Химия
-
Урок химии по теме: "Неметаллы" 2006
Идея проведения урока по данной теме в форме сказки у меня возникла много лет назад. Т.к. подобный урок я провожу уже не один год, то могу с уверенностью говорить о его эффективности. Информация, полученная на этом уроке, легко воспринимается учащимися и надолго остается в их памяти. За несколько дней до проведения урока четырем учащимся в классе дается задание: подготовить рассказ-сообщение от имени героев сказки – Алмаза, Графита, Сажи и Древесного угля – об их свойствах и применении. Если по каким-либо причинам не удается заранее подготовить учащихся, то роль "сказочника" полностью берет на себя учитель и ведет повествование от имени всех героев сказки, используя бумажные куклы, которые символизируют аллотропные модификации углерода. Изложение нового материала учителем в такой форме ребята обычно воспринимают с интересом, и урок получается не менее эффективным.
-
Открытый урок химии по теме: "Водород. Химический элемент и простое вещество" 2006
Об изучении учениками химического элемента и простейшего вещества – водорода.
-
Программа по курсу "Биохимия" с приложением лабораторного практикума для общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования 2006
Предложена программа по курсу "Биохимия" и методическое приложение к ней, которая способствует углублению и расширению знаний по химии и биологии, совершенствованию навыков работы с химическим оборудованием и физическими приборами, закрепляет умение наблюдать, анализировать, обобщать, ставить опыты, проводить эксперименты, соблюдая правила техники безопасности, работы со справочной и научной литературой.
-
Урок-лекция по теме: "Строение и химические свойства предельных углеводородов" 2006
На примере предельных углеводородов впервые разбирается зависимость свойств органических соединений от их строения, вида химической связи. Все вопросы являются принципиально новыми, поэтому их содержание раскрывается путём лекционного изложения, включая проблемную беседу. На данном уроке происходит закрепление знаний теорий химического строения, уясняются принципы пространственного строения органических соединений, углубляются знания о природе химической связи.
-
Открытый урок по теме: "Биологическая роль химических элементов" 2006
Одна из актуальных проблем преподавания химии – необходимость выяснения тесной взаимосвязи между изучаемыми теоретическими положениями и практикой жизни, демонстрации прикладного характера химических знаний. Цель данного урока: расширить кругозор учащихся и повысить познавательный интерес к изучению предмета, формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы. Этот урок предлагается провести в 8-м классе после изучения химических элементов Периодической системы, когда у ребят уже есть представление об их многообразии.
-
Тема урока: "Оксиды углерода" 2006
Цель урока состоит в изучении свойств оксидов углерода. Урок разработан с использованием элементов технологии критического мышления и подходит для учащихся любого уровня подготовки. В ходе урока дети работают индивидуально, в парах и группах, самостоятельно оценивают свою работу во время урока. Это позволяет глубже разобрать новый материал и определить дифференцированно домашнее задание индивидуально каждому учащемуся.
-
Система средств обучения по теме: "Элементы подгруппы VII А" 2006
Разработана система средств обучения по теме "Галогены", включающая к каждому разделу темы информационную карту; структурно-логическую схему (СЛС); маршрут-вопросник, слепой диктант; презентацию в среде PowerPoint; рубежный тест. Приведены примеры разработанных средств обучения.
-
Регламентированный семинар "Металлургия" 2006
Цели урока: Не претендуя на полноту воспроизведения изученного материала научить ребят выделять главное, четко и кратко выражать свои мысли, соблюдая регламент, быстро ориентироваться в обильной массе учебного материала, выявлять необходимое в данный момент. Обобщить знания о производстве чугуна, стали, алюминия. Развивать умения слушать, анализировать, делать выводы.
-
Урок химии в 9-м классе по теме: "Кислородсодержащие органические вещества: спирты и карбоновые кислоты" 2006
Данный урок является уроком объяснения нового материала с использованием разнообразных формы работы: беседы, работы с учебником, выполнения химического эксперимента, игровых моментов. Всё это направлено на развитие у учащихся умения сопоставлять, анализировать, наблюдать, сравнивать, выбирать нужную информацию.
-
"Окислительно-восстановительные реакции. Метод электронного баланса" по технологии модульного обучения 2006
В работе кратко представлен учебно-методический материал и урок по технологии модульного обучения. В ней указаны: учебные элементы с целями изучения; содержание учебного материала, где отражены самоконтроль учащихся, взаимоконтроль; объяснение учителя; тестированные задания; руководство к освоению. Данный материал может быть использован в классах с углубленным изучением химии, абитуриентами, поступающими в медицинские вузы и колледжи.
-
Использование педтехнологии личностного ориентирования при изучении темы "Электролитическая диссоциации, гидролиз". 9-й класс 2006
Основная цель урока – проверить глубину и прочность знаний, полученных при изучении данной темы, обрести умение применять полученные знания на практике, выделять главное в учебном материале, сравнивать и обобщать.
-
Тема занятия: "Применение знаний по теме: "Фосфор и его соединения". (Химический фитнес-клуб) 2006
Необычная форма занятия направлена на повышение мотивации к изучению предмета и представляет собой сюжетно-ролевую игру. В яркой, эмоциональной форме учащиеся выполняют разноуровневые и разнохарактерные задания личностно-значимого характера, что способствует развитию интеллектуальных и личностных качеств, саморегуляции процесса обучения. Такая форма занятия возможна при проведении уроков в 9-м классе по любой учебной программе.
-
Метод проектов: "Организация деятельности по химии" 2006
Реализовать развивающий потенциал школьного курса химии помогает метод проектов. Темы проектов составляются с учетом основных аспектов гуманитаризации школьного курса химии. Проектная деятельность организуется как на уроках химии, так и во внеклассной работе. Результатом применения метода проектов по химии является формирование нового типа учащегося, обладающего умениями и навыками самостоятельной работы, готового к сотрудничеству.
-
Решение задач с использованием понятия "Массовая доля растворенного вещества". Растворение и концентрирование растворов 2006
На уроках химии достаточно часто приходится решать задачи, в которых используются математические методы и приемы, вызывающие затруднения у учащихся, и учителю химии приходится брать на себя функции учителя математики и, в тоже время, задачи с химическим содержанием, с использованием специальных терминов сложно объяснить без специальной подготовки учителю математики. Так родилась идея подготовить и провести серию факультативных занятий совместно учителем химии и математики по решению задач на смеси с учащимися 9-х классов.
-
Методика изучения темы "Галогены" с использованием современных информационных технологий 2006
Для реализации индивидуального подхода и развития логического мышления при изучении темы "Галогены" на уроке использовалась обучающая компьютерная программа, созданная в Красноярском государственном педагогическом университете. Обучающая программа включает следующие опции: "Положение в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева", "Сравнительная характеристика", "Хлор", "Хлороводород". Программа насыщена компьютерной графикой с элементами мультипликации, динамическими схемами, видеофрагментами.
-
Тема урока: "Сложные эфиры". 11-й класс 2006
Вниманию читателей предлагается конспект урока химии в 11-м классе, на котором изучается и систематизируется новый материал по теме: "Сложные эфиры". При этом на основе психолого-педагогической характеристики учащихся преподаватель подбирает наиболее приемлемую форму организации урока. При проведении урока использована методика работы с группами.
-
Урок обобщения и систематизации знаний по теме: "Углеводы" 2006
Урок построен с учетом психофизиологических особенностей учащихся, что позволяет им лучше раскрыть свои способности, умения. Уровневая дифференциация на уроке рассчитана на то, что нет места ни для безделия, ни для "гонки с непосильными препятствиями". На уроке царит особая морально-психологическая атмосфера комфорта, обеспечивающая успех каждому ученику. Никто не чувствует себя слабым, неуверенным, отстающим. Все учащиеся вовлечены в общую работу класса.
-
Использование модульной технологии при изучении химии 2006
Модульное обучение - это управляемое самообразование. Основная деятельность на уроке - это самостоятельная работа учащихся с учебными элементами (УЭ). Нумерация УЭ характеризует порядок элементов в модуле. Учитель в этом процессе - организатор познавательной деятельности учащихся. Обратная связь осуществляется благодаря наличию в модуле средств контроля (входного, промежуточного, текущего и выходного). В статье даны указатели, краткие пояснения к выполнению УЭ, а также краткие рекомендации построения модульных программ и их использования на уроках. В качестве примера приведен фрагмент варианта модульной программы, составленной автором по теме "Металлы" (9-й класс).
-
Интегрированный урок для учащихся 9-го класса по теме: "Многоликая симметрия" 2006
В курсе изучения данных учебных дисциплин нет отдельно выделенной темы “Симметрия”. Однако данное понятие встречается в курсах химии, биологии, физики, математики. Поэтому, чтобы более полно и широко обрисовать данное явление, нами был разработан интегрированный урок, который включил в себя данные о симметрии в вышеназванных курсах. Урок разрабатывался силами учителей и учеников, используя материал научно-методических журналов. Учителя и ученики на основе подобранного материала готовили компьютерные презентации для большей наглядности.
-
Деловая игра по теме: "Нефть, ее состав, свойства и переработка" 2006
Урок проводится в форме ролевой игры, где учащиеся в интересной, ненавязчивой форме получают глубокие знания по данному вопросу, значительно расширяют кругозор во многих сферах деятельности, учатся коллективизму, культуре общения, нестандартному подходу к решению многих задач.
-
Возможности использования модульного обучения при изучении курса органической химии 2006
Модульная технология представляет содержание учебного материала в законченных самостоятельных блоках, сложность которых зависит от уровня обученности учащихся. Подобный блок разработан по теме "Кислородсодержащие органические вещества" для 10-х классов лицея-интерната № 1 г. Владимира. Использование блочно-модульной системы привело к изменению планирования темы, высвобождению времени для решения задач, увеличению числа экспериментальных работ.
-
Информационный ресурс как фактор интеграции моделей и методик 2006
Информационные ресурсы - это совокупность данных, информационных единиц, которые могут быть усвоены и преобразованы в знания; это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов. Информационные ресурсы с элементами естественно-научных и гуманитарных наук можно подобрать практически к любому уроку. Очень полезна работа с информационным ресурсом, на основе которого школьники самостоятельно могут составлять задачи и сообщения к уроку.
-
Интегрированный урок: физика + химия по теме: "Строение атома" 2006
Как сказал А.Франц: "Чтобы переваривать знания надо поглощать их с аппетитом". Поэтому мы сделали свой урок познавательно-занимательным и очень разнообразным: это и сообщения учащихся об открытиях ученых, и просмотр видеофильма об опыте Э.Резерфорда, и разгадывание ребусов и загадок о химических элементах, и знакомство с творчеством известного русского поэта В.Брюсова. С помощью схем, таблиц, рисунков в опорном конспекте мы старались помочь учащимся систематизировать новую учебную информацию.
-
Тема урока: "Оксиды". 8-й класс 2006
Учащиеся 8-го класса только начинают изучать химию. Поэтому важно, чтобы с первых уроков им было все понятно. Для этого необходимо объяснять им новый материал в доступной для них форме, иногда используя игровые моменты, стихи, загадки. Это поддерживает интерес к предмету, и позволяет всем учащимся справиться с новой для них наукой - химией.
-
Урок с элементами краеведения по теме: "Сахароза. Сахарная промышленность Белгородской области" 2006
Основные задачи урока - расширить знания учащихся о природных веществах (сахарозе); познакомить с сахарной промышленностью родного края и АПК Белгородской области; развивать умения и навыки в работе с дополнительной литературой и реактивами; воспитывать любовь к родному краю и умение выступать перед аудиторией.
-
Использование элементов информационной технологии на уроках химии по теме: "Сравнительная характеристика галогенов" 2006
Основные цели урока - систематизировать и углубить знания учащихся о галогенах на основании их сравнительной характеристики; продолжить формирование умения сравнивать свойства простых веществ, работать с учебником и учебной литературой. Данный урок можно рекомендовать и как внеклассное мероприятие
-
Интегрированный семинар биология + химия по теме: "Химические вещества клетки и метаболизм" 2006
Основная цель урока - обобщить знания о химическом составе клетки и процессе обмена веществ и энергии. Перед уроком ребята делятся на группы. В теоретической части группы обсуждают вопросы семинара, выступают с сообщениями. В практической части проводят химические опыты и решают цитогенетические задачи. Рецензенты (из состава групп) оценивают выступления одноклассников. Затем учащиеся анализируют свою деятельность. Оценка на семинаре складывается из оценки рецензента, учителя и самооценки.
-
Мультимедийный урок по теме: "Альдегиды. Их строение, свойства, получение, применение" 2006
Вариант мультимедийного урока. На наш взгляд, это наиболее простой и приемлемый вариант проведения урока по данной теме с использованием элементов развивающего обучения, позволяющий максимально усвоить новую учебную информацию учащимся с разным уровнем подготовки.
-
Конспект урока-сказки по теме: "Кислород. Оксиды. Горение". 8-й класс 2006
Урок является уроком обобщения и систематизации знаний, навыков, умений. Предложен конспект урока в сказочной форме. Использование разнообразных методов: игровой ситуации, межпредметных связей, эксперимента, выступление по опорной схеме, музыкальное сопровождение делают урок ярким, насыщенным и наглядным.
-
Урок с использованием интернет-ресурсов по теме: "Анилин" для учащихся 10–11-х классов 2006
Урок изучения нового материала с использованием интернет-ресурсов и CD "1С: Репетитор. Химия". Данная разработка может быть использована на уроках органической химии в 10–11-х классах различного профиля по теме "Анилин". Необходимые условия: компьютерный класс на 6–12 компьютеров, желательно с выходом в Интернет. Форма работы - групповая с элементами самостоятельной работы.