Цели:
- развить умение работать с книгой и дополнительной литературой;
- закрепить характеристику углерода;
- изучить строение молекул оксидов углерода и на основе строения молекул изучить свойства.
Оборудование: химические справочники, белый лист, оценочный лист.
Методы: используются элементы технологии критического мышления
1. Организационный момент
Каким вы хотите увидеть сегодняшний урок?
2. Проверка домашнего задания
Учитель: Ребята, мы с вами изучили характеристику подгруппы углерода. Давайте вспомним строение атома углерода. Для этого каждый в тетради в течение 1-2 минут запишет все, что помнит об углероде.
Дети: Я знаю…
Учитель: Почему углерод проявляет степени окисления 4? Подумайте и обсудите в парах с соседом по парте.
Учитель: Через 1-2 минуты к доске выходит одна пара и объясняет, используя шкалу степеней окисления
___-4________0___+2____+4________
Учитель: Приведите примеры соединений с данной степенью окисления углерода.
Дети:
Учитель: Каждый, самостоятельно, учитывая объяснения учащихся у доски, выставит себе оценку за домашнее задание.
Учитель: Глядя на данные примеры соединений углерода СН4 метан мы с вами изучим позже, а оксиды углерода СО угарный газ и СО2 углекислый газ мы с вами изучим сегодня на уроке.
Объявить цель урока и познакомить с планом урока.
План урока
- Строение молекулы оксидов углерода СО и СО2
- Физические свойства
- Химические свойства
- Применение
3. Новый материал
Учитель: Используя учебники и дополнительную справочную литературу, заполните Диаграмму Венна по плану, используя рисунок.
Дети работают в группах по 4 человека, заполняя диаграмму на белых листах, лежащих на партах у учащихся в каждой группе.
Учитель: Если готова первая группа, рассмотрим у доски первый вопрос.
Дети: У СО - атом кислорода предоставляет одну из свободных электронных пар атому углерода, т.е. атом кислорода является донором, а атом углерода акцептором…
У СО2 – все четыре ковалентные связи полярные. Однако из-за линейного строения молекула в целом неполярна…
Учитель: Рассмотрим второй вопрос плана.
Дети работают в группах по второму вопросу плана.
Учитель: Если готовы, к доске следующая группа по второму вопросу
Дети: Рассказывают физические свойства угарного газа и углекислого газа.
Учитель: Дополняет. Угарный газ связывается с гемоглобином крови за счет свободных электронных пар. Угарный газ содержится 5% в дыме табака и 3% выхлопные газы.
1% углекислого газа у человека вызывает головокружение и недомогание, до 4% тяжкие последствия
Учитель: А теперь рассмотрим, как строение молекулы отображается на химических свойствах оксидов
Дети работают в группах по третьему вопросу плана.
Учитель: У доски сделать вывод о химических свойствах оксидов следующая группа
Дети: Оксид углерода (|V) является кислотным оксидом, ему соответствует угольная кислота Н2СО3 и вступает в следующие реакции:
- с основными оксидами образует соли: СО2 + СаО = СаСО3
- с основаниями образуется соль и вода: СО2 + Са (ОН)2 = СаСО3 +Н2О
- при избытке кислоты образуется кислая соль: СаСО3 + Н2О + СО2 = Са (НСО3)2
- с водой образуется слабая неустойчивая угольная кислота: СО2 + Н2О Н2СО3
Учитель: А сейчас посмотрите опыт и скажите, что является качественной реакцией на оксид углерода (|V)? И запишите уравнения реакций.
Опыт: Помещаем кусочек мела в пробирку, закроем пробкой с газоотводной трубкой и делительной воронкой. В делительную воронку вливаем раствор соляной кислоты. Другой конец газоотводной трубки опускаем во вторую пробирку с Са (ОН)2, окрашенного фенолфталеином. Что мы наблюдаем? Обсудите и запишите уравнения реакции.
Дети: Гидроксид кальция (известковая вода) является реагентом на углекислый газ (выделяется белый осадок).
Учитель: Теперь рассмотрим химические свойства угарного газа.
Оксид углерода (||) угарный газ несолеобразующий оксид.
- СuO + CO = Cu + CO2
- SiO2 + 2CO = Si + 2CO2
- 3Fe2O3 + CO = 2Fe3O4 + CO2
- Fe3O4 + CO = 3FeO + CO2
- FeO + CO = Fe + CO2
Оксид углерода (||) на воздухе горит голубоватым пламенем: 2СО + О2 = 2СО2
Учитель: А теперь рассмотрим последний вопрос нашего плана применение оксидов углерода.
Дети прорабатывают этот вопрос и отвечают.
Учитель: Каждый себе сам поставит оценку в оценочном листе за работу над новым материалом.
Дети проставляют оценки индивидуально.
Учитель: А теперь проведем небольшой диктант и узнаем, насколько вы освоили новый материал. Для этого первый вариант выписывает номера тех высказываний, которые подходят для СО, а второй вариант для СО2.
Химический диктант
- Газ, в воде практический нерастворимый
- Газ, заметно растворимый в воде
- Газообразный при обычных условиях
- Не имеет запаха
- Не сжижается
- Легко сжижается и затвердевает
- Ядовитый газ в любых концентрациях
- Не ядовит
- Горюч
- Не горюч
- Газ легче воздуха
- Газ тяжелее воздуха
- Степень окисления углерода +2
- Степень окисления углерода +4
- В молекуле между атомами ковалентная полярная связь
- Несолеобразующий оксид
- Кислотный оксид
- Реагирует с оксидами металлов с образованием металла и углекислого газа
- При пропускании через известковую воду наблюдается помутнение
- В реакциях может быть только окислителем
- В реакциях может быть и окислителем и восстановителем
Учитель: А теперь поменяйтесь листочками и проверьте друг друга, за каждый правильный ответ поставьте 1 балл, поставьте оценку в оценочном листе. Ответы правильные перед вами.
- 1 вариант 1, 3, 4, 5, 7, 10, 11, 13, 16, 18, 21
- 2 вариант 2, 3, 4, 6, 8, 9, 12, 14, 15, 17, 19, 20
Критерии оценок: 20 - 21 балл – “5”, 16 – 19 баллов – “4”, 10 -15 баллов – “3”, менее 10 баллов – “2”.
Поднимите руку, кто справился с диктантом на “5”, кто на “4”.
Определите сами каждый свое домашнее задание.
Если у вас есть ошибки с 1 по 12 вопрос - вам необходимо повторить физические свойства, если ошибки с 13 по 15 вопрос повторите строение молекул. Если ошибки допущены с 16 по 21 вопрос, обратите внимание на химические свойства оксидов.
Суммируйте свои оценки и выставьте одну общую оценку за работу на уроке. Перед выходом каждый сдаст мне свой оценочный лист.
Учитель: А теперь кто желает, дополните свой рассказ.
Я узнал….
Дети проговаривают, что нового интересного они узнали за урок.
Учитель: Понравился ли вам сегодняшний урок, что не понравилось?
Дети высказывают свое мнение об уроке.
Учитель: Спасибо за урок.
Оценочный лист
Ф.И. ученика | Оценка |
1. Домашнее задание | |
2. Новый материал | |
3. Диктант | |
4. Итоговая оценка |