Предпрофильное занятие в 9-м классе по теме: "Металлы — материалы для создания шедевров мирового искусства". Фрагмент занятия с использованием мультимедийного проектора

Разделы: Химия


Пояснительная записка.

Курс по выбору “Химия и искусство” рассчитан на 10 часов, 1 час в неделю. В темах “Неметаллы” и “Металлы” (программа О. С. Габриеляна, IX класс) содержится информация о практическом применении некоторых химических соединений в создании произведений декоративного и прикладного искусства. Однако этот объем незначителен и не удовлетворяет познавательные интересы учащихся, выбирающих в дальнейшем гуманитарные профили. Данный курс позволяет учащимся расширить свои знания в химии на уровне, не требующем специальной подготовки по предмету.

Элективный курс имеет теоретическую и практическую части, а также учитывает интересы школьников, склонности человека к профессии. На теоретических занятиях учащиеся знакомятся с использованием химических веществ в живописи, скульптуре, архитектуре. Этот курс позволяет ориентировать учащихся на выбранную профессию, дает возможность заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью.

При изучении данного курса можно использовать активные формы обучения: лекции, семинары, викторины, беседы, дискуссии, и др.

 

Основные цели курса.

  • сформировать представление о значении химии в создании произведений декоративного и прикладного искусства;
  • раскрыть исторический аспект применения химических соединений человеком в искусстве;
  • продолжить формирование навыков исследовательской деятельности
  • развивать учебно-коммуникативные навыки;
  • Учащиеся должны знать:

  • различные виды живописи и технику их использования,
  • химический состав и методы производства наиболее распространенных красок,
  • современные методы исследования живописи,
  • состав наиболее распространенных сплавов
  • технологию производства стекла, керамики, фаянса,
  • виды и состав стекла.
  • Учащиеся должны уметь.

  • проводить реакцию серебряного зеркала,
  • решать расчетные задачи с технологическим содержанием
  • способы ухода за изделиями из стекла, керамики, фарфора и фаянса.
  • определять цель, выделять объект исследования, методы сбора и обработки информации.

 

    Фрагмент занятия по теме:
    “Металлы – материал для создания шедевров мирового искусства.
    Золото. Серебро. Железо, чугун и сталь.”

    Семь металлов создал свет
    По числу семи планет…
    Дал нам космос на добро
    Медь, железо, серебро,
    Злато, олово, свинец…

Слайд №1

Сегодня на занятии мы рассмотрим использование металлов для создания шедевров мирового искусства. Человечеству были известны металлы с древних времен, и человек уже давно научился использовать свойства металлов.

1. Золото.

Кубическая гранецентрированная кристаллическая решетка золота обуславливает исключительную тягучесть и пластичность золота. Из этого металла можно изготовить проволоку в тысячу раз более тонкую, чем человеческий волос. Два километра такой проволоки весят всего 1 г!

В природе золото встречается в виде мелких зерен, перемешанных с песком или гравием – продуктами разрушения золотоносных пород. Правда, иногда находят и крупные самородки – массой несколько десятков килограммов.

Около половины производимого в мире золота используется в ювелирном деле. Золото очень мягкий металл, из него можно изготовить тончайшую фольгу.

Золотобойное искусство очень древнее. Еще 5000 лет назад мастера умели изготавливать из драгоценного металла тончайшие пластинки. До нашего времени дошли египетские папирусы и предметы, украшенные позолотой толщиной 6 мкм.

Слайд №2.

В Киевской Руси X­XI вв. для позолоты куполов и шпилей пользовались фольгой, толщина которой составляла 0,1 мкм.

Золотую фольгу используют, например, и в настоящее время для создания таких всем хорошо известных предметов как почтовые марки. Например, для оформления юбилейных марок, посвященных юбилею Санкт-Петербурга, использована золотая фольга в 24 карата, о чем свидетельствует сертификат, прилагаемый к маркам (см. слайд №3).

Слайд №3.

Помимо золочения с помощью фольги исстари применялся и так называемый огневой способ, о котором писали следующее: “… едва ли есть другое искусство, более опасное для жизни и здравия людей, как золочение меди и бронзы…” Этот метод предусматривал покрытие медных листов тонким слоем раствора золота в ртути (амальгамы). Затем листы прогревались на жаровне с раскаленными углями. Ртуть испарялась, а золото осаждалось на поверхности листа тончайшей пленкой всего в 3 – 3,5 мкм. С помощью амальгамы были позолочены купола Успенского собора московского Кремля, самый большой золоченый купол в Европе – купол Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, а также шпиль Адмиралтейства.

Слайд № 4.

Из-за вредности огневое золочение не применяется уже более ста лет, и для позолоты используют либо легко разлагающиеся при нагревании соединения золота , либо фольгу. Толщина фольги очень мала: для отделки фрагментов интерьеров – 3 мкм; для наружных работ ( при золочении статуй, дворцовых решеток, шпилей, куполов) – 7 мкм.

2. Серебро.

Латинское название серебра – Argentum – связано с цветом этого металла; оно восходит к греческому “Аргос” - “белый”, “блестящий”. Русское слово “серебро”, как считают ученые, происходит от слова “серп” (серп луны).

Древнейшие серебряные изделия, обнаруженные в Передней Азии, датируются V тысячелетием до н. э. Они изготовлены из самородного серебра.

Серебро – блестящий, серебристо-белый металл. Одним из наиболее известных способов применения металлического блеска серебра является изготовление зеркал.

Слайд № 5.

Изготовлению зеркал современного типа положил начало немецкий химик Юстус Либих. Эта реакция впоследствии получил название реакции “серебряного зеркала”.

    2[Ag(NH3)2]OH+HCHO+3H2O=2Agv+HCOOH+4NH3·H2O

Серебряные зеркала на стеклянной основе до сих пор служат людям, однако их стойкость к действию высоких температур и вызывающих коррозию газов атмосферы невысока. Поэтому в технике их по возможности заменяют родиевыми. Отражающая способность родия несколько меньше, чем у серебра (95%), зато родированные поверхности не тускнеют даже в атмосфере вольтовой дуги.

    3. Железо. Чугун. Сталь.

В древности железо ценилось очень высоко: в государстве хеттов в XIV веке до н. э. железо стоило в 5 раз дороже золота, в 20 раз дороже серебра, в 6400 раз дороже меди.

На Руси первыми, кованными и достаточно широко распространенными художественными изделиями, вероятно, были светцы (подставка для лучины, освещающей жилье).

Слайд № 6.

Не перечесть всех видов красивых вещей, которые создавались в старину из железа (см. слайд № 6 ).

Чугун сыграл чрезвычайно важную роль в развитии изобразительного искусства и архитектуры. В России его применение началось с литых столбов и половых досок, которые в конце XVI века производили заводы Н. Демидова на Урале. Литье из чугуна – самостоятельный вид искусства. Особо почетное место в “чугунном кружеве” Санкт-Петербурга принадлежит Воронихинской решетке у Казанского собора. Отлитая в 1811 году на Петрозаводском чугунолитейном заводе и установленная в 1812 году, она до сих пор является неотъемлемым украшением центра города. Из того же материала выполнена решетка Летнего сада, установленная по его южной границе.

Сталь - основа современной техники. Но и в искусстве этот замечательный материал занял весьма достойное место. В старину сталь считали драгоценным металлом. Из нее в первую очередь делали оружие. Самым знаменитым был булат. Его родина – Индия. На территории нашей страны булатное оружие появилось в средние века. Громкую славу приобрела продукция заводов уральского города Златоуста. Клинки из Златоустовской высокоуглеродистой стали (1,3 – 1,5% углерода) имели золотистый отлив и крупный коленчатый или сетчатый узор, легко разрубали гвозди и брошенный на лезвие платок из тончайшей ткани. Они ценились исключительно высоко.

В XX веке сталь начали использовать для украшения интерьеров. Стальные барельефы, светильники использованы, например, для украшения станций метро в Санкт-Петербурге.

    4. Загадки. Задачи.

В завершении занятия слушателем предлагается отгадать несколько загадок по теме занятий (см. слайд № 7 ) и решить задачи (см. слайд № 8 ).

Слайд № 7.

Слайд №8.

    Литература:

  1. Химия для гуманитариев. /Сост. Н. В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2004.
  2. Аликберова Л. Ю. Занимательная химия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2002.
  3. Аликберова Л. Ю., Рукк Н. С. полезная химия: задачи и истории.- М.: Дрофа, 2005.
  4. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В. Володин. – М.: Аванта+, 2004.