Цели:
- обобщить и закрепить знания учащихся после изучения природы южных материков;
- развивать познавательный интерес учащихся к предмету.
Задачи:
- продолжить работу по формированию навыков сотрудничества в коллективе;
- углубить, расширить, систематизировать знания по географии материков и океанов;
- совершенствовать умение творчески использовать полученные знания;
Оборудование: карта мира, материков, атласы каждой команде, карточки-задания.
Форма работы учащихся: групповая (команды).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие класса. Дружеский настрой на
продуктивную деятельность.
Деление класса на три команды. Сообщение об
условиях игры. Каждый этап будет оцениваться
жюри максимально в 5 баллов.
Командой-победительницей станет та, которая
наберет максимальное количество баллов, т. е.
первой достигнет конечного пункта путешествия.
II. Ход игры
– Ребята, мы изучили особенности природы,
хозяйственной деятельности населения южных
материков. Сегодня на уроке мы постараемся
систематизировать полученные знания, будем
учиться применять их на практике.
А сейчас мы отправляемся с вами в путешествие. Но
совершить путешествие невозможно, не имея карты.
Задание 1. Из частей контурной карты соберите изображение материка, на который вы отправитесь в путешествие.
(1 команда собирает изображение Африки, 2 – Южной Америки, 3 – Австралии).
– Каждая команда отправится в путешествие на тот материк, контур которого вы собрали. Собираясь в путешествие, где придется преодолевать трудности и терпеть тяготы походной жизни, взять с собой надо только самое необходимое.
Задание 2. Вспомните особенности природы этих материков и подумайте, какие вещи, предметы пригодятся в путешествии по вашему материку, исходя из его особенностей. Вы должны будете назвать особенность материка и объяснить, почему выбрали именно эти предметы.
– Чтобы не перепутать материки, как это случилось с героями Жюль Верна в произведении “Дети капитана Гранта”, вы должны продемонстрировать знания о материке, по которому собираетесь путешествовать.
Задание 3. Из карточек, лежащих перед вами, выберите те, где обозначены географические объекты, страны, животные, растения вашего материка.
(3 комплекта одинаковых карточек для каждой команды: Атлас, Эфиопское нагорье, Конго, Танганьика, жираф, лев, слон, баобаб, зебра, Алжир, Амазонка, Колумбия, гевея, колибри, броненосец, капибара, нутрия, лама, ягуар, Титикака, Большая пустыня Виктория, Эйр, Дарлинг, Большой Водораздельный хребет, ехидна, коала, собака Динго, эвкалипт, утконос, лирохвост).
– Ребята, представьте, что вы оказались на берегу полноводной реки. Чтобы преодолеть это препятствие, необходимо построить мост, но не обычный, а мост знаний. Та команда, которая наберет наибольшее количество баллов, сможет быстрее перебраться на противоположный берег и продолжить путешествие.
Участники команд по очереди берут карточки с вопросами и отвечают на них. Количество баллов определяется количеством правильных ответов. Карточку, на которую не ответили, можно вернуть назад, чтобы взял другой игрок.
Задание 4.
1. Какой из океанов самый теплый и почему?
2. Какие открытия совершил Д. Ливингстон,
путешествуя по Африке?
3. Чем питаются и как спят жирафы?
4. Какие способы защиты от травоядных животных вы
знаете?
5. Путешественник, в честь которого названа одна
из стран Южной Америки?
6. Что такое “сухие дожди”? В каких районах Земли
они выпадают?
7. Почему в Австралии сохранились такие животные
как сумчатые и яйцекладущие млекопитающие?
8. Почему египтяне считают реку Нил священной?
9. Почему самые высокие температуры воздуха
зафиксированы в Ливийской пустыне на севере
Африки, а не в пустынях южной части материка?
10. Чем объяснить исключительное богатство
животного мира в африканской саванне?
– Путешественники, побывавшие до вас в этих удивительных уголках Земли, написали книги, в которых рассказали нам обо всем необычном, интересном, что им довелось увидеть.
Задание 5. По фрагментам описаний природы надо определить, о каких территориях, географических объектах, животных и растениях идет речь.
1. Представьте себе материк, где реки с каждым днем все больше пересыхают; где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где у четвероногих имеются клювы; где лисы порхают с дерева на дерево; где крысы вьют гнезда; где птицы поражают разнообразием своего пения. (Австралия)
2. Здесь находится самая сухая и жаркая область всей Земли. Солнце нагревает поверхность камней и песка до + 70 , температура воздуха поднимается до + 40 и выше. В связи с отсутствием облаков ночью поверхность земли и воздух быстро охлаждаются. Летом часто дует сильный ветер самум. (Пустыня Сахара)
3. Это мелководный водоем глубиной 4 –7 метров. Площадь озера, в зависимости от осадков, резко меняется. В зависимости от рек, питающих его, меняется местоположение. Берега сильно заболочены. (Озеро Чад)
4. Короткий ствол поднимается над землей лишь на 50 см. От его вершины отходят два кожистых плотных листа, достигающих в длину 3 метров. Листья растут непрерывно, отмирая на концах. Влагу получает из атмосферы во время тумана. (Вельвичия)
5. Виды этого дерева разнообразны, высотой от кустарников до 100 метров и более. Корни глубоко уходят в землю и выкачивают из нее влагу. Листья у них расположены ребром к солнцу, поэтому леса светлые. Выделяют большое количество эфирных масел, используемых для приготовления лекарств. Но они же создают и высокую пожароопасность. (Эвкалипт)
6. Водоплавающие птицы, питаются рыбой, моллюсками, рачками. Наиболее крупные представители достигают веса 50 кг. Свое потомство выводят суровой зимой. Гнезд не делают, а яйца согревают теплом собственного тела. (Пингвин)
– Наше путешествие подходит к концу. Вы преодолели большую часть пути, познакомились со многими достопримечательностями материков, знаете их особенности. Поэтому выполнить последнее задание вам будет не сложно.
Задание 6. Из перечня терминов надо исключить тот, который является лишним.
1. Нил, Конго, Амазонка.
2. Танганьика, Виктория, Эйр.
3. Титикака, Атакама, Виктория.
4. Австралия, Африка, Гренландия.
5. Красное, Карибское, Средиземное.
6. Пигмеи, индейцы, бушмены.
7. Жираф, лама, нутрия.
8. Сахара, Намиб, Ориноко.
9. Слон, бегемот, кенгуру.
10. Ехидна, капибара, утконос.
11. Баобаб, гевея, пальма.
12. Анды, Атласские горы, Драконовы горы.
III. Подведение итогов
– Наше путешествие подошло к концу. Вы показали достойные знания и хорошее умение ориентироваться в незнакомой для вас ситуации. Теперь подведем итоги вашего путешествия, для этого предоставим слово жюри.
Оценки за урок ребятам предлагается выставить в группах самостоятельно, в зависимости от степени участия каждого из членов команды.