Цель урока: применение знаний в сходных и несходных ситуациях.
Задачи урока:
Обучающая – применение знаний учащихся о фосфоре как химическом элементе и простом веществе, обеспечивающее обратную связь и оперативную корректировку учебного процесса: выявление и оценка степени овладения системой знаний и комплексом навыков и умений, готовности учащихся успешно применять полученные знания на практике в сходных и несходных ситуациях;
Развивающая – развитие логического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечение системности учения.
Воспитывающая – воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.
Оборудование – мяч; видеофильмы “Фосфор”, “Демонстрационный химический эксперимент”; путеводители; наклейки “Почётных членов клуба” - светлячки; растворы: фосфата натрия, нитрата серебра, пробирки; карточки с заданиями; плавленые сырки; видеомагнитофон или ПК с медиапроектором, запись с торжественной музыкой.
Преддеятельность учителя к уроку заключается в подготовке и изготовлении раздаточного материала для каждого учащегося – карточек с заданиями и для проверки, путеводителей, информационного бюллетеня, знаков отличия (наклейки с изображением светлячка), информационные бюллетени “Фосфор – элемент жизни и мысли”.
Ход урока:
Сегодня вам предстоит участвовать в необычном уроке по изучению одной из самых необычных, загадочных и мистических наук на свете. Эта наука – химия.
Наше учебное занятие посвящено тренировке и применению полученных знаний. Так же, как в жизни и спорте, тренировки укрепляют мышцы и мысли.
Всё больше людей в наше время уделяют внимание укреплению своего физического, интеллектуального и духовного состояния. А для этого нужны специальные помещения, где можно потренироваться, культурно отдохнуть, набраться сил для последующей работы.
Вот и я решила организовать свой химический фитнес – клуб и на правах его учредителя приглашаю вас на его презентацию! (Звучит торжественная музыка).
Уважаемые гости! Приветствую вас от лица организаторов химического фитнес – клуба “Светлячок”. Наш клуб специализируется на оказании следующих услуг: укрепление красоты предмета химии, развитие мыслительных действий, совершенствование умения проводить эксперимент.
А вы ещё не догадались, почему мы выбрали такое название? (Фосфор – в переводе “светящийся”).
У каждого из вас есть путеводитель, в нашем клубе работают: видеосалон, химическая лаборатория, зал заседаний, тренажёрный зал, бар. (Приложение № 1(стр.1, стр. 2))
Просим вас описывать свои впечатления после посещения каждого помещения и оценивать в баллах уровень своей подготовленности, в конце занятия каждый сможет выполнить самооценку.
Прежде чем приступить к нагрузке, проведём разминку (упражнение с мячом). Отвечает тот ученик, которому учитель бросит мяч после формулировки вопроса.
- Положение элементов подгруппы азота в периодической системе.
- В чём сходство и различие в строении атома азота и фосфора?
- Какие валентности и степени окисления проявляют азот и фосфор?
- Какие вещества составляют генетический ряд фосфора?
- Какие аллотропные видоизменения характерны фосфору?
В путеводителе представлен глоссарий, содержащий научное толкование терминов, используемых при изучении данной темы.
А теперь посетим видеосалон. Сегодня вашему вниманию предлагается демонстрация учебного видеофильма о фосфоре. Просмотрев его в течение 5 минут, одна половина класса готовит вопросы по увиденному, а другая – готовится на них отвечать. Оставьте свои отзывы и не забудьте оценить свою работу (3 балла – высокий уровень, 2 балла – средний уровень, 1 балл – низкий уровень).
Из видеофильма было видно, что фосфор существует в природе в виде химических соединений, в основном – фосфатов. Их можно обнаружить при помощи качественных реакций. Все анализы проводят в химических лабораториях, куда мы сейчас и проследуем. Каждый из вас побывает в роли лаборанта химического анализа и выполнит задание – обнаружить при помощи реактивов в одном из трёх неизвестных растворов наличие фосфат – иона, записать уравнение реакции в молекулярной и ионной форме.
А теперь – внимание на экран. Озвучьте, пожалуйста, демонстрацию видеоопыта, представив себя на месте диктора. (Опыт по получению оксида фосфора (V) и растворению его в воде).
Сделайте вывод: для чего служит химическая лаборатория, оставьте свои отзывы в путеводителе и произведите самооценку.
А теперь проследуем в конференц-зал. Сегодня по поручению Совета директоров фитнес – клуба будут проведены выборы почётных членов клуба. Для того, чтобы стать ими, нужно правильно ответить на вопросы и получить особый знак отличия. (Наклейки со светлячком).
Вопросы:
- Какой учёный назвал фосфор элементом жизни и мысли? (Ферсман)
- Что является причиной появления “блуждающих огней” на кладбищах и болотах? (Окисление фосфина и дифосфина, образующихся при разложении органических соединений)
- Какие химические реакции протекают при зажигании спички? (За время горения – составьте химические реакции)
- Назовите наибольшее число стандартных и нестандартных областей применения спичек. (Вопрос-аукцион).
- Игра в спички (логические загадки – примеры в путеводителе)
Задачи со спичками.
1) Исправьте равенство так, чтобы оно стало верным, не дотрагиваясь, ни до одной спички (нельзя поджигать, перемещать, передвигать и т.д.).
2) 5 из 24
Уберите 5 спичек из 24 так, чтобы осталось только 6 квадратов. Учитываются квадраты любого размера.
Для расширения своего научного кругозора рекомендуем использовать научно – популярную литературу и адреса сайтов в Интернете, а также дарим каждому из вас информационный бюллетень “Фосфор – элемент жизни и мысли”, в котором подобраны интересные факты и сведения об истории открытия элемента, свойствах и применении соединений и занимательные материалы.
Оцените своё участие и уровень подготовленности в баллах, впишите свои отзывы в путеводитель.
.Чтобы ваши знания были прочными, а вы уверены в них, как и в спорте, вам нужна тренировка. Но каждый понимает, что уровень его химической подготовки разный. Наш комплекс тренировочных упражнений позволит каждому выбрать свой уровень нагрузки (по самочувствию). Образец карточки для каждого ученика:
ХИМИЧЕСКИЙ ФИТНЕС-КЛУБ
“СВЕТЛЯЧОК”
ТРЕНАЖЕРНЫЙ ЗАЛ
Осуществить превращение:
Высокий уровень (3 балла):
Са3(РО4)2 –> Р –> Са3Р2 –> РН3 –> Р2О5
Средний уровень (2 балла):
Р –> Р2О5 –> Na3РО4 –> Аg3РО4
Низкий уровень (1 балл):
Р –> Р2О5 –> Н3РО4 –> Na3РО4
Через 3 - 5 минут учащимся для взаимопроверки и взаимооценки предлагаются следующие карточки:
ХИМИЧЕСКИЙ ФИТНЕС-КЛУБ
“СВЕТЛЯЧОК”
ТРЕНАЖЕРНЫЙ ЗАЛ
Нормативы определения уровня подготовки
Высокий уровень:
- Са3(РО4)2 + 5 С + 3SiО2 = 3 СаSiО3 + 2 Р + 5 СО
- 2Р + 3Са = Са3Р2
- Са3Р2 + 6 Н2О = 3 Са(ОН)2 + 2РН3
4) 2РН3 + 4О2 = Р2О5 + 3Н2О
Средний уровень:
1) 4Р + 5О2 = 2Р2О5
2) Р2О5 +6 NаОН = 2 Na3РО4 + 3Н2О
3) Nа3РО4 + 3АgNО3= 3 NаNО3 + Аg3РО4
Низкий уровень:
1) 4Р + 5О2 = 2Р2О5
2) Р2О5 + 3Н2О = 2 Н3РО4
3) Н3РО4 + 3 NаОН = Na3РО4 + 3Н2О
И снова оставьте свои записи в путеводителе, оценив работу на этом этапе.
После полученной умственной и физической нагрузки, рекомендуем посетить наш бар. Во время просмотра видеофильма уже были названы продукты, содержащие максимальное количество фосфора. (Какие?) Не зря фосфор называют элементом жизни и мысли. И мы предлагаем вам плавленые сырки, чтобы набраться сил для дальнейшей работы. (Всем учащимся раздают плавленые сырки).
И вновь опишите свои впечатления о посещении бара в путеводителе.
Наша встреча близится к концу. Какую пользу вы извлекли из неё? Учитель просит зачитать свои впечатления из путеводителя о посещении разных помещений, таким образом, вовлекая учащихся в рефлексию собственной деятельности. Далее предлагается каждому учащемуся провести самооценку своей деятельности на уроке из расчёта: 15 -13 баллов –“5”, 12 – 10 баллов – “4”, 9 – 7 баллов – “3”, оценка “2” на этом этапе не ставится.
Вы все потрудились сегодня на славу. Желаю, чтобы ваши мышцы и мысли были всегда прочными и надёжными.
Ребята, вы наверное заметили, что на протяжении всего занятия на доске были помещены слова Жоржа Бернаноса: “Мысль, не претворённая в действие, немногого стоит, а действие, не проистекающее от мысли, не стоит вообще ничего” Как вы понимаете эти слова после сегодняшней встречи? В какой ситуации автор мог написать эти строки?
Домашнее задание будет индивидуальным для каждого из вас. Обратившись к путеводителю, определите свои слабые места и дома доработайте материал по теме. А впереди вас ещё ожидают уроки с практическими заданиями, решением расчётных задач по теме, обобщения и систематизации знаний по теме и итоговый контроль. Чтобы лучше подготовиться к нему, необходимо правильно оценить свои знания и устранить выявленные пробелы. Желаю вам, чтобы ваша самооценка всегда совпадала с итоговой оценкой во время контроля знаний. А наш урок окончен.