Цели урока: формирование у учащихся представлений о разных видах движения вод Мирового океана, причинах их вызывающих.
Образовательные задачи:
- на основе житейского опыта учащихся создать у них представление о движение вод Мирового океана и причинах их вызывающих;
- продолжить формирование навыков выделять существенные признаки объектов;
- описать причины образования приливных волн, цунами, течений;
- развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе сопоставления фактической, картографической информации.
Развивающие задачи:
- развивать логическое мышление (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей между типами движения и причинами их вызывающими);
- развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения полученной информации;
- развивать осмысленное запоминание понятий.
Воспитательные задачи: продолжить формирование у учащихся научного мировоззрения.
Средства обучения: компьютер, мультимедиапроектор (техническое обеспечение), электронная презентация урока, индивидуальные карты для учащихся (средства формирования представлений и первичных понятий).
Тип урока: Изучение нового материала.
ХОД УРОКА
1. Организация работы на уроке.
(Учитель объясняет учащимся порядок работы на уроке.)
У каждого из вас на столах находятся индивидуальные карты нашего урока, в которых обозначен весь материал урока, указаны задания, которые вам необходимо сделать.
2. Целевая ориентация. (Учитель обращается к жизненному опыту учащихся, к их внутренним образам.). Слайд № 1 (изображение прибоя и звуковое сопровождение (для вставки звука можно использовать CD “Голоса и звуки природы. Сборник”.)
Звучат звуки моря.
Закройте глаза и представьте то, о чем я вам рассказываю.
- Пусто кругом: ни паруса, ни дымка на горизонте! Куда ни взглянешь, все та же безбрежная водяная равнина, слегка волнующаяся и рокочущая каким-то таинственным гулом, окаймленная со всех сторон прозрачной синевой безоблачного купола. Вода теплая, и одновременно освежающая.
- Расскажите мне о своих впечатлениях, о морской воде в виде определений.
Морская вода…….
Морская вода…..
Морская вода…..
Учащиеся вспоминают о своих впечатлениях, в ходе которых выясняется, что в море вода солёная, обладает определенной температурой, находится в движении. Этот ответ учащиеся и записывают в индивидуальную карту.
Учитель подводит итог. Все это является свойствами вод Мирового океана. И сегодня мы с вами познакомимся с одним из них.
3. Формулирование темы и задач урока.
Постарайтесь сформулировать тему нашего урока на основе моего рассказа.
Слайд № 2 (Изображение прибоя и звуковое сопровождение).
(Звуки моря.)
Рассказ учителя.
Поверхность Мирового океана никогда не бывает спокойной.
Нигде не видно покоя. Все в движении, и как наш корабль, то, подымаясь, то, опускаясь, ложится на сторону боком, так и всё вокруг нас колышется, и ни один клочок обширного моря ни на секунду не сохраняет одного и того же вида. В отдалении волны кажутся небольшими холмами и по ним шныряют гребни в виде клочьев белой шерсти. Когда же волна приближается к нашему кораблю, она становится больше и шире, - поднимается из воды, затем сразу появляется на её вершине белый гребень. Он с шумом и пеной, как бурный поток, вырывается из водяной горы: верхнюю половину гребня ветер превращает в мелкие брызги и бросает нам в лицо шипящую пену, другая половина быстро опускается вместе с волной. Где мы видели только что грозную водяную гору, там появляется водная долина. Затем перед нашими глазами поднимается опять новая волна.
Учитель подводит итог. Итак, тема нашего урока…
Учащиеся называют и записывают в свои индивидуальные карты: “Движение воды в океане”.
Это движение может быть разным. Одно из них я вам сейчас продемонстрирую…..
4. Изучение нового материала.
Слайд № 3. (Демонстрация опыта (опыт может быть снят заранее и вставлен в презентацию, или продемонстрирован графически, с помощью средств анимации.)
А. Ветровые волны.
Формирование представление о причинах образования ветровых волн
Опыт. В стеклянную тарелку наливается вода, помещается на кодоскоп, и предлагается одному ученику подуть на неё. На поверхности воды образуются как бы небольшие волны, которые напоминают морские, только во много раз меньше.
Вопросы к опыту?
Задание. А теперь, используя свои наблюдения за проведенным опытом, рисунок, расскажите, как образуются волны. Слайд № 4 (анимированный ролик, демонстрирующий образование ветровых волн.)
Учащиеся анализируют свои наблюдения, рисунок, и делают соответствующие записи.
Ветер давит на водную поверхность ………… Там, где его давление …….., появляются углубления, а вытесненная из них вода ………, образуя ……… Частицы воды в волне опускаются ………., тесня соседние частицы, - возникают новые ………
Подведение итогов работы учителем.
А значит ветер и степень волнения моря тесно связаны. Попробуйте сформулировать свой закон.
Учащиеся приходят к выводу, что чем сильнее ветер, тем выше степень волнения моря. (Слайд № 5 – формулировка закона.)
Формирование представлений об основных частях волны. (Слайд № 6 – изображение волны с её отдельными частями.)
Вопросы к слайду. Внимательно рассмотрите рисунок.
- Какие характерные признаки волны выделяются?
- Что такое гребень волны?
- Что такое вершина волны?
- Чем подошва волны отличается от ложбины?
- Как следует понимать выражение, что длина волны составляет 7 метров?
- Что такое высота волны?
Задание. Подпишите основные части волны на своих рисунках.
Скажите, а можно ли без приборов, находясь на берегу определить силу ветра? (Знакомство с определительной таблицей.) Слайд № 7 (демонстрация таблицы).
При какой скорости ветра наблюдаются самые высокие и самые низкие волны?
Пользуясь таблицей, учащиеся определяют силу ветра, при которой наблюдаются самые высокие волны.
Штиль. Поверхность моря зеркально гладка. Скорость ветра менее 0,5 метра в секунду.
1 балл. По морю идет рябь, напоминающая чешую. Скорость ветра до 3,3 метра в секунду.
2 балла. Появляются небольшие, но уже хорошо заметные волны, гребни их начинают опрокидываться. Ветер дует со скоростью до 5,2 метра в секунду.
3 балла. Волны удлиняются, местами на их гребнях белеют пенящиеся барашки. Скорость ветра до 7,4 метра в секунду.
4 балла. Волны вытягиваются в длину грядами; белые барашки сплошь покрывают гребни волн. Шум прибоя похож на непрерывный рокот. Скорость ветра до 9, 8 метра в секунду.
5 баллов. Вся поверхность моря покрыта белыми барашками. Отдельные волны становятся крупными, гребни их высоки. Прибой сопровождается глухими раскатами. Скорость ветра до 12,4 метра в секунду.
6 баллов. Крупные волны начинают громоздиться. Пена длинными полосами стелется между грядами волн. Ветер достигает 15,2 метра в секунду.
7 баллов. Образуются гороподобные волны. Густые полосы пены. Если смотреть на мелкие суда, временами кажется, что они исчезают под водой. Скорость ветра до 18,2 метра в секунду.
8 баллов. Множество гороподобных волн; их длинные гребни с грохотом обрушиваются. Над волнами летят тучи брызг, поверхность моря становится белой от пены. Ветер переходит в шторм, его скорость 18,3 – 25,1 метра секунду.
9 баллов. Волны достигают такой высоты, что даже большие суда временами скрываются за ними и наблюдателю кажется, что судно пошло ко дну. Длинные полосы белой пены тянутся по ветру. Все насыщено брызгами водяной пены, сорванной с гребней волн. Жестокий шторм, скорость ветра более 25,2 метра в секунду.
Задание. Используя определительную таблицу, определите силу ветра в стихотворении А.Фета.
Слайд № 8 (демонстрация стихотворения).
Свежеет ветер, меркнет ночь,
А море злей и злей бурлит,
И пена плещет на гранит -
То прянет, то отхлынет прочь.
Все раздражительней бурун;
Его шипучая волна
Так тяжела и так плотна,
Как будто в берег бьет чугун.
Учащиеся приходят к выводу, что сила ветра равна 5 баллам.
Б. Течения в океане
Мы с вами пришли к выводу, что в ветровых волнах частицы воды почти не передвигаются по ветру, а либо колеблются вверх и вниз, либо описывают замкнутые кольца. Но в океанах существуют и другие движения…. (Слайд № 9 (демонстрация видеосюжета “ Течения из космоса”.)
Вопросы к слайду
Какими отличительными свойствами от ветровых волн обладают эти движения?
Данное движение называется течениями.
Задание. Откройте в атласах физическую карту полушарий.
- С помощью, каких условных знаков показаны течения в атласе?
- Какие бывают течения?
Проанализировав атлас, учащиеся выясняют, что течения показывают при помощи стрелочек. Течения бывают теплые и холодные.
Слайд № 10 (карта “ Направление преобладающих ветров”).
Задание к слайду
Сравните “Физическую карту полушарий” и карту “Направление преобладающих ветров”, какие закономерности вы можете выделить?
Учащиеся приходят к выводу, что причиной образования течений являются постоянные ветра. Здесь необходимо обратить внимание учащихся на то, что ещё одной главной причиной является неодинаковая плотность воды.
Вот как, например, возникает Гольфстрим. В экваториальной области дуют пассаты – постоянные ветры с востока на запад. В Атлантическом океане они гонят воду в Мексиканский залив. Постепенно вода, прибывая в этом заливе, ищет выход и вытекает мощным течением через Флоридский пролив в северную половину Атлантического океана. 90 млр. тонн воды в час выливается Гольфстримом из Мексиканского залива! Поток имеет глубину 800 метров. Скорость течения во Флоридском проливе достигает 8 км/час.
Учащиеся находят в атласе Гольфстрим. По ходу объяснения учителя прослеживают его образование и путь.
Задание. Изучите Физическую карту полушарий ваших атласов, и попробуйте объяснить, почему образуются теплые и холодные течения?
Работая с атласом, учащиеся приходят к выводу. На планете существуют два потока течений: один теплый (легкие воды) - от экватора к полюсам – в поверхностных слоях океана, другой холодный (тяжелые воды) - от полюсов к экватору – в глубине. Вблизи экватора холодные воды начнут подниматься вверх, так как теплые воды уходят из экваториальной области на север.
Задание к слайду
Ещё раз сравните “ Физическую карту полушарий” и карту “Преобладающие направления ветров” везде ли есть совпадение направлений течений и постоянных ветров?
Слайд № 11 (типы течений) Учитель знакомит учащихся на основе схемы с типами течений.
По причине образования все течения можно разделить на: дрейфовые течения (причина образования – постоянные ветра), ветровые течения (причина образования – сезонные ветра), сточные (текут из районов избытка воды и стремятся выровнять поверхность воды), компенсационные (возмещают убыль воды в каком-либо районе океана).
Все свои выводы учащиеся записывают в индивидуальную карту.
В. Приливы и отливы. Слайд № 12 (демонстрация схемы приливов и отливов).
Задание к слайду.
Внимательно выслушайте рассказ, рассмотрите рисунок и назовите характерные черты описываемого движения.
Могучая грудь океана словно дышит, поднимаясь и опускаясь примерно через каждые шесть часов. Может стоять полное безветрие, а в положенную пору волны всё равно будут наступать на сушу, затопляя отмели и прибрежные камни, разбиваясь пеной у высоких скал. Пройдет ещё шесть часов, и океан начнет отступать от берега, оставляя на морском песке или гальке рачков, мелких рыбок, червей, водоросли.
Это явление называется приливы и отливы.
Слушают рассказ учителя, выделяют характерные черты приливов и отливов.
- Изменение уровня воды.
- Периодичность.
Слайд № 13 (демонстрация видеоролика “Приливы и отливы”).
Задание к видеосюжету:
От взаимного расположения Солнца, Земли, Луны. В полнолуние и новолуние, когда все три небесных тела расположены на одной прямой, силы их притяжения складываются и приливы бывают самыми высокими.
В закрытых морях, вроде Черного, Балтийского и др., приливная волна малозаметна. У берегов океанов и открытых морей, наоборот, она достигает значительной высоты. Наиболее высокие приливы в заливе Фанди у восточного берега Канады. Там приливная волна поднимается на высоты 4-х этажного дома - 18 м.
Самые страшные волны в океане – это цунами.
Г. Цунами. Слайд № 14 (можно разместить фотографию цунами и дать значение слова: цунами – это японское слово – “цу” означает гавань, “нами” означает волна).
Слайд № 15 (демонстрация схемы образования цунами).
Вопросы к слайду
Слайд № 16-18. Необходимы пояснения учителя по сюжетам (демонстрация видеосюжетов: “26 декабря 2004 года. Цунами в Индийском океане, в районе острова Суматра”).
Вопросы к видеосюжету:
1. Почему данные волны наиболее опасны?
2. Каковы их последствия?
5. Контроль результатов работы учащихся на уроке. Учитель просит учащихся подвести итоги урока, выполнив задание на индивидуальной карте.
Задание. При составление программы произошел сбой программы, все понятия и явления перепутались. Попробуйте сами соединить новые понятия урока логическими связями.
Подведение итогов работы можно провести, продемонстрировав учащимся схему, которая у них получилась, обсудив её. Слайд № 19.
6. Домашнее задание. Задается дифференцированно.
Тем, кто справился успешно с материалом урока подобрать интересные факты, демонстрирующие изученные на уроке явления.
Те, кто менее успешно провел урок, параграф учебника, выделение новых понятий, проработка блока.
Используемая литература
- Мир географии. Занимательные рассказы о физической географии: Сост.: Смирнов Ю.И.- СПб.: ИКФ “МиМ – Экспресс”, 1995.-176 с.
- Нестандартные уроки географии. 6-7 классы/ Сост. Перепечева Н.Н.- Волгоград: Учитель АСТ, 2004.-96 с.
Для иллюстрации урока могут быть использованы ресурсы
- http://www.archive.org/download (видеосюжеты о цунами)
- http://www.raw-one.com
- http://www.ifrc.org
- http://www.transparentworld.ru
- http://edukids.narod.ru
- http://geotravel.ru
- http://commons.wikimedia.org
- http://atlasphoto.iwarp.com
Приложения