Учебно-воспитательные цели:
- развивать у обучающихся толерантность к культуре коренных народов Австралии, Африки, Южной Америки;
- обогащать свой духовный мир
Оборудование:
- 3 красочно оформленных плаката с изображением жизни, быта, занятий и т.д. коренных народов южных материков;
- 2 видеофрагмента о масаях и индейцах;
- раздаточный материал с практической работой;
- атласы для 7 класса;
- аудиокассета с арабскими мотивами.
Содержание занятия
1. Вступительное слово учителя.
Мы познакомились с вами с далёкими загадочными экзотическими материками. Человеку всегда хотелось узнать, как живут другие народы, во что одеваются, что едят, во что верят. Всё это объединяется словом “культура”. Культура – совокупность произ-водственных, общественных и духовных достижений людей. Конечно, на одном уроке немыслимо познакомиться с традициями и обычаями южных народов. Но приоткрыть за-весу, узнать что – то о жизни некоторых народов мы сможем.
2. Основная часть.
Урок пройдёт в виде путешествия. Как в любом путешествии у нас будут экскур-соводы.
1 экскурсовод. В некоторых районах Земли всё ещё встречаются группы народов, или племена, обычаи и традиции которых резко отличаются от распространённых среди большей части населения материков или стран. Как правило, у них есть вожди, однако им всё же приходится соблюдать законы своей страны. Познакомимся с аборигенами Австралии.
2 экскурсовод. Аборигены были кочевниками. Их утварь была крайне немногочис-ленна: копья, дубинки, бумеранги, палки-копалки. Аборигены живут в таких условиях тысячелетия, обнаруживая не только умение пользоваться своими нехитрыми орудиями, но и природный ум, понимание законов природы. В тоже время, как отмечают учёные, если бы европейцы со своей техникой оказались в пустынях Австралии без еды и воды, они были бы там беспомощны.
Аборигены обычно среднего роста, у них длинные конечности, тёмная кожа, чёрные волнистые волосы, широкий нос, толстые губы. Вождей у них никогда не было.
Согласно верованиям аборигенов, каждый человек связан со своими предками через какое-либо животное – кенгуру, ящерицу, рыбу, эму, которое является для него свя-щенным.
Неотъемлемой особенностью своеобразной культуры аборигенов являются уни-кальные рисунки на коре эвкалиптов и стенах священных скал. Эти рисунки, выполненные в очень причудливой манере красной, жёлтой, чёрной и белой красками, изображают священных змей, кенгуру, крокодилов, а также сцены из жизни предков. Поскольку або-ригены вели кочевой образ жизни, постоянные жилища у них отсутствовали. Чаще всего они сооружали ветровые заслоны из ветвей акаций или эвкалиптов либо временные хижины из глины, камней, веток и коры. Аборигены не имеют домашних животных. Они знают все съедобные растения, всех животных и насекомых. Сейчас аборигены составляют 1% населения Австралии. Приняты меры по улучшению их жизни.
Учитель. Посмотрим на карту народов Африки. Какой пёстрый состав населения! Какие народы заселили Африку?
3 экскурсовод. Мы совершим экзотическое путешествие в Западную Африку и познакомимся с туарегами. Они живут в Сахаре. Ведут кочевой и полукочевой образ жизни. Скотоводство сочетается с земледелием в оазисах, где выращивают пшеницу и просо. Скот является показателем богатства. Разводят верблюдов, крупный и мелкий рогатый скот. Эти жители пустынь носят тонкую свободную одежду, защищающую их от жары. Посмотрите: непременной частью одеяния туарегских всадников является лисам – шарф длиной в несколько метров, которым окутывают голову, закрывают лоб и подбородок, оставляя лишь узкое отверстие для глаз. Лисам защищает от пыли и песка пустынь.
Гостеприимство – важная традиция туарегов. В повседневном рационе мясо почти не используется. Основной продукт питания – просо и молоко.
Туареги – искусные ремесленники. Изделия из кожи, сёдла, сбруи, ножны для хо-лодного оружия, работы по металлу – вот далеко не полный перечень изделий мастеров.
Фульбе – скотоводы. Живут на запада Африки. Продают молоко и масло. Из шкур и кожи изготовляют одежду, обувь, различную утварь, из шерсти – войлок.
Учитель. На севере материка живут арабские народы. И туареги, и фульбе, и арабы исповедуют ислам.
Музыка – неотъемлемая часть культуры любых народов. Послушаем арабские мо-тивы. (Звучит музыка.) – 2 мин.
Понравилась музыка. Очень красивая, своеобразный мотив.
4 экскурсовод. С научной экспедицией мы побывали в экваториальных лесах Аф-рики. Там живут самые низкорослые жители нашей планеты – пигмеи. Рост их обычно не превышает 140 см, но есть среди них совершенно взрослые женщины высотой 120 см.
Выпуклый лоб, вдавленная переносица и большие миндалевидные глаза – это их черты лица. Больше всего они походят на детей.
Живут пигмеи бамбути только охотой, земледелием не занимаются. Они кочуют по лесу, каждый раз заново воздвигая на лесных полянах свои незатейливые хижины. Сначала женщины большими ножами расчищают поляну. Затем они срезают гибкие прутья и втыкают обоими концами в землю, чтобы образовалась дуга. После того, как каркас готов, его накрывают огромными листьями.
Пигмеи предпочитают собирать улиток, гусениц, охотиться на дичь. Ловят термитов. Их съедают частично живьём, частично коптят на огне или перемалывают в муку, тушат как жаркое или варят. Не знают они и никаких ремёсел. Бананы, плоды, железные наконечники для стрел выменивают у жителей окрестных деревень, снабжая их за это мясом.
5 экскурсовод. Калахари – огромная пустыня на юге Африки. Там живут бушмены. Внешне схожи с представителями монголоидной расы: у них небольшие раскосые глаза, довольно тонкие губы, жёлтая кожа, сильно выдающиеся скулы. Однако широкий нос и чёрные курчавые волосы – признаки, общие с другими африканцами.
Из 50 тысяч бушменов, которым удалось выжить в результате колонизации этой части Африки, более половины живёт в Ботсване. В основном бушмены живут теперь осёдло. Лишь ничтожная горстка их ведёт кочевой образ жизни, пробавляясь охотой и сбором корней, клубней, фруктов и орехов.
Бушмены – кочевники – великолепные охотники. Словно открытую книгу читают они пустыню: еле заметный след, помятые травинки, сломанная ветка говорят им не только о том, что прошло животное, но и как давно это было, какое это животное и какого оно размера. Много дней бушмены могут преследовать зверя. Ловкость, с которой они подбираются к животному, изумительна: охотник способен подползти к добыче почти вплотную.
Правительство Ботсваны предпринимают существенные усилия для улучшения ус-ловий жизни бушменов, приобщая к совраменным методам ведения хозяйства.
6 экскурсовод. Экскурсионное бюро приглашает совершить сафари в Восточную Африку и познакомиться с масаями. У масаи есть собственный язык. Занимаются они в основном скотоводством. Мальчики – подростки, достигшие возраста 14 лет, нарекаются воинами и отправляются на 10 лет пасти коров. Питаются свежей кровью с молоком и практически не появляются в родной деревне. Только после этой трудовой повинности воин становится мужчиной и возвращается в деревню. Теперь он может жениться, завести свой дом, скот, стать отцом.
Женцины племени масаи носят множество ожерелий из разноцветных бус. Некото-рые из них надевают на руки и ноги металлические кольца, а замужней женщине вообще неприлично показываться на людях без серёг в ушах. Женщины обривают себе голову, чтобы подчеркнуть свою несравненную красоту и богатство украшений. Головы они об-ривают по торжественным случаям лезвиями при помощи разбавленного водой молока.
А воины масаи предпочитают отращивать длинные волосы. Они по несколько дней укладывают волосы друг другу, покрывая их охрой – краской из почвы красного цвета, смешанного с жиром животного. Воины скрепляют пряди волос и закручивают всю при-чёску деревянными защипками. Часто мужчины кладут под мышку ароматные листья, чтобы от них приятно пахло. Носят они множество украшений. Предлагаем посмотреть видеоматериал. (Видеоматериал о масаях – 1,5 мин.)
7 экскурсовод. А мы отправляемся в путешествие по Южной Америки. В самом сердце амазонских джунглей живут индейцы племени яномамо, которые строят огромные круглые жилища, называемые яно. Под одной такой крышей может проживать до 125 человек. Стены яно строят из деревьев, а крышу выкладывают пальмовыми листьями. Яномамо спят в гамаках, а свои скудные пожитки хранят под потолком. Каждой семье яномамо отведён свой сектор под огромной крышей. Сама крыша изготовлена из пальмовых листьев, уложенных в несколько слоёв на каркас из шестов. Между крышей и землёй остаётся узкий зазор, через который жилище продувается прохладным ветерком. Примерно каждые 2 года, когда крыша начинает протекать или же в ней заводятся насекомые, яномамо сжигают её и сооружают новую. У каждой семьи есть свой очаг, огонь в котором поддерживают днём и ночью. Открытое пространство в центре яно используется для ритуальных плясок.
Яно всегда строят поблизости от реки и окружены садами, в которых индейцы вы-ращивают иногда до 60 видов растений. Почти половину сада занимают банановые деревья. Выращивают кукурузу, маниок, батат (сладкий картофель) и фрукты типа папайи. Лишь 20 видов растений используется в пищу, а все остальные идут на изготовление лекарств или используются для религлозных обрядов. Бананы жарят, варят или готовят из них суп. Женщины сушат маниок, измельчают в муку и просеивают. Из этой муки пекут лепёшки на раскалённом листе железа над костром, разведённом в центре жилища. Пожив среди индейцев, мы отсняли видеоматериал. (5 мин.). Предлагаем его посмотреть и ответить на вопрос: “Что вам особенно запомнилось из жизни индейцев?”
Ответы обучающихся.
Проведём викторину “Кто такой?”
Аборигены пигмеи масаи Метисы креолы арабы Бушмены индейцы туареги Мулаты самба
На столах раздаточный материал по практической работе “Жилища народов южных материков”.
Ответьте на вопросы:
1. Почему в Андах строят дома из камней?
2. В каких местах делают жилища из глины?
3. В каких природных зонах сооружают жилища из веток и листьев?
4. Приведите примеры, показывающие, что построенные здания прспособлены к климату.
3. Итог занятия.
Вам понравилось наше заочное путешествие?
Будете ли вы относится уважительно к культуре других народов?
Что вам особенно понравилось или запомнилось?
Значит, мы можем и должны принять культуру, традиции, обряды жителей других стран. Мы будем приобщаться на уроках географии к укладу жизни других народов. Эти люди такие же равноправные жители нашей планеты как и мы с вами. Знакомясь с культурой других стран, обогащаем свою культуру и свой внутренний мир.