Урок по теме: "Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки"

Разделы: География


Цели:

  • формирование представлений и знаний о природе (показать особенности рельефа),
  • оценка полезных ископаемых,
  • формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, воспитание уважительных отношений при выполнении коллективной работы.

Оборудование:

  • физическая карта Северной Америки,
  • карта строения земной коры,
  • план описания гор,
  • сигнальные карточки,
  • видеофильм,
  • жетоны желтого и синего цветов.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

(Видеофильм: полет самолета над материком).

Сегодня мы продолжим путешествие по материку. Ответив правильно на предложенный вопрос, совершим мягкую посадку. Представьте, что мы все находимся в этом самолете. Те, кто приземлятся, должны будут помочь своим товарищам.

Итак, начинаем приземлятся.

II. Актуализация опорных знаний.

  1. Какими океанами омывается материк Северная Америка?
  2. Назовите крайние точки материка.
  3. Чему равна площадь материка?
  4. В каком полушарии находится относительно экватора?
  5. В каком полушарии относительно начального меридиана?
  6. Самый крупный остров?
  7. Назовите исследователей материка.
  8. Назовите географические объекты, названные именем исследователя?
  9. Какого русского исследователя называют “Русским Колумбом”?
  10. Где были первые русские поселения?

(Число вопросов можно менять в зависимости от количества учащихся в классе).

Молодцы! Мы все совершили мягкую посадку на материк. Какой? Благодаря вашей взаимопомощи можем продолжать наше путешествие.

III. Изучение нового материала.

Вы уже изучили несколько материков и знакомы с планами описания. Давайте с их помощью определим тему сегодняшнего урока. Стр. 277 (Запись темы).

Будем заниматься исследовательской работой, пользуясь и сравнивая те знания, которые вы получили при изучении этой темы для Южной Америки. Откройте атласы на странице 2, 4.

Вспомним, что лежит в основе Южной Америки? (Какая платформа?)

Чему соответствуют тектонические формы?

А чему складчатые области?

Давайте теперь сравним тектоническое строение с Северной Америкой. Рассмотрим, что соответствует Северо-Американской платформе? Складчатым областям?

Что общего с Южной Америкой? Как называются горы Северной Америки?

Проведем характеристику гор по плану описания. (План описания вывешивается на доску).

План описания гор

  1. В какой части материка расположена форма рельефа?
  2. В каком направлении тянутся?
  3. каковы приблизительно размеры?
  4. Каковы наибольшая высота, преобладающие высоты?
  5. Если можно, выясните, каково происхождение формы рельефа.

Работа в парах (готовятся 2 минуты): 1- Кордильеры, 2- Аппалачи. Отвечают у доски, оценивают сами учащиеся (используют сигнальные карточки).

Что еще повлияло на формирование рельефа, какие особенности можно выявить?

Работа с учебником (Стр.183 абз.№2) (проверка с помощью сигнальных карточек).

Каждым формам рельефа соответствуют определенные типы полезных ископаемых. Вспомним, какие полезные ископаемые находятся на равнинных территориях Южной Америки?

- Горных?

- К каким типам по происхождению относятся?

Теперь продолжим работу по выявлению особенностей размещения полезных ископаемых на материке Северной Америки. (Вывод).

Хорошо поработали, теперь отдохнем.

Физминутка.

IV. Домашнее задание стр.183–184, вопросы № 1, 2. Дополнительно задание № 4 (для тех, кто успешно занимается по предмету).

V. Закрепление.

Правильность наших исследований мы проверим с помощью диафильма о рельефе Северной Америки, сможем ли мы ответить на предложенные в нем вопросы.

С каким настроением вы уходите с урока? Оставьте желтые жетоны, если вам на протяжении всего путешествия сопутствовала хорошая погода, а синие те, кому что-то не понравилось.