразующие факторы.
Каждая команда получает по 5 “лучиков”, на каждом из которых подписан термин, в т.ч и климатообразующие факторы. Из 5 нужно выбрать 3 климатообразующих фактора и прикрепить к “Солнцу” на доске.
Примерный набор терминов: географическое положение, деятельность ветра, тектоническое строение, циркуляция ВМ, подстилающая поверхность, древнее оледенение, морские течения, растительность, текучие воды, высота места над уровнем моря, близость морей и океанов, почвы, направление горных хребтов, деятельность человека, солнечная радиация.
Конкурс 2 (max 10 баллов).
Климат. Погода.
Каждая команда получает карточку-задание, в которой 1 задание – частично поискового характера по определению типа климата; 2 задание – проблемного характера: смоделировать ситуацию.
Команда 1.
Климат, погода.
Вы проживаете на территории Волгоградской области, определите климатический пояс и тип климата для данной территории.
В зимний период времени на территорию Волгоградской области вторгается морская умеренная воздушная масса. Какую погоду она принесёт?
Команда 2.
Климат, погода.
Определите для территории республики Саха климатический пояс и тип климата.
В зимний период времени на территории Якутии устанавливает господство континентальная умеренная воздушная масса. Какую погоду она приносит?
Команда 3.
Климат, погода.
Вы собираетесь в Приморский край в Хабаровск, определите климатический пояс и тип климата этой территории.
В летний период времени на территории Приморского края господствует морская умеренная воздушная масса. Какая погода там устанавливается?
Конкурс 3 (max 10 баллов).
Термин – определение.
Каждая команда получает по 10 карточек зеленого цвета, где указаны термины по теме и 30 – белого, где даны определения к ним. Нужно найти соответствие между термином и определением. Каждый игрок берет по 1 заданию и одному дополнительному.
Капитан оценивает каждого игрока.
А учитель – команду – в целом.
Термины: (карточки зелёного цвета): 1) воздушные массы; 2) солнечная радиация; 3) суммарная радиация; 4) трансформация; 5) атмосферный фронт; 6) теплый фронт; 7) холодный фронт; 8) циклон; 9) антициклон; 10) изобары; 11) изотермы; 12) коэффициент увлажнения; 13) испаряемость; 14) испарение, 15) температурная инверсия, 16) муссон, 17) агроклиматические ресурсы, 18) климатология, 19) климат, 20) погода, 21) отраженная радиация, 22) поглощенная радиация, 23) пыльные бури, 24) рассеянная радиация, 25) ураган, 26) климатообразующие факторы, 27) суховей, 28) засуха, 29) гололёд, 30) облака.
Определения: (карточки белого цвета).
- Подвижные части тропосферы, отличающиеся друг от друга своими свойствами – температурой, влажностью, прозрачностью.
- Излучение Солнцем тепла и света.
- Общее количество солнечной энергии, достигающее поверхности Земли.
- Процесс изменения свойств ВМ.
- Переходная зона, разделяющая различные по свойствам ВМ.
- Перемещение теплых ВМ в сторону холодных.
- Перемещение холодных ВМ в сторону тёплых.
- Атмосферный вихрь с низким давлением в центре.
- Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре.
- Линии равного давления.
- Линии, соединяющие точки с одинаковым значением температуры.
- Отношение годовой суммы осадков к испаряемости за тот же период.
- Количество влаги, которое может испариться при данных атмосферных условиях.
- Количество влаги, которое испаряется с поверхности.
- Повышение температуры с высотой.
- Ветер, меняющий направление дважды в год.
- Благоприятное сочетание тепла и влаги для выращивания растений.
- Наука о климате.
- Многолетний режим погоды.
- Состояние нижнего слоя тропосферы в данном месте и в данный момент времени.
- Количество солнечной радиации отраженной поверхностью Земли.
- Количество солнечной радиации, поглощенное земной поверхностью.
- Сильные и продолжительные ветры, выдувающие верхний слой почвы.
- Часть солнечной радиации, рассеянная в атмосфере.
- Ветер, достигающий огромной скорости.
- Факторы, оказывающие влияние на формирование климата.
- Ветер с высокой температурой и очень низкой относительной влажностью.
- Длительная сухая погода при повышенной температуре воздуха с отсутствием или незначительным количеством осадков.
- Слой плотного льда, образующийся на поверхности земли.
- Скопление капель водяного пара в нижнем слое атмосферы
Конкурс 4 (max 4 балла).
Найдите географические ошибки.
Командам предлагается тексты, в которых даны 4 ошибки по характеристике типа климата. Тексты разные, но однотипные.
Команда 1.
Найдите 4 ошибки.
Умеренно континентальный климат Западной Сибири сложился в условиях значительной близости к Атлантическому океану, наличия невысоких Уральских гор, которые свободно пропускают морские ВМ с Атлантики. Зима здесь холодная и продолжительная, лето достаточно теплое. Количество осадков увеличивается от 300 мм на севере до 600 мм на юге.
Команда 2.
Найдите 4 ошибки.
Умеренно континентальный климат Восточно-Европейской равнины формируется под влиянием арктических ВМ, равнинности территории, над которой ВМ свободно проникают на юг, зима здесь менее сурова, лето теплое. Годовые амплитуды температуры достигают 40–65о С и более. Количество осадков примерно одинаково по всей территории равнины – 600 мм. Наблюдается изменение увлажнения от избыточного до недостаточного. На северо-западе равнины наиболее выражена антициклональная деятельность.
Команда 3.
Найдите 4 ошибки.
Резко континентальный климат Восточной Сибири сложился в условиях значительной близости к океанам, положения территории в умеренном поясе, наличия высоких гор, которые свободно пропускают морские воздушные массы с Тихого океана. Здесь круглый год преобладают морские массы воздуха. Из-за этого зима холодная и продолжительная, а лето сравнительно теплое, в южных районах даже жаркое. Зимой случаются морозы до – 60о С и ниже. Чем объясняются такие низкие зимние температуры? Поверхность Земли в это время года медленно охлаждается. Постепенно охлаждаются, уплотняются и нижние слои воздуха. Возникает устойчивый антициклон. Устанавливается ясная, малооблачная и очень холодная погода.
Конкурс 5 (max 6 баллов).
Прочтите климатограмму.
Климатограммы одинаковы для 3 команд. Определить, какая климатограмма соответствует каждому из городов: Москва, Хабаровск, Чита.
Конкурс 6 (max 5 баллов).
Отправляйтесь в экспедицию.
Команды получают задания, в которых указан маршрут их экспедиция. Из предложенных карточек с названием снаряжения выбирают те, которые необходимы в данном походе (с учетом климатических условий местности).
Команда 1.
“Отправляйтесь в поход”.
Ваша команда зимой поездом добирается из Волгограда до Мурманска и отправляется в поход по Кольскому полуострову. Какое туристическое снаряжение вам потребуется?
Выберите из приведённого списка.
Команда 2.
“Отправляйтесь в поход”.
Ваша команда летом самолётом добирается из Норильска до Абакана и отправляется в поход по Алтайским горам. Какое туристическое снаряжение вам потребуется?
Выберите из приведённого списка.
Команда 3.
“Отправляйтесь в поход”.
Ваша команда летом самолётом добирается из Норильска до Иркутска и отправляется в поход по Прибайкалью. Какое туристическое снаряжение вам потребуется?
Выберите из приведённого списка: (Список одинаков для всех команд).
- Рюкзак
- Спальный мешок
- Спасательный жилет
- Топор
- Фляга
- Термос
- Ледоруб
- Карабин альпинистский
- Лопата сапёрная
- Палатка
- Спички
- Фонарик карманный
- Накомарник
- Лыжи туристические
- Бахилы
- Куртка пуховая
- Спасательный жилет
- Компас
- Аптечка
- Байдарка
- Валенки
- Верёвка
- Матрас надувной
Индивидуальная проверка знаний и умений учащихся.
Тест по вариантам.
Вариант 1.
Какой океан оказывает основное влияние на климат России:
а) Северный Ледовитый;
б) Атлантический;
в) Тихий;
г) Индийский.
Основные районы действия летних циклонов:
а) Восточная Сибирь;
б) Дальний восток;
в) запад Русской равнины;
г) Арктические побережья.
Количество воды, которое может испариться при данной температуре:
а) испарение;
б) испаряемость;
в) коэффициент увлажнения;
г) туман.
Самые высокие температуры летом наблюдаются летом:
а) на Прикаспийской низменности;
б) на юге Приморья;
в) на Северном Кавказе;
г) на юге Урала.
Россия не расположена в климатическом поясе:
а) арктическом;
б) умеренном;
в) субтропическом;
г) субарктическом.
Вариант 2.
На большей части России климат формируют воздушные массы:
а) арктические;
б) умеренные;
в) тропические;
г) экваториальные.
Общее количество солнечной энергии, достигающее поверхности Земли, - это:
а) солнечная радиация;
б) суммарная радиация;
в) поглощенная радиация;
г) радиационный баланс.
Зимой климат России больше всего формируется под воздействием:
а) Азиатского максимума;
б) Арктического максимума;
в) Исландского минимума;
г) Алеутского минимума.
При коэффициенте увлажнения больше 1 увлажнение считается:
а) избыточным;
б) недостаточным;
в) крайне недостаточным.
Самое холодное место в России:
а) остров Рудольфа;
б) Оймякон;
в) Кольский полуостров;
г) Таймыр.
Подведение итогов игры.
Выставление оценок.