Организация домашних и контролирующих заданий по химии

Разделы: Химия


Современная ситуация ставит перед школой задачи формирования и реализации принципа индивидуализации, права личности самостоятельно продвигаться по сложным ступеням познания, не снижая при этом мотивации к учебной деятельности.

Практика показывает, что применение традиционных форм организации контролирующих заданий не позволяет работать с каждым учеником индивидуально, создает психологическую напряженность, тревожность у ученика. На наш взгляд, это происходит потому, что часто ученик для подготовки к будущей контрольной работе имеет ограниченное время, лишен возможности знакомства со структурой предстоящей контрольной работы и представленной в ней системой задач. В своей педагогической практике мы используем методику организации домашнего задания, предложенную Гузеевым В.В. [1], адаптируя ее в преподавании школьного предмета “химия”.

Домашнее задание предлагаем учащимся сразу на все уроки данной темы. В наших условиях каждый ученик получает дискету (диск) с тематическими домашними контрольными работами в начале учебного года, а при изучении конкретной темы делается ссылка на номер выполняемой работы. Домашняя контрольная работа имеет структуру ЕГЭ, задания представляют систему разноуровневых задач. В часть “А” включаем тест из 16 вопросов и четыре задания с открытым ответом, два задания части “В” и одно части “С”. Нами разработан алгоритм по выполнению домашнего задания, который помещаем в начале каждой тематической работы или отдельным файлом на дискете (диске). Данный алгоритм оформлен в виде памятки для учащихся.

Если ученик, выполняя последний пункт алгоритма, включается в работу по составлению домашних работ самостоятельно, то работа не только дополнительно оценивается, но и предлагается для выполнения другим учащимся на уроке-консультации, а автор выступает как оппонент во время ее защиты одноклассником. Кроме этого ученики, выполнившие только задания части “А” и “В”, имеют возможность выполнить задание части “С” на уроке коррекции знаний и повысить свою оценку.

Когда ученики приходят на контрольный урок, они обнаруживают, что структура контрольного задания повторяет структуру домашнего. Зная это, ученики стараются выполнять все задания тематической домашней контрольной работы, при этом исчезает тревожность, списывание.

Диагностика результатов усвоения темы “Кислород” учащихся восьмых классов показала, что освоили базовый минимум знаний 100% учащихся, 92% учеников оказался под силу надбазовый уровень.

Поэтому применение такого подхода к организации домашнего и контролирующих заданий, на наш взгляд, обеспечивает:

  • формирование у учащихся уверенности в своих силах;
  • максимальное использование познавательных способностей каждой личности;
  • углубленное изучение тем по химии каждым ребенком индивидуально;
  • устранение перегрузки в домашних заданиях;
  • обеспечение более качественной подготовки к итоговой аттестации учащихся, в том числе к ЕГЭ.

Предлагаю вашему вниманию домашнюю контрольную работу для учащихся 8 класса по теме “Кислород”.

Памятка для ученика по выполнению домашней контрольной работы по химии

1. Изучи теоретический материал по теме, для этого используй материал учебника, лекций.
  • При первом чтении лекции (параграфа учебника) старайся получить общее представление по теме, отметь трудные и непонятные места.
  • При повторном изучении выдели все теоретические положения.
  • Найди математические зависимости и их выводы.
  • Отметь принципы составления уравнений реакций.
  • Выдели главное в теме, а не пытайся запомнить отдельные факты, явления.
  • Систематизируй материал: составь графики, схемы, таблицы, диаграммы.
  • Ответь на вопросы теста.

2. Начинай выполнение заданий последовательно, с первого задания.

3. Прочитай условия задачи, определи ее тип, составь алгоритм решения.

4. Оформи решение задачи.

5. Запиши возникшие в ходе изучения темы вопросы для урока консультации.

6. Составь сам подобную работу для одноклассников.

Домашняя контрольная работа “Кислород”

Дата консультации —

ЧАСТЬ А

Выполни тестовые задания.

А1. В виде простого вещества кислород содержится в:

1) земной коре;
2) дистиллированной воде;
3) атмосфере;
4) граните.

А2. Химическая связь в молекуле кислорода О2:

1) ионная;
2) металлическая;
3) ковалентная неполярная;
4) ковалентная полярная.

А3. В лаборатории кислород получают:

1) разделением воздуха;
2) разложением перманганата калия;
3) взаимодействием метана с водой;
4) взаимодействием натрия с водой.

А4. Массовая доля кислорода в серной кислоте H2SO4 равна приблизительно:

1) 16%;
2) 33%;
3) 65%;
4) 2%.

А5. О простом веществе, а не о химическом элементе кислород идет речь в выражении:

1) кислород входит в состав воды;
2) кислород содержится в земной коре;
3) кислород входит в состав земной атмосферы;
4) кислород входит в состав оксидов.

А6. Кислород нельзя получить разложением:

1) бертолетовой соли КС103;
2) воды;
3) перманганата калия КМnO4;
4) карбоната кальция СаСО3.

А7. В лаборатории кислород не получают из:

1) жидкого воздуха;
2) воды;
3) бертолетовой соли КС103;
4) перманганата калия КМnО4.

А8. При повышенной температуре кислород не реагирует ни с одним веществом пары:

1) P и CH4;
2) Au и H2O;
3) Fe и H2;
4) сера и C2H2.

А9. Основное сырье для получения кислорода в промышленности:

1) вода;
2) горные породы;
3) воздух;
4) зеленые растения.

А10. О каком неметалле идет речь в выражении “раскаляется до бела в чистом кислороде и сгорает без дыма и пламени”?

1) фосфор;
2) водород;
3) уголь;
4) сера.

А11. При повышенной температуре кислород реагирует со всеми веществами группы:

1) Cu, H2, Fe;
2) Cu, H2, Au;
3) P, H2, магний;
4) сера, CH4, вода.

А12. Кислород не применяется:

1) в медицине;
2) в скафандрах для водолазов;
3) для заполнения воздушных шаров;
4) для сварки металлов.

А13. Кислород можно распознать:

1) лакмусом;
2) тлеющей лучинкой;
3) известковой водой;
4) по запаху.

А14. Какой из указанных металлов не способен реагировать с кислородом при обычных условиях:

1) натрий;
2) железо;
3) платина;
4) магний.

А15. Валентность и степень окисления кислорода в молекуле составляют соотвественно:

1. 0,0;
2. 2, –2
3. 2,0
4. 2, –1

А16. Какой из указанных неметаллов не способен реагировать с кислородом:

1) сера;
2) фосфор;
3) хлор;
4) азот.

А17. Напишите уравнения реакций взаимодействия кислорода и:

1) кремния;
2) калия;
3) серы;
4) цинка;
5) железа;
6) метана СН4;
7) CaS;
8)сульфида алюминия.

А18. В каком из оксидов Мп2О7 или Мп3О4 содержится больше кислорода? (Для ответа рассчитайте массовые доли кислорода и в том и в другом оксиде)

А19. Определите формулу оксида, содержащего: азота – 46,67%, кислорода – 53,33%

1) N 2О;
2) NO;
3) N2О3;
4) NO2.

А20. Вычислите, какую массу кислорода можно получить при разложении 17 г пероксида водорода Н2О2?

(Уравнение реакции: 2Н2О2 = 2Н2О + О2).

ЧАСТЬ В

В1. Осуществить превращение:

В2. Анализ газа показал, что соединение содержит: углерода 80%, водорода 20%. Масса 2л этого газа равна 2,68 г. Определить истинную формулу вещества.

ЧАСТЬ С

С1. При полном сжигании смеси 6,8 г угля и серы выделилось 19,6 г смеси углекислого и сернистого газа. Определите состав исходной смеси в процентах по массе.

Литература

1. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии/ В.В. Гузеев, М.: сентябрь, 1996, с. 94–97

Приложение