Цели урока:
Образовательные задачи: дать знания учащимся о составе, строении и свойствах белка
Познавательные задачи: совершенствовать умения учащихся анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязь между строением и свойствами
Воспитательные задачи: с помощью опыта “изменение структуры и свойств белков при воздействии на них алкоголя” убедить учащихся, что спирт губительно воздействует на организм человек
Методическая цель: показать формы и методы самостоятельных работ на уроке изучения новых знаний, опираясь на химический эксперимент
Тип урока: урок изучения нового материала в режиме КМД
Форма проведения урока: коллективная, групповая, парная
Оборудование урока: опорные конспекты, таблица “Расщепление белков в организме”, кинофрагмент “структуры белка”, видеосюжет “Денатурация на кухне”, образцы белков (мясо, яйцо), спиртовки, спички, держатели, штативы, пробирки, проволочка, бусы, инструкции к выполнению опытов, карточки-задания, вопросы к брифингу, номера ученикам от №1 до №4, номера столов №1-№4, кинопроектор, экран, видеомагнитофон, телевизор, сообщения по теме “Функции белков в организме”
Реактивы: сульфат меди (II)CuSO4, гидроксид натрия NaOH, азотная кислота HNO3, этиловый спирт C2H5OH
Новые понятия: “протеин”, “денатурация”, “ренатурация”
Ход урока:
Учащиеся разделены на 4 микрогруппы, в каждой микрогруппе есть лидер-консультант, который по ходу урока оценивает членов своей микрогруппы
I. Организационный момент
Положительный настрой на изучение темы
II. Мотивация и целеполагание
Сформулировать цели и задачи урока
Записи в тетради
III. Актуализация знаний
Проверить исходный уровень знаний по предыдущей теме
По два ученика от каждой микрогруппы выходят к столу учителя и вытягивают вопросы, сразу отвечая на них
- Какие соединения называются аминокислотами?
- Какие функциональные группы входят в состав аминокислот?
- Как дать название аминокислоте?
- Какие виды изомерии характерны аминокислотам?
- Какие аминокислоты называют незаменимыми? Приведите примеры
- Обладают ли амфотерными свойствами аминокислоты? И какие соединения называют амфотерными?
- Какие соединения называют пептидами?
- Какая группа атомов называется пептидной?
После устных ответов учитель предлагает каждой микрогруппе по карточке-заданию по номенклатуре.
IV. Изучение нового материала
“Белки, жиры и углеводы,
Пройдут века, эпохи годы,
К вам мы прикованы на век,
Без вас немыслим человек”
Слова учителя: Многообразие живых организмов, населяющих нашу планету, обуславливается во многом многообразием белков, из которых они построены. Белки – это основная составная часть всех живых организмов, так как из них состоит протоплазма и ядра живых клеток. Без белка нет жизни и они действительно являются ее основой.
Белками являются все ферменты, ускоряющие в организмах разнообразные реакции обмена веществ. К белкам относятся и многие гормоны, регулирующие работу различных органов.
Белковую природу имеют и антитела, защищающие организм от инфекций. Но к белкам принадлежат и токсины – вещества, угнетающие физиологические функции организма.
1 этап. Состав и строение белков.
Далее учитель поясняет, что класс будет работать по микрогруппам, готовя ответы по вопросам (карточки на столах)
Вопросы для самостоятельной подготовки:
- Атомарный состав белков. Почему белки являются высокомолекулярными веществами?
- На какие две группы делятся белки по их форме?
- Как называется связь с помощью которой аминокислоты соединяясь друг с другом образуют белки? (Покажите на примере трех аминокислот)
- Как можно с помощью проволоки, бус показать образование вторичной, третичной, четвертичной структур белка. За счет каких связей, взаимодействий это происходит?
Каждый ученик в начале урока получает номер (№1-4), а также каждый стол пронумерован (№1-4). После того, когда вопросы между учениками внутри микрогруппы распределены, все учащиеся под №1 пересаживаются за стол №1 и совместно изучают вопрос №1.
(“Атомарный состав белков. Почему белки являются высокомолекулярными веществами?”)
Также делают остальные, т.е. за столом №2 изучают вопрос “На какие две группы делят белки по их форме?”. Ответ на вопрос №4 готовят лидер-консультанты.
Изучив вопросы по новой теме, каждый стол дает устный ответ. Во время подготовки учащиеся могут пользоваться опорными конспектами.
Конспект 1
Состав: С – 54%, О – 23%, Н – 7%, N – 17%, S – 2% и другие: Zn, P, Fe, Cu, Mg, Mn
Белки – ВМС – протеины
“Протос” от греческого – “первичный, важнейший”. Белки – природные полимеры, состоящие из АК.
Mr (альбумина)=36000
Mr (миозина)=150000
Mr (гемоглобина)=68000
Mr (коллагена)=350000
Mr (фибриногена)=450000
Формула белка молока – казеина C1894H3021O576N468S21
Конспект 2
Конспект 3
20 АК – “кирпичики” белкового здания, соединяя их в разном порядке, можно выстроить неисчислимое множество веществ с самыми разными свойствами. Химики пытаются расшифровать строение белковых молекул-великанов. Задача эта очень трудная: природа тщательно прячет “чертежи”, по которым выстроены эти частицы.
В 1888 году русский биохимик А.Я. Данилевский указал на то, что в молекулах белков содержатся повторяющиеся пептидные группы атомов –С–N–
В начале ХХ столетия немецкому ученому Э.Фишеру и другим исследователям удалось синтезировать соединения, в молекулы, которых входило 18 остатков различных АК, соединенных пептидными связями.
Первичная структура белка – это последовательное чередование АК (полипептидная цепь ППЦ). Пространственная конфигурация белковой молекулы, напоминающая спираль образуется благодаря многочисленным водородным связям между группами.
– СО– и –NH–
Такая структура белка называется вторичной. В пространстве закрученная спираль ППЦ образует третичную структуру белка, которая поддерживается взаимодействием разных функциональных групп ППЦ.
- –S–S– (дисульфидный мостик)
- –СООН и –ОН (сложноэфирный мостик)
- –СООН и –NH2 (солевой мостик)
Некоторые белковые макромолекулами могут соединяться друг с другом и образовывать крупные молекулы. Полимерные образования белков называются четвертичными структурами (гемоглобин только при такой структуре способен присоединять и транспортировать О2 в организм)
Демонстрация кинофрагмента “Структуры белка”
После устных ответов ученики возвращаются каждый в изначальную микрогруппу. Таким образом, в каждой микрогруппе находится по 4 ученика подробно изучившие “свои” вопросы. Каждый из них дает ответ на “свой” вопрос.
2 этап. Изучение химических свойств белков
Слова учителя: По учебнику, изучив материал “химические свойства белков”, ответьте на вопрос: какие свойства белкам характерны?
Ученики отвечают.
Учитель поясняет.
1. Для белков характерны реакции, в результате которых выпадает осадок. Но в одних случаях полученный осадок при избытке воды растворяется, а в других – происходит необратимое свертывание белков, т.е. денатурация.
Денатурация – это изменение третичной и четвертичной структур белковой макромолекулы под влиянием внешних факторов (повышение температуры, давления, механического воздействия, действия химических реагентов, УФ – излучения, радиации)
Ренатурация – это процесс обратный денатурации
К чему может привести денатурация?
- нарушение антигенной чувствительности белка
- блокирование ряда иммунологических реакций
- нарушение обмена веществ
- воспаление слизистой оболочки ряда органов пищеварения (гастриты, колит)
- камнеобразование (камни имеют белковую основу)
Демонстрация видеосюжета “Денатурация на кухне” (запись по приготовлению яичницы). Комментарий.
Слова учителя: А теперь, я прошу каждую микрогруппу доказать, что под воздействием повышения температуры протекает процесс денатурации.
Ученики получают инструкцию №1 и проводят эксперимент.
Инструкция №1 Белок куриного яйца растворить в 150 мл воды. Налить в пробирку 10 мл раствора белка и нагреть на пламени горелки до кипения. |
Слова учителя: Чем обусловлено помутнение раствора?
Ребята разъясняют, что произошла денатурация. Процесс является необратимым, поэтому после охлаждения и разбавления раствор остается мутным.
Учитель: В организме лучше усваиваются белки, подвергнутые тепловой обработке, т.к. происходит денатурация, а при этом белок теряет свои свойства. Это облегчает доступ к молекуле ферментов желудочно-кишечного тракта.
Демонстрация опыта учителем. “Изменение структуры и свойств белков при воздействии на них алкоголя”
В стакан налить спирт, в него опустить кусочек сырого мяса. Через некоторое время мясо приобретает вид вареного.
Учащиеся делают вывод.
Вопрос учителя: Какие еще реакции характерны белкам?
Учащиеся отвечают и выполняют реакции по инструкции №2
Инструкция №2 Качественные (цветные) реакции на белки Ксантопротеиновая реакция Белок + HNO3конц > ярко?желтое окрашивание Биуретовая реакция Белок + NaOH+CuSO4 > красно-фиолетовое окрашивание |
Слова учителя: Белкам характерны гидролиз (взаимодействие с водой)\
3 этап. Превращение белков в организме
Учитель объясняет с помощью таблицы “Расщепление белков в организме” этот раздел.
4 этап. Функции белков в организме
Так как учащиеся частично знакомы с функциями белков из курса биологии, то заранее можно раздать учащимся задание: подготовить сообщения “Функции белков в организме”
Ученики, слушая эти сообщения, заполняют таблицу.
Функции белков
№ |
Функции |
Значение |
Строительная | Клеточные мембраны, покровные ткани, шерсть, перья, гора, волосы, хрящи | |
Транспортная | Накопление и транспорт по организму важнейших веществ | |
Энергетическая | Запас аминокислот для развития организма | |
Двигательная | Сократительные белки основа мышечных тканей | |
Защитная | Белки – антитела, антитоксины распознают и уничтожают бактерии и “чужеродные” вещества | |
Каталитическая | Белки – природные катализаторы (ферменты) | |
Сигнальная | Мембранные белки воспринимают внешние воздействия и передают сигнал о них внутрь клетки |
V. Закрепление изученного материала.
Занятия профодятся в форме брифинга. У каждой микрогруппы лист с вопросами по данной теме.
Вопросы к брифингу:
- Белок иначе называют…
- Что является мономерами белка?
- Сколько незаменимых АК известно?
- Какие вещества называются белками?
- Каков атомарный состав белков?
- Какая связь поддерживает вторичную структуру?
- Как называется связь, образующая ППЦ?
- Вторичная структура белковой молекулы в пространстве напоминает…
- За счет каких взаимодействий образуются третичная структура?
- Почему белки относят ВМС?
- Что в переводе с греческого означает “протеин”?
- На какие две группы делят белки по их отношению к Н2О?
- Что такое “денатурация”?
- Как называется процесс взаимодействия белков с Н2О?
VI. Рефлексия
VII. Итоги урока. Оценки за урок.
Само- и взаимооценки
VIII. Домашнее задание.
Составить конспект, отработать навыки по проведению эксперимента на будущем занятии. Осуществить цепь превращений
C2H6>C2H5OH>CH3COH>CH3COOH>CH2ClCOOH>NH2CH2COOH>полипептид
Вывод: Понятие “белок” и “жизнь” неразрывно связаны друг с другом. Что такое жизнь? откуда она появилась на Земле? Эти вопросы волновали людей всегда. Белок – вот самая высшая ступень развития вещества, обусловившая появление человека и жизни вообще на Земле.
“Жизнь есть способ существования белковых тел…”
(Ф. Энгельс)