Урок по теме: "Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции"

Разделы: Химия


Цели:

            1. Дать понятие скорости химической реакции, используя знания учащихся из курса физики о скорости.
            2. Экспериментально изучить влияние некоторых факторов на скорость химической реакции.
            3. Продолжить формирование умений учащихся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать,            работать с лабораторным оборудованием.
            4.Способствовать обучению специфическим умениям коллективной деятельности.

Оборудование и реактивы:

  1. Карточки с заданиями для проведения практической части (см. п. 3,4,5);
  2. Демонстрационные карточки с , моль/л;
  3. Cu пров. 2 шт., спички, спиртовка. 1 ряд;
  4. Zn две гранулы, HCl (1:5), HCl (1:10). 2 ряд;
  5. Cu пров., Zn гранула, HCl. 3 ряд;
  6. H2O2  р-р, спички, спиртовка, MnO2, лопатка, лучина, 2 пробирки.

Ход работы

Мы уже познакомились с основными типами химических реакций, научились отличать их от физических явлений по определённым признакам. Убедились, что свойства веществ вступивших в реакцию, отличаются от свойств образовавшихся веществ.

Настало время поговорить о продолжительности химической реакции, т.е. о протекании химического процесса во времени, за которое он происходит. Сегодня мы поговорим о скорости химической реакции, определим факторы, которые влияют на скорость химической реакции.

Запишите тему, число.

Известно, что одни химические реакции протекают за малые доли секунды, другие же за минуты, часы, дни.

  • Скажите, а вы встречались в своей жизни с реакциями идущими очень быстро?

а) горение; б) сода + уксус; в)...

  • А как вы определили, что они протекают быстро?

По объему газа;

Эти реакции высокой скорости

  • А реакции идущие медленно?

а) ржавление железа; б) скисание молока;

Для полного гниения брошенной в лесу газеты- 1 год.

Ржавление консервной банки – 10 лет.

Стекло практически не разрушается в течение столетий.

Эти реакции низкой скорости.

Чтобы характеризовать быстроту химической реакции, пользуются понятием скорость химической реакции.

  • Что же это за величина?

 В курсе математики и физики вы уже встречались с понятием скорости. Как её можно определить?

(использование дем. карточки).

  • Подходит ли нам эта формула для определения скорости химической реакции?

(Нет, т.к. S – путь)

  • Чем в этой формуле можно заменить S? Тем, что изменяется в ходе реакции. Это концентрация вещества.
  • Составьте, пожалуйста, в тетради самостоятельно формулу, определяющую скорость химической реакции.

Концентрация вещества изменяется, температура изменяется.

С1 – концентрация реагирующевого вещества, t1 изменяется.

С2 – концентрация образ. вещества, t2 изменяется.

Значит надо преобразить эту формулу.

(использование дем. карточки).

  • В каких единицах измеряется скорость химической реакции?

[ С ]= моль/ л, [ t ]=с, [ V ]= моль/ л с

Задачи (если позволяет время).

  • Как можно определить скорость химической реакции?

(Скорость химической реакции определяется изменением концентрации вещества в ед. t).

  • А как вы думаете, можно ли изменить скорость хим. реакции? Как?
  1. T
  2. C
  3. Kat
  4. Активность (природа)
  • Давайте экспериментально попробуем установить влияние этих факторов на скорость хим. реакции. Практика – есть основа познания и критерий истины.

Результаты запишем по форме представленной на доске:

Факторы влияющие на cкорость хим. реакции Признаки Примеры реакций
1. Активность (природа реаг. вещества)

2. T

3. Измельченность

4. Катализатор

   
  •  На столах у вас карточки с заданиями. Внимательно прочитайте и подготовьтесь. Но сначала вспомним правила Т.Б.

Успехов в работе.

  • Обсуждение р-ов, заполнение таблицы.

(Влияние катализатора демонстрирует учитель.)

Факторы влияющие на cкорость хим. реакции Признаки Примеры реакций
5. Активность (природа реаг. вещества)

6. T

7. Измельченность

8. Катализатор

Г

Изменение цвета

Изменение цвета

Г

2HCl + Zn —> ZnCl2 + H2

Cu + HCl —> р-ии нет

2Cu + O2 —> 2CuO

2H2O2 —> 2H2O + O2

Заключительная часть.

Давайте подведем итог.

Чему мы научились на уроке?

  • Сформулировали понятие скорость химической реакции.
  • Научились вычислять скорость химической реакции.
  • Эксперты определили факторы, влияющие на скорость химической реакции.

Если останется время:

  • А теперь ответим на вопросы:
  • По каким признакам можно судить о скорости химической реакции? (Выд. Г, осадок, изм. окраски).
  • Назовите причины, по которым вещества в кислороде сгорают быстрее, чем на воздухе?
  • C ( O2 )
  • Назовите причину, по которой угольная пыль сгорает быстрее, чем кусок угля, такой же массы. Измельчённость.

Домашнее задание: №12.2, 12.7 (Хомченко).