Открытый урок по географии для 7-го класса по теме: "Рельеф Земли"

Разделы: География


Цель урока: опираясь на знания учащихся из курса 6 класса, продолжить формирование таких понятий, как литосфера, рельеф, научить наблюдать, сравнивать и сопоставлять изучаемые явления, выделять общие признаки.

Задачи урока:

1. Сформировать у учащихся представление о размещении крупных форм рельефа на поверхности Земли.

2. Обосновать причины разнообразия рельефа как результат взаимодействия внутренних и внешних сил Земли.

3. Продолжить формирование навыков работы с картой.

Оборудование: Физическая карта мира и карта строения земной коры. Карточки с терминами: “горы”, “равнины”, “котловины”, “СОХ”, “желоба”, “островные дуги”, фотографии с видами гор разного возраста и различных форм рельефа.

План урока

I Повторение темы “Литосфера. Строение земной коры”.

II Изучение нового материала.

1. Понятие рельефа.

2. Образование равнин и гор.

3. Внутренние и внешние силы Земли.

III Закрепление изученного материала.

IV Задание на дом.

V Список литературы

Ход урока

I. Повторение изученного материала

Повторение производится в форме фронтального опроса. Примеры вопросов.

  • Что такое литосфера? Какие виды земной коры вы знаете?
  • Что такое сейсмический пояс?
  • Покажите на карте места расхождения литосферных плит.
  • Какие доказательства движения литосферных плит вы можете привести?
  • Где в Евразии много вулканов? Объясните этот факт.

II. Изучение нового материала

 

1. Понятие рельефа

Вопросы к учащимся:

- Кто помнит из курса 6 класса, что такое рельеф? (Рельеф - совокупность неровностей земной поверхности). Учащиеся записывают данное определение в словарик, который находится с обратной стороны тетради.

- Вспомните, какие формы рельефа вы знаете и заполните схему на доске. На доске учитель вывешивает схему из перевернутых карточек с терминами:

img1.jpg (44545 bytes)

Рис.1. Блок-схема “Рельеф Земли”

Ученики заполняют схему в тетради. Затем учитель переворачивает карточки в схеме на доске и происходит проверка полученных результатов.

2. Образование равнин и гор

Учитель строит объяснение по данной схеме. По ходу рассказа учителя учащиеся переносят схему в свои тетради.

img2.jpg (57128 bytes)

Рис. 2. Образование равнин

Образование равнин. Океаническая земная кора (мягкая и тонкая) легко сминается в складки, и на ее месте могут образоваться горы. Тогда породы, слагающие ее, поднимаются на высоту нескольких километров над уровнем моря. Происходит это в результате интенсивного сжатия. Мощность земной коры возрастает до 50 км.

Едва родившись, горы начинают медленно, но неуклонно разрушаться под действием внешних сил – ветра, водных потоков, ледников, да и просто перепадов температур. В предгорных и межгорных прогибах накапливается большое количество обломочных пород, причем внизу оказываются более мелкие, а вверху – все более грубые.

Старые (глыбовые, возрожденные) горы. Океаническая земная кора сминалась в складки, они разрушались до состояния равнин, затем альпийская эпоха складчатости возродила горный рельеф на месте разрушенных горных сооружений. Эти невысокие горы имеют небольшую высоту и вид глыб. Далее учащиеся, работая с тектонической и физической картами, приводят примеры древних гор (Уральские, Аппалачи, Скандинавские, Драконовы, Большой водораздельный хребет и т.д. )

img3.jpg (84242 bytes)

Рис. 3. Образование старых (глыбовых, возрожденных) гор

img4.jpg (90236 bytes)

Рис. 4. Уральские горы

Средние (складчато-глыбовые) горы образовывались также, как и древние, но разрушение не довело их до состояния равнин. Их глыбообразование началось на месте полуразрушенных гор. Так образовались средние глыбово-складчатые горы. Далее учащиеся, работая с тектонической и физической картами, приводят примеры средних гор (Кордильеры, Верхоянский хребет).

img5.jpg (75649 bytes)

Рис. 5. Средние (глыбово-складчатые и складчато-глыбовые обновленные) горы.

img6.jpg (72370 bytes)

Рис. 6. Северный Сантьяго. Кордильеры.

Молодые горы образуются и в настоящее время. Являясь молодыми горами, они не несут признаков разрушения. В основном, это горы высокие, имеют вид складок. Часто их вершины острые, покрытые снежными шапками. Яркими примерами молодых гор являются Альпы, Гималаи, Анды, Кавказ и т.д.

img7.jpg (60826 bytes)

Рис.7. Молодые горы

img8.jpg (96452 bytes)

Рис. 8. Кавказ. Домбай.

3. Внутренние и внешние силы Земли

Вопросы к учащимся:

- Скажите, почему океаническая земная кора превращается в горы? (действуют внутренние силы Земли)

- Почему горы превращаются в равнины? (действуют внешние силы Земли).

- Итак, какие силы Земли влияют на облик рельефа нашей планеты? (внутренние и внешние).

- Давайте вместе с вами нарисуем схему, которая поможет нам разобраться, что это за силы и каким образом они действуют.

img9.jpg (78459 bytes)

Рис.9. Рельефообразующие факторы.

Схема заполняется по ходу рассказа учителя.

С давних пор гранит являлся олицетворением стойкости и прочности. С гранитом в равной степени можно сравнить и волевого, несгибаемого человека, и нерушимую, верную дружбу. Однако даже гранит рассыплется в мелкий щебень, крошку и песок, если он длительно будет испытывать перепады температур, влияние ветра, деятельность живых организмов и человека.

Перепады температур. С первыми лучами Солнца высоко в горах начинает таять снег и лед. Вода проникает во все трещины и углубления горных пород. Ночью температура падает на несколько градусов ниже нуля, и вода превращается в лед. При этом она увеличивается в объеме на 9% и раздвигает трещины, расширяя и углубляя их. Так продолжается день за днем, год за годом, пока какая-нибудь трещина не отделит от основного массива кусок горной породы и тот не скатится по склону. Горные породы также подвергаются то нагреванию, то охлаждению. У входящих в них минералов разная теплопроводность. Расширяясь и сжимаясь, они разрывают прочные связи между собой. Когда же эти связи полностью разрушаются, порода превращается в песок.

img10.jpg (117057 bytes)

Рис. 10. Разрушение горных пород в горах под воздействием перепадов температур.

Активное воздействие растительных и животных организмов на горные породы становится причиной биогенного выветривания. Корни растений совершают механическое разрушение, а кислоты, выделяющиеся в процессе их жизнедеятельности, - химическое. В результате многолетней деятельности живых организмов возникают коралловые рифы и особый вид островов – атоллы, образованные известковыми скелетами морских животных.

img11.jpg (88330 bytes)

Рис. 11. Коралловый атолл - результат деятельности морских организмов

Реки и Мировой океан также накладывают отпечаток на рельеф Земли: река образует русло и речную долину, воды океана формируют береговую линию. Поверхностные воды оставляют шрамы оврагов на поверхности холмов и равнин. Льды при своем движении бороздят прилегающие территории.

img12.jpg (94987 bytes)

Рис.12. Брайс-каньон в США, образованный в результате деятельности текучих вод

img13.jpg (87336 bytes)

Рис. 13. Дорога в Абхазии к озеру Рица, проложенная по дну ущелья горной реки

img14.jpg (112514 bytes)

Рис. 14. Песчано-галечный пляж в Крыму, образованный в результате деятельности волн

Полновластным хозяином открытых пространств является ветер. Встречая на своем пути препятствия, он образует величественные холмы – дюны и барханы. В пустыне Сахара высота некоторых из них достигает 200 – 300 метров. В горных массивах, расположенных в пустыне, почти никогда не бывает рыхлого материала, заполняющего углубления и трещины. Вот почему возникают эоловые формы рельефа, напоминающие башни, столбы и причудливые замки.

img15.jpg (160311 bytes)

Рис. 15. Останцы в пустыне напоминают сказочные замки

img16.jpg (61257 bytes)

Рис. 16. Песчаные дюны.

img17.jpg (110269 bytes)

Рис. 17. Бархан

Хозяйственная деятельность человека тоже вызывает изменения рельефа. Человек добывает полезные ископаемые, в результате чего образуются карьеры, строит здания, каналы, делает насыпи и засыпает овраги. Это все прямое воздействие, но оно может быть и косвенным, представляющим собой создание благоприятных условий для рельефообразующих процессов (распашка склонов вызывает бурный рост оврагов).

III Закрепление пройденного материала

Отгадайте кроссворд.

img18.jpg (47244 bytes)

По горизонтали: 1. Форма рельефа, образовавшаяся в результате деятельности ветра. 3. Подземные удары и колебания земной поверхности, вызванные тектоническими движениями. 5. Твердая оболочка Земли 7. Внешняя сила, оказывающая влияние на формирование рельефа. 9. Форма рельефа, по каналам которой на земную поверхность извергаются лава, горячие газы и водяной пар. 11. Средние складчато-глыбовые горы. 13. В какой части Земли земная кора более тонкая? 14. Вид движений земной коры.

По вертикали: 1. Нижний слой океанической земной коры 2. Относительно ровный участок земной поверхности с небольшими перепадами высот 4. Молодые горы 6. Совокупность неровностей земной поверхности 8. Постоянный водный поток, оказывающий сильное влияние на рельеф 9. Разрушение горных пород в результате воздействия ветра 10. Древние глыбовые горы 12. Форма рельефа, образованная в результате деятельности временного водотока на склоне.

Ответы на кроссворд.

По горизонтали: 1. бархан 3. землетрясение 5. литосфера 7. ветер 9. вулкан 11. Кордильеры 13. океан 14. поднятие

По вертикали: 1. базальт 2. равнина 4. Кавказ 6. рельеф 8. река 9. выветривание 10. Аппалачи 12. овраг

Подведение итогов.

IV. Домашнее задание.

§ 5 по учебнику Коринской В.А., Душиной И.В., Щенева В.А. География материков и океанов. 7 кл.: Учебник для общеобразовательных заведений - 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 320 с.: ил., карт.

V. Список литературы.

  1. Володина Г.В. и др. Физическая география. Справочное издание. М.: Высшая школа, 1995. – 304 с.: ил.
  2. Душина И.В. География материков и океанов. 7 кл. Рекомендации по планированию уроков по учебникам И.В Душиной, В.А. Коринской, В.А. Щенева “География. Наш дом - Земля” и В.А. Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенева “География материков и океанов”: Метод. Пособие. – М.: Дрофа, 2003. – 128 с.
  3. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. 7 кл.: География материков и океанов. 7 кл.: Метод. Пособие. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 128 с.: ил.
  4. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. 7 кл.: Учебник для общеобразовательных заведений - 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 320 с.: ил., карт.
  5. Лазаревич К.С., Лазаревич Ю.Н. Справочник школьника. География. 6 – 10 классы. – М.: Дрофа, 1997. – 368 с.: ил., карт.
  6. Максаковский В.П., Баринова И.И., Дронов В.П. и др. География: Пособие для поступающих в вузы - 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 480 с.: ил., карт.
  7. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс.- М.: ВАКО, 2005. – 288 с.
  8. Сиротин В.И. Программы общеобразовательных учреждений. География. 6 – 11 классы. М.: Просвещение, 2000.
  9. www.rosfoto.ru
  10. www.mota.ru