Цели и задачи: продолжить формирование знаний и представлений об атмосфере; разобрать с учащимися новые понятия и определения; рассмотреть виды, величину, причины изменения и способы измерения Ат. Д.; доказать учащимся существование Ат. Д.; показать интеграцию с биологией – растения-барометры; формировать умение обобщать, выделять главное, проводить аналогию, выявлять причинно-следственные связи; приобщать к географическим терминам, формировать сознательную дисциплину.
Форма урока:
беседа, демонстрация опыта, доказывающего существование Ат. Д (лист бумаги и стакан с водой). Решение практических задач по Ат. Д.Тип урока:
объяснение нового материала.Оборудование:
барометр-анероид, стакан с водой, лист бумаги, учебник, атлас для 6 класса.Термины и понятия:
Ат. Д., нормальное давление, барометр ртутный, барометр-анероид.Имена:
Эванджелист ТорричеллиМетоды:
объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный.ХОД УРОКА
1. Организацонный момент.
2. Новая тема после практической работы.
Всякое вещество имеет свой вес и массу и даже воздух. Воздух оказывает давление на все предметы, с которыми соприкасается, например, опыт со стаканом воды и листом бумаги.
Масса 1м3 воздуха над уровнем моря равна 1 кг 300 г
Если взять столб воздуха от земной поверхности до верхней границы атмосферы, то окажется, что на 1см2 поверхности, воздух давит с такой же силой, как гиря массой 1 кг 33 г (1 м2=10 000 см2 x 1,33 =13 300 кг (13 т 300 кг)
Давайте попробуем вычислить давление, оказываемое атмосферой на вашу ладонь.
Площадь ладони равна 60 см2 x 1,33 кг = 79,8 кг
Ребята, а почему мы или другие живые организмы не ощущаем давление, которое давит на нас? (Т.к. оно уравновешивается внутренним давлением, существующим внутри человеческого организма). Вот мы с вами и подошли к определению – Атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на земную поверхность и все находящиеся на ней предметы (записать в тетради).
А кто же измерил и установил что такое атмосферное давление?
В XVII в. Итальянский учёный Э. Торричелли доказал, что атмосферное давление существует.
Он провёл такой опыт: Взял трубку высотой 1 м, с одного конца запаял и налил ртуть (это жидкий ядовитый металл Нg) перевернул трубку в чашу с ртутью и открыл, часть ртути вылилась, а часть осталась в трубке. Если Атм. Д. ослабеет, то ртуть ещё немного выльется, если повыситься, то столбик ртути поднимется.
Что же мешало ртути вылиться полностью? (Давление воздуха давит на ртуть в чашке и не даёт ртути вылиться) что и показал опыт со стаканом с водой.
Сейчас обратимся к учебнику стр. 144
Установлено, что нормальным Атм. Д. является 760 мм рт.ст. на уровне моря у параллели 45° (рис. 72) записать в тетрадь.
Чем же измеряют Атм. Д.?
Барометр (ртутный) от греческого барос-тяжесть, метрео-измеряю. Используется на всех метеорологических станциях, где помимо ещё установлен и барограф (графо-пишу).
Анероид (без жидкости) коробочка, из которой выкачан воздух. Если давление увеличивается, коробочка сжимается, если уменьшается, коробочка расширяется, стрелка показывает изменение её объёма.
Если Атм. Д. понижается – то это к (к дождю)
Если повышается – то это к (к ясной погоде)
Но как же происходит изменение атмосферного давления?
Давайте ещё раз обратимся к рис. 72
Вывод: значит с высотой давление будет понижаться. А через сколько метров?
С высотой воздух становится менее плотным, кислород в нём уменьшается, дышать становится труднее. Поэтому, когда человек поднимается в горы уже на высоте 300 м, начинает чувствовать себя плохо – появляется отдышка, головокружение, кровотечение из носа.
Через каждые 10,5 м Атм. Д. понижается на 1 мм рт. ст.
Атмосферное давление изменяется и от температуры. Тёплый воздух легче (расширяется) – Атм.Д. – низкое; холодный воздух тяжелее (сжимается) Атм. Д. – высокое.
В природе существуют растения, которые могут чувствовать изменение Атм.Д. и предсказывать погоду (клевер, фиалка, горицвет, полевой вьюнок, белая кувшинка – “Занимательная биология” стр. 83; репродукции цветов взять у учителя биологии).
Где вам может пригодиться изучаемый сейчас на уроке материал? (Ответы учеников).
3. Закрепление
Вопрос № 2.
а) холодная погода – повышается Атм. Д.
б) тёплая погода – понижается Атм. Д.
Вопрос № 5. Высота г. Казань по атласу 200 м; широта 54,5° с.ш. Необходимо узнать какое давление в г. Казань? 200 м / 10,5 м = 19,04 мм; 760 мм – 19,04 =741 мм рт.ст.
Задача: У подножия горы на высоте 2300 м над уровнем океана давление воздуха равно 756 мм, а на вершине горы в то же самое время 720 мм. Определите относительную и абсолютную высоту горы?
756 мм – 720 мм = 36мм x 10,5 м = 478 м (относительная высота)
478 м + 200 м = 678 м (абсолютная высота)
Рисунок №1
Задача: Если у подножия горы давление 760 мм, то какое давление будет на высоте 336 м?
336 м / 10,5 м = 32 мм;
760 мм – 32 мм = 728 мм рт.ст.
4. Домашнее задание: § 38 вопрос №3; №4