Урок географии в 11-м классе по теме: "Проблема здоровья и долголетия. Жизнь — зависимость — смерть". Эколого-валеологическое обучение и воспитание

Разделы: География


Тема:

  • Проблема здоровья и долголетия.
  • Наркомания: жизнь или смерть.

Цель:

Выяснить, почему наркомания является злом для всего человечества, и какие последствия могут быть, как можно ему противостоять, чтобы жить. Через анализ СМИ, межпредметных связей, жизненный, личный опыт, исследования научно- публицистической литературы с использованием ролевой игры, диалога подвести к главным выводам урока – проблема здоровья и долголетия в частности наркомании и найти выход из положения.

Оборудование:

1. Раздаточный материал на столы.

А). География распространения периодических средств (парта),

Б) . Структура зависимости (таблица).

2. Аудимагнитофон , видеомагнитофон, телевизор.

3. Плакаты- рисунки, схема самодельная «Что в жизни добьётся человек ? ».

Ход урока:

1.Организационный момент.

Музыка «Мир лечебных звуков».

Учитель :

Примите удобное положение, снимите с себя все дневные заботы и настройтесь на восприятие серьёзной проблемы «Проблем здоровья и долголетия».

Эпиграф.

« Мы начинаем жизнь своими безумствами и пороками, а потом жалуемся на беды, последствия за ними, и говорим, что несчастье заложено в самой природе вещей».

К. Боуви .

Постановка проблемного вопроса.

Ради чего живёт человек?
Для чего мы живём?
В чём смысл и цель жизни?
Все ли люди живут так и достигают цели?

Какие цели мы преследовать по данной теме?

Учитель:

Мы собрались сегодня для того, чтобы обсудить ещё раз одну из проблем многих стран – проблему наркомании. Проблема здорового образа жизни стоит очень остро. Особенно опасно вовлечение в нездоровую среду молодёжи. Нравится кому или нет, но факт остаётся фактом: наркомания и другие зависимости – проблема № 1 в молодёжной среде.

Так что такое наркомания? Обсудите в парах.

Мы много знаем и владеем информацией о наркотиках с уроков биологии, ОБЖ и СМИ. Но тем не менее ещё раз вернёмся к этой проблеме, она не может не волновать нас.

Проанализировав анкетные данные учащихся 11 классов, мы отследили некоторые моменты. Мы зададим вопросы и экспертам присутствующим здесь и участникам сегодняшней встречи.

Представим экспертов ( Ф.И.О.)

Задача экспертов предоставить информацию на основе своего исследования и различных источников.

Какие наркотики нам известны в мире?

Эксперт-нарколог:

У вас на столах лежат карты «География распространения наркотических веществ». Давайте их проанализируем. Зонами произрастания растений содержащих наркотические вещества так называемых очагах первичного наркотизма , являются (Приложение 1)

Азия (Южная, Юго-восточная, Средняя, малая) --> мак, конопля = гашиш.

Ю. Америка --> кока =кокаин.

Африка --> кока.

Алкогольная и табачная продукция производятся практически во всех странах мира.

Учитель:

Наркотики распространены по территории всего мира, их производители и потребители распространяют мифы о пользе наркотиков, чтобы оправдать себя перед обществом. Ребята по моей просьбе изучили данную проблему. Они покажут, как эти мифы выглядят.

Ребята показывают номер - представление:

«Мифическая польза наркотических веществ».

Выступление (выходят вместе).

Какой прогноз у нашей молодёжи?
Вот мы сейчас её поработим,
Не смогут больше думать про что-либо,
Их жизнью управлять мы так хотим!

Сигарета

Главней всего сигара с дымом,
Всё остальное – ерунда!
Убьём твой мозг, ты стала тупее
Талантливая голова.

Бутылка

Важней всего бутылка водки,
Всё остальное – чепуха,
Изменим ген, родим детишек
Я смел и силы хоть куда.

Шприц

Главней всего наркотик в шприце,
Всё остальное – болтовня,
Я уколю, и ты забылся,
Покой и радость навсегда! 

(Выходит «СПИД» в костюме Смерти, с черепом):

Ха, ха, ха! Вы про меня забыли, мы же всегда вместе, где вы, там и я!
Всегда покурить на двоих,
Всегда распивать на троих,
Что же на одного?

Учитель:

То есть если вас послушать, так все станут употреблять наркотики, чтобы стать довольными, спокойными, здоровыми и талантливыми. Так как при употреблении наркотиков человек впадает в состояние эйфории и успокоения, считает себя спокойным, здоровым и талантливым.

Учитель:

Давайте вспомним, какой вред оказывают курение, алкоголизм на здоровье человека? Послушаем наших экспертов (выступление экспертов по курению, алкоголю).

( Схема влияния алкоголя и табакокурения на здоровье человека).

Мы с вами знаем какое воздействие оказывает никотин и алкоголь на здоровье человека, а как быть с гражданином вызванным для прохождения медицинской комиссии.

Сценка: «Юноша на призывной медицинской комиссии».

(Терапевт, хирург, кардиолог, неврапотолог-психиатр ). Итог- заключение комиссии: «Не годен!»

Учитель:

И так молодой человек получил первую путёвку во взрослую жизнь. Ответим на следующие вопросы: Сможет ли гражданин с таким медицинским заключением служить в дальнейшем, выполнять важную ответственную работу, занимать руководящие посты, зарабатывать для себя и своей семьи достаточное количество денег, будет ли он счастлив, проживёт ли он тот отрезок времени, который был ему предназначен и дан его родителями?

Существуют малые народы (эскимосы, эвенки), у которых организм на генном уровне не способен сопротивляться таким заболеваниям как алкоголизм. Алкоголизм приводит к деградации личности. В последнее десятилетие в России возросло потребление алкогольной продукции в виде пива. Почему?

Пиво было доступным молодёжи. Среди молодых процветает пивной алкоголизм. И именно от вас зависит ваше будущее. Будете ли вы пить, курить или выберете здоровый образ жизни!

Учитель:

Попросим эксперта-статистика познакомить нас данными по алкоголизму. (Приложение 2)

Учитель:

Да странные цифры. И самое ужасное, что алкоголь и табакокурение требует себе в жертву не только взрослых людей, но и будущее потомство (Приложение 3).

Когда человек становится законченным наркоманом? И может ли он сам остановиться?

Посмотрим видеозапись: «Исповедь наркомана».

Ответим на вопросы.

Удивительно, все знают, что употребление наркотиков вредно для здоровья, ведёт к деградации личности, но тем не менее очень мало людей находящихся на стадии привыкания, обращаются за помощью. Почему?

В сознании молодёжи существуют мифы о наркоманах.

Послушаем эксперта-социолога .

В США наркоманы ежегодно обращаются в клиники, пытаясь излечиться от наркотической зависимости, более 100 тыс человек.

А какова ситуация с наркоманией в нашей стране?

Попросим выступить эксперта-статистика по Чунскому району (Приложение 2)

Учитель:

Представьте себе наш район. Это всего лишь маленькая часть мирового пространства. На других территориях смертность зачастую превышает статистику Чунского района. И смертность в мировых масштабах от употребления наркотиков, алкоголя и заболеваний, вызванных зависимостью от употребления наркотиков.

Давайте подведём итог. Какова структура зависимости человека (Приложение 4). Краткий анализ таблицы. Таблицы на столах каждого ученика.

Учитель:

А теперь посмотрим на схему на ватмане.

Учитель:

Подводя итог, хочу прочитать стихотворение.

В тебе прокиснет кровь твоих отцов и дедов.
Стать сильным как они тебе не суждено,
За жизнь её скорбей и счастья не изведав .
Ты будешь как больной смотреть через окно.
И кожа ссохнеться и мышцы ослабеют,
И скука вьесться в плоть желания губя .
И в черепе твоём мечты окостенеют.
И ужас из зеркала посмотрим на тебя
Себя преодолеть!

Эмиль Верном.

Рефлексия:

А теперь поделимся впечатлениями о нашем уроке. Зачем нам был нужен этот урок? Состояние вашей души? Что вам этот урок дал для жизни? И уходя из класса мелом напишите знак +. По какому пути развития должен идти человек и к чему должен стремиться как личность каждый из вас.

Д/З: создать листовку, написать мини сочинение с вашими рекомендациями по предупреждению распространения наркотиков. Школа --->Район ---> Область ---> Государство ---> Мир.

Всем большое спасибо, вы молодцы!