Открытый урок в 6-м классе по Москвоведению (география и экология) по теме: "Парки и лесопарки Москвы. Памятники природы"

Разделы: География, Начальная школа, Экология


Цели: сформировать элементарные представления о лесопарковой зоне Москвы, о ее типах и значении для жителей города.

Оборудование: д/ф “Природа Москвы и Московской области”, картины и фото с разными видами ПК Москвы, карта г. Москвы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка д/з:

- Откуда берется питьевая вода для москвичей?

- Когда возникла необходимость строительства городского водопровода?

- Что из себя представляла система водоснабжения с XVIII века?

- Расскажите о значении канала им. Москвы.

- Какие водохранилища вы знаете на территории Москвы и Московской области?

- Какие экологические проблемы вод Московского региона вы знаете?

- Каковы перспективы повышения качества воды?

III. Объяснение темы урока.

IV. Объяснение нового материала.

- Просмотр фрагментов д/ф:

- “Зеленая” карта Москвы.

- Знакомство с видами лесных насаждений:

1 тип – лесопарки (на юге – Битцевский, на северо-востоке – Сокольники и Лосиный остров);

2 тип – ландшафтно-архитектурные заповедники – парки бывших усадеб (Кусково, Кузьминки, Останкино, Коломенское и др.);

3 тип – сады, парки и бульвары в городе.

Посмотрите на карту, где в основном расположены крупные лесопарки, по окраинам города или в центре? С чем это связано?

- Что вы знаете из истории создания парков, бульваров, садов? (Заранее подготовленные ученики дают краткую характеристику лесопарков).

- Сокольники.

- Лосиный остров (заповедник).

- Измайловский парк.

- Битцевский лесопарк.

- Филевский парк.

- Парки Кусково, Коломенское, Кузьминки, Останкино.

- Крылатские холмы.

- Бульвары Москвы.

- Главный Ботанический сад.

- Сады и парки в центре города: Лужники, Нескучный сад, Воробьевы горы, парк им. Горького.

(Сообщения сопровождаются дополнительными вопросами школьников).

V. Закрепление.

- Практическая работа – на карте-схеме Москвы обозначить и подписать зеленые насаждения города (обозначить в цвете).

Вопросы:

- Что же входит в лесопарковый комплекс Москвы? Какой самый крупный?

- Какие усадьбы сохранились как “зеленые островки” Москвы?

- Какое значение имеют парки, сады и бульвары для людей в таком большом городе? Почему важно, чтобы их было больше?

- Что еще можно назвать “зелеными легкими” Москвы?

- С какой целью в 1935 году вокруг города был выделен лесопарковый защитный пояс?

- Назовите районы Москвы с наиболее чистым воздухом?

VI. Итог урока.

Какие же экологические проблемы испытывают “легкие” нашей Москвы?

V. Домашнее задание.

Найти материал по экологии Москвы. §6, 10, 21 учебник “Москвоведение” 5-7 класс.