Цели:
- формирование представлений и знаний о природе (показать особенности рельефа),
- оценка полезных ископаемых,
- формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, воспитание уважительных отношений при выполнении коллективной работы.
Оборудование:
- физическая карта Северной Америки,
- карта строения земной коры,
- план описания гор,
- сигнальные карточки,
- видеофильм,
- жетоны желтого и синего цветов.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
(Видеофильм: полет самолета над материком).
Сегодня мы продолжим путешествие по материку. Ответив правильно на предложенный вопрос, совершим мягкую посадку. Представьте, что мы все находимся в этом самолете. Те, кто приземлятся, должны будут помочь своим товарищам.
Итак, начинаем приземлятся.
II. Актуализация опорных знаний.
- Какими океанами омывается материк Северная Америка?
- Назовите крайние точки материка.
- Чему равна площадь материка?
- В каком полушарии находится относительно экватора?
- В каком полушарии относительно начального меридиана?
- Самый крупный остров?
- Назовите исследователей материка.
- Назовите географические объекты, названные именем исследователя?
- Какого русского исследователя называют “Русским Колумбом”?
- Где были первые русские поселения?
(Число вопросов можно менять в зависимости от количества учащихся в классе).
Молодцы! Мы все совершили мягкую посадку на материк. Какой? Благодаря вашей взаимопомощи можем продолжать наше путешествие.
III. Изучение нового материала.
Вы уже изучили несколько материков и знакомы с планами описания. Давайте с их помощью определим тему сегодняшнего урока. Стр. 277 (Запись темы).
Будем заниматься исследовательской работой, пользуясь и сравнивая те знания, которые вы получили при изучении этой темы для Южной Америки. Откройте атласы на странице 2, 4.
Вспомним, что лежит в основе Южной Америки? (Какая платформа?)
Чему соответствуют тектонические формы?
А чему складчатые области?
Давайте теперь сравним тектоническое строение с Северной Америкой. Рассмотрим, что соответствует Северо-Американской платформе? Складчатым областям?
Что общего с Южной Америкой? Как называются горы Северной Америки?
Проведем характеристику гор по плану описания. (План описания вывешивается на доску).
План описания гор
- В какой части материка расположена форма рельефа?
- В каком направлении тянутся?
- каковы приблизительно размеры?
- Каковы наибольшая высота, преобладающие высоты?
- Если можно, выясните, каково происхождение формы рельефа.
Работа в парах (готовятся 2 минуты): 1- Кордильеры, 2- Аппалачи. Отвечают у доски, оценивают сами учащиеся (используют сигнальные карточки).
Что еще повлияло на формирование рельефа, какие особенности можно выявить?
Работа с учебником (Стр.183 абз.№2) (проверка с помощью сигнальных карточек).
Каждым формам рельефа соответствуют определенные типы полезных ископаемых. Вспомним, какие полезные ископаемые находятся на равнинных территориях Южной Америки?
- Горных?
- К каким типам по происхождению относятся?
Теперь продолжим работу по выявлению особенностей размещения полезных ископаемых на материке Северной Америки. (Вывод).
Хорошо поработали, теперь отдохнем.
Физминутка.
IV. Домашнее задание стр.183–184, вопросы № 1, 2. Дополнительно задание № 4 (для тех, кто успешно занимается по предмету).
V. Закрепление.
Правильность наших исследований мы проверим с помощью диафильма о рельефе Северной Америки, сможем ли мы ответить на предложенные в нем вопросы.
С каким настроением вы уходите с урока? Оставьте желтые жетоны, если вам на протяжении всего путешествия сопутствовала хорошая погода, а синие те, кому что-то не понравилось.