Суть личностно-ориентированной педагогики ясна каждому учителю. Однако, любой из нас понимает, насколько непросто работать в режиме развивающего обучения. Применительно к учебному процессу мы фиксируем три основные линии развития ученика:
- зона актуального развития;
- зона ближайшего развития;
- зона самореализации.
Чтобы этот процесс не забуксовал, необходима развивающая среда, актуализирующая проблемы ученика, среди которых познавательная потребность является доминирующей.
Психологи установили, что познавательная потребность всегда предполагает достижение ценностного результата. Но для личности ребенка важен не только конечный продукт, сколько сам познавательный процесс, проявляемый в целенаправленных действиях, характере знаний, умений. В их мобильности, содержании вопросов обращенных к учителю.
Мы как-то упускаем из вида, что познавательная активность определяется не методом деятельности и степенью занятости детей, а уровнем их мыслительной деятельности, несущей в себе элемент творчества. Следовательно, умственная активность ребенка является основанием, необходимой предпосылкой и условием для развития умственной самостоятельности.
Умный наш народ дал точное определение этому качеству ребенка – “пытливый ум”. Дело в том, что умственная самостоятельность – это не только свойство мышления, но и проявление всех познавательных процессов, способствующих самораскрытию, самореализации каждого. А это и есть “изюминка” личностно-ориентированной педагогики: личностный подход. Только при таком подходе развивается целостная личность, способная принимать нестандартные решения.
Данный подход не только не подавляет уникальность личности, но и во многом служит пониманию ребенком своей индивидуальности, позволяет самому ее развивать и совершенствовать.
Мой предмет – химия – обладает уникальными возможностями развития личностного потенциала школьника. Ведь становление личности ученика средствами моего предмета предполагает рассмотрение химии в контексте проблем социализации, как предмета, развивающего социальные, интеллектуальные и нравственные качества. Проектирование образа выпускника явилось основой нового образовательного алгоритма, позволяющего мне на протяжении 10 лет успешно решать задачи развивающего обучения и воспитания. Это ни что иное, как концепт-проект ученических чтений. Психологическое обосонование проекта – развитие доминантного поведения.
В свое время Ухтомский дал конкретные рекомендации по воспитанию и коррекции доминантного поведения: “Если вы хотите поддерживать определенный вектор поведения или определенную деятельность на данной высоте, нужно все время воспитывать данную доминанту”. К самым важным для человека доминантам поведения отношу доминанту нравственного совершенствования (“быть, а не казаться”) и доминанту творчества.
Идеи концепт проекта:
- интеграция (внутрипредметная, межпредметная, метапредметная);
- индивидуализация обучения;
- деятельностный подход;
- культурологический подход;
- научно-исследовательский подход;
- связь с жизнью, с социумом.
Стержневые идеи и сюжеты чтений связаны с именами крупнейших деятелей отечественной истории и науки.
- 6-й класс. Ломоносовские чтения.
- 7-й класс. Петровские чтения.
- 8-й класс. Менделеевские чтения.
- 9-й класс. Демидовские чтения.
- 10-й класс. Бутлеровские чтения.
- 11-й класс. Сахаровские чтения.
Безусловно, ученические чтения вобрали в себя идеи многих личностно-ориентированных технологий: “погружение в предмет”, в тему (концентрическое обучение), проектный метод, диалог культур, игровые технологии, внеклассная работа по предмету. Но, как сказал Ушинский, “важен не опыт, а мысль, выведенная из него”.
Моя генеральная и не единожды реализованная мысль – через синтез различных форм обучения интенсифицировать учебный процесс на основе самоактуализации, самоутверждения и самореализации личности детей. Приобретенные навыки самостоятельной, групповой, поисковой работы, эрудиция выпускников в этом случае не останутся невостребованными в будущем и, в конечном счете, именно эти качества определят дальнейшую судьбу выпускника при переходе к социальной взрослости.
Необходимо отметить еще один немаловажный аспект субъект субъектных отношений – это тесное сотрудничество с родительской общественностью. В школе отсутствует социально педагогическая служба, призванная обеспечить эффективность социализации личности в семье. Но проведение ученических чтений вносит существенные изменения во взаимодействие семьи и школы. Ведь вклад родителей в общее дело (организацию и проведение чтений) неоценим. Подготовка рефератов, выступлений, реквизита, костюмов, организация поездок, участие собственно в чтениях: запись на видео, фотографирование – вот неполный список родительского участия. А это не может не облагораживать отношения между родителями и детьми, содействует нормализации отношений в сложных семьях.
Таким образом, интеграция потенциала воспитательных сил семьи и школы становиться непременным условием для становления саморазвивающейся, социально активной личности. И как следствие – мощным фактором устранения семейных конфликтов между родителями и детьми. Вечная проблема отцов и детей, особенно в подростковом возрасте, как-то незаметно исчезает. И первыми обратили внимание на этот факт родители.
Предпринятые мной мониторинговые мероприятия подтвердили это. Но для меня важно, что дети готовы к самореализации в социальном плане, готовы быть творцами своей судьбы, готовы преобразовывать подобно Петру, Менделееву, Сахарову и обустраивать Россию в XXI веке.