Цели:
1. Дать
понятие скорости химической реакции, используя
знания учащихся из курса физики о скорости.
2.
Экспериментально изучить влияние некоторых
факторов на скорость химической реакции.
3. Продолжить
формирование умений учащихся наблюдать,
анализировать, сравнивать, обобщать,
работать с
лабораторным оборудованием.
4.Способствовать обучению специфическим умениям
коллективной деятельности.
Оборудование и реактивы:
- Карточки с заданиями для проведения практической части (см. п. 3,4,5);
- Демонстрационные карточки с , моль/л;
- Cu пров. 2 шт., спички, спиртовка. 1 ряд;
- Zn две гранулы, HCl (1:5), HCl (1:10). 2 ряд;
- Cu пров., Zn гранула, HCl. 3 ряд;
- H2O2 р-р, спички, спиртовка, MnO2, лопатка, лучина, 2 пробирки.
Ход работы
Мы уже познакомились с основными типами химических реакций, научились отличать их от физических явлений по определённым признакам. Убедились, что свойства веществ вступивших в реакцию, отличаются от свойств образовавшихся веществ.
Настало время поговорить о продолжительности химической реакции, т.е. о протекании химического процесса во времени, за которое он происходит. Сегодня мы поговорим о скорости химической реакции, определим факторы, которые влияют на скорость химической реакции.
Запишите тему, число.
Известно, что одни химические реакции протекают за малые доли секунды, другие же за минуты, часы, дни.
- Скажите, а вы встречались в своей жизни с реакциями идущими очень быстро?
а) горение; б) сода + уксус; в)...
- А как вы определили, что они протекают быстро?
По объему газа;
Эти реакции высокой скорости
- А реакции идущие медленно?
а) ржавление железа; б) скисание молока;
Для полного гниения брошенной в лесу газеты- 1 год.
Ржавление консервной банки – 10 лет.
Стекло практически не разрушается в течение столетий.
Эти реакции низкой скорости.
Чтобы характеризовать быстроту химической реакции, пользуются понятием скорость химической реакции.
- Что же это за величина?
В курсе математики и физики вы уже встречались с понятием скорости. Как её можно определить?
(использование дем. карточки).
- Подходит ли нам эта формула для определения скорости химической реакции?
(Нет, т.к. S – путь)
- Чем в этой формуле можно заменить S? Тем, что изменяется в ходе реакции. Это концентрация вещества.
- Составьте, пожалуйста, в тетради самостоятельно формулу, определяющую скорость химической реакции.
Концентрация вещества изменяется, температура изменяется.
С1 – концентрация реагирующевого вещества, t1 изменяется.
С2 – концентрация образ. вещества, t2 изменяется.
Значит надо преобразить эту формулу.
(использование дем. карточки).
- В каких единицах измеряется скорость химической реакции?
[ С ]= моль/ л, [ t ]=с, [ V ]= моль/ л с
Задачи (если позволяет время).
- Как можно определить скорость химической реакции?
(Скорость химической реакции определяется изменением концентрации вещества в ед. t).
- А как вы думаете, можно ли изменить скорость хим. реакции? Как?
- T
- C
- Kat
- Активность (природа)
- Давайте экспериментально попробуем установить влияние этих факторов на скорость хим. реакции. Практика – есть основа познания и критерий истины.
Результаты запишем по форме представленной на доске:
Факторы влияющие на cкорость хим. реакции | Признаки | Примеры реакций | |
1. Активность (природа реаг. вещества) 2. T 3. Измельченность 4. Катализатор |
- На столах у вас карточки с заданиями. Внимательно прочитайте и подготовьтесь. Но сначала вспомним правила Т.Б.
Успехов в работе.
- Обсуждение р-ов, заполнение таблицы.
(Влияние катализатора демонстрирует учитель.)
Факторы влияющие на cкорость хим. реакции | Признаки | Примеры реакций | |
5. Активность (природа реаг. вещества) 6. T 7. Измельченность 8. Катализатор |
Г Изменение цвета Изменение цвета Г |
2HCl + Zn —> ZnCl2 + H2 Cu + HCl —> р-ии нет 2Cu + O2 —> 2CuO 2H2O2 —> 2H2O + O2 |
Заключительная часть.
Давайте подведем итог.
Чему мы научились на уроке?
- Сформулировали понятие скорость химической реакции.
- Научились вычислять скорость химической реакции.
- Эксперты определили факторы, влияющие на скорость химической реакции.
Если останется время:
- А теперь ответим на вопросы:
- По каким признакам можно судить о скорости химической реакции? (Выд. Г, осадок, изм. окраски).
- Назовите причины, по которым вещества в кислороде сгорают быстрее, чем на воздухе?
- C ( O2 )
- Назовите причину, по которой угольная пыль сгорает быстрее, чем кусок угля, такой же массы. Измельчённость.
Домашнее задание: №12.2, 12.7 (Хомченко).