Цели: 6 класс. Дать общее понятие ледников, представление о формировании горных и покровных ледников, проанализировать их размещение.
8 класс. Расширить имеющиеся знания о ледниках, проанализировать их размещение на территории России, определить значение и роль в формировании рельефа.
1. Совершенствовать умение работать с картой.
2. Воспитывать чувство коллективизма и взаимовыручки.
Тип урока: комбинированный, разноуроневый.
Оснащение: физическая карта мира, карты “Лед сегодня”, “Лед во время ледникового периода”, рисунок “Снег, фирн и фирновый лед”, раздаточный дидактический материал, контурные карты.
Ход урока:
I. Организация класса.
Сообщение задач и целей урока, организация рабочего места.
II. Знакомство с новым материалом.
(Вводная беседа)
Лед покрывает 10% земной суши. Почти весь он находится в Гренландии, Антарктиде, вблизи Северного и Южного полюсов. Остальная часть занимает небольшие площади в высоких горах. В истории Земли были длительные эпохи, называемые ледниковыми периодами, когда климат был настолько холодным, что слоем льда были покрыты значительные более обширные пространства. Последний ледниковый период начался 2 миллиона лет назад и закончился всего 10000 лет назад. Впрочем, в это время были моменты, когда лед в некоторых областях таял. Когда-нибудь ледниковый период может наступить снова. На карте показаны области, покрытые льдом во время последнего ледникового периода и в наши дни.
III. Изучение нового материалаУченики 8 класса рассказывают:
1 ученик: Ледник – это масса природного наземного льда преимущественно атмосферного происхождения, которая движется под действием силы тяжести.
2 ученик: Снег, фирн и фирновый лед – это все лед, только с разным содержанием воздуха. Фирн – это прошлогодний, старый снег. Фирн отличается от привычного снега большей плотностью. Дальнейшее его уплотнение приводит к образованию льда.
Ученики 6 класса читают интересные факты:
1 ученик: Северный и Южный полюса Земли круглый год покоятся под толстым ледяным покровом. Вблизи Северного полюса нет никакой суши. В сущности, на поверхности Ледовитого океана плавает льдина колоссальных размеров, которая никогда не тает.
2 ученик: На Южном полюсе льды покрывают большой материк, который называется Антарктида. По шесть месяцев кряду Солнце на обоих полюсах не заходит. Этот период называют полярным днем. Все остальное время там царит темная полярная ночь.
3 ученик: В Антарктиде никто не живет. Ученые изучают горные породы материка и его ледниковый покров. Покров этот настолько толстый, что над ним торчат лишь верхушки самых высоких гор.
4 ученик: Зимой океан вокруг Антарктиды замерзает. Летом часть морских льдов тает, и тогда мощные суда – ледоколы могут сквозь них пробиться к побережью материка.
5 ученик: На морском побережье живут пингвины и другие птицы, питающиеся рыбой. В глубине материка самые крупные животные – мухи. Никаких других животных нет – ведь там им попросту нечем питаться.
6 ученик: В морях, окружающих Антарктиду, обитают тюлени и киты. Когда море у самых берегов замерзает, они переселяются дальше к северу. Толстый слой жира под кожей у этих животных помогает им сохранять тепло внутри своего организма.
Учитель: (объяснение) Итак, ледник – это твердая вода, а значит и запасы чистой пресной воды. Почти 95% российских ледников покрывают острова Северного Ледовитого океана. Объем воды, заключенный в этих льдах более чем в 3 раза превышает объем годового стока всех рек страны. И, несмотря на то, что мы живем в период межледниковья, когда последний покровный ледник на территории России растаял около 10 тыс. лет назад, а следующее оледенение можно ждать примерно столько же, поговорим о сегодняшних ледниках. Самые большие по площади ледяные покровы, т. е. покровные ледники находятся на острове Гренландия и материке Антарктида. Толщина ледяного покрова Гренландии 2000 м. В Антарктиде 2000 м всего лишь средняя толщина, а наибольшая составляет более 4000 м. Крупнейший из ледниковых щитов расположен на северном острове Новой Земли (учитель отмечает на карте места скопления покровных ледников).
Ученик 6 класса читает интересный факт:
В 1957 году во время Международного геофизического года США основали в Антарктиде на Южном полюсе научную станцию. Ее назвали Амундсен - Скотт, в честь легендарных покорителей Южного полюса. Они привезли в Антарктиду символический обелиск, увенчанный металлическим шаром, и установили его точно на Южном полюсе. Прошло время, и обелиск “переехал”, его вернули на полюс, но он “переехал” снова.
Учитель: Оказывается ледники движутся. Двигаясь от центра оледенения, древний ледник сглаживал неровности рельефа, сдирая рыхлые породы, выламывая крупные камни.
Древний ледник таял постепенно, не сразу – в течение нескольких тысячелетий. При его таянии весь материал, который ледник “собрал” по дороге, перемещался и откладывался. Этот ледниковый материал называется мореной. Смесь песка и глины с многочисленными обломками – валунами и галькой накапливалась неравномерно, в результате образовались моренные холмы и гряды, а где-то плоские моренные равнины. Так сформировался рельеф, характерный для Валдайской возвышенности. В формировании рельефа страны большую роль оказали внешние силы древнего оледенения.
Другим результатом движения материкового льда являются айсберги. Не раз уже в антарктических широтах встречались айсберги с вмороженными в них предметами или даже остатками строений научных станций, когда-то действовавших в Антарктиде.
Ученик 8 класса рассказывает.
Но есть еще и горные ледники, которые образуются в горах. Здесь важно знать что такое снеговая линия. Снеговая линия (или снеговая граница) – это уровень, выше которого ежегодно выпадает больше твердых атмосферных осадков, чем тает или испаряется (показывает рисунок). Выше снеговой линии снег, выпадающий за холодные сезоны, не успевает растаять, постепенно накапливается и превращается в лед.
Учитель: Горные ледники в России находятся: (учитель отмечает на карте горные ледники):
Кавказ (1000м) -
ледник Терскол
Мал. Азау, Бол. Азау
Безенги
Уральские горы -
ледник Обручева
Гималаи -
ледниковый комплекс Джомолунгмы
(ледник Кангшунг)
Камчатка -
ледник Богдановича
Есть много ледников на Алтае, Саянах, в Забайкалье.
Задание: на контурных картах подписать названия ледников(6 класс – все, 8 класс – только ледники, находящиеся на территории России).
IV. Итог урока. Закрепление нового материала.
1. “Найди пару карточке” – ученикам раздаются вразнобой пары карточек на одной из которых написан новый, прозвучавший на уроке термин, на второй - его определение (ученики коллективно находят пары карточек и зачитывают термин с его определением).
Для 6 класса |
Для 8 класса |
Снеговая линия Фирн Фирновый лед Ледник Айсберг Горные ледники |
Морена Внешние силы Покровное оледенение Гляциология Ледник |
2. В тетради написать синквэйн к слову “ледник” например:
1 строка ледник (ключевое слово темы)
2 строка холодный суровый (описание темы двумя прилагательными)
3 строка образован падающим снегом (описание действия тремя словами)
4 строка он покрывает часть суши (фраза из четырех слов)
5 строка фирн (синоним из одного слова, который повторяет суть)
V. Проверочное задание.
Ученикам раздается дидактический материал, который необходимо выполнить письменно на карточках.
Карточка для учеников 6 класса
1. Продолжите фразу: “Ледники состоят из …”
2.“Третий лишний” (вычеркните лишнее слово):
1. Снеговая линия |
1. Бол. Азау |
2. Фирновый лед |
2. Кордильеры |
3. Коренной берег |
3. Кангшунг |
3.Провести линии от признака к соответствующему понятию:
Фирн |
лед с малым содержанием воздуха |
Айсберг |
это прошлогодний старый снег |
Фирновый лед |
дрейфующая льдина |
Карточка для учеников 8 класса
- Продолжите фразу: “Значение ледников велико, они…”
- “Третий лишний” (вычеркните лишнее слово):
1. Эрозионная деятельность | 1. Мал. Азау |
2. Центры оледенения | 2. Кангшунг |
3. Моренные породы | 3. Терскол |
3. Провести линии от признака к соответствующему понятию:
гляциология |
это смесь песка и глины с многочисленными каменистыми обломками |
ледник |
это наука изучающая ледники |
морена |
это масса природного льда преимущественно ледникового происхождения |
VI. Заключительное слово учителя.
Ледники это величайшие хранилища пресной вода. Снежинка, попавшая на поверхность ледника покоится здесь в течение многих лет, прежде чем она растает. Талые воды ледников дают начало рекам, многие из которых по выходе из гор протекают по плодородным, но засушливым предгорным равнинам.
В наш век больших потребностей в пресной воде уже не фантастическими представляются и такие идеи, как получение воды из тающих айсбергов, перемещенных из полярных областей и поставленных “на якорь” около больших прибрежных промышленных городов, или, например, переброска в Южную Америку по трубопроводу пресной воды, получаемой от таяния льдов Антарктиды… Но это уже другая история… Урок окончен.