ЦЕЛИ УРОКА
1.Обеспечить восприятие и осмысление. Закрепить опорные знания понятий «электролит», «соль»;
2.Подвести учащихся к осознанию практической значимости знаний классификации солей, их диссоциации;
3.Создать условия для развития у учащихся умения классифицировать соли, практических умений работы с формулами.
ЗАДАЧИ УРОКА
1.Образовательная – закрепить и углубить знания учащихся о солях, электролитах.
2.Воспитательная – содействовать, а ходе урока формирования причинно следственной связи и отношения.
3.Развивающая – развитие мыслительных умений, переноса знаний и умений в новые ситуации.
ОБОРУДОВАНИЕ: видеомагнитофон
ДЕВИЗ УРОКА: «Наука никогда не решает вопросы, не поставив при этом десятка новых» Б.Шоу.
Ход урока
1. Мотивационно-ориентационный блок.
«Повторяем с расширением», (учащиеся задают вопросы, ответы на которые позволяют дополнить знания по изучаемой ранее теме).
Осуществить следующие превращения:
Учитель мотивирует работу учащихся цитатой: «Об уме человека легче судить по его вопросам, нежели по ответам». Учащиеся выбирают грамотно сформулированные вопросы, дают им оценку.
После заданных учащимися вопросов, классу предоставляется видеофрагмент с демонстрационным экспериментом.
1.Даны два генетических ряда: найдите
взаимосвязь между членами ряда.
2.Назовите классы неорганических веществ,
участвующих в образовании конечного продукта
реакции.
3.Какой класс веществ получен в результате
превращений?
2. Операционально-исполнительный блок.
Учитель: Что же такое соли?
Выслушав ответы учащихся, учитель записывает логическую схему – определение:
(средние) NaCl = Na+ + Cl – .
Учитель: Какие вещества были исходными для полученных солей?
Как называется данная реакция, почему?
КИСЛОТА + ОСНОВАНИЕ = СОЛЬ + ВОДА
Учитель: Таким образом, схематизировав ваши логичные рассуждения, мы с вами подошли к классификации солей. По какому признаку произошло разделение (классификация)? Как вы понимаете значение понятия «классифицировать»?
Классифицировать – распределить по группам, разделам, классам (толковый словарь С.И. Ожегова).
Учитель, объясняя классификацию солей, одновременно ведет запись на доске:
Выслушав ответы учащихся, учитель проводит обобщение.
ВЫВОД:
1.Соли отличаются по составу, в результате неполного или полного замещения Н, ОН.
2.Соли – электролиты.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ:
Учитель: Рассмотрим диссоциацию кислых и основных солей
Учитель: Сформулируйте определение данным солям в свете Т.Э.Д.
Ответы учащихся учитель записывает на доске в виде схем – определения:
1. Оценочно-рефлексивный блок
РАБОТА В ГРУППАХ
Сколько будет образовано солей, если:
1 вариант – кислота двухосновная H2SO4
2 вариант – основание двух кислотное Ba(OH)2
ЗАЩИТА ЗАДАНИЯ
1. H2SO3 = H+ + HSO3- | Ca 2+ | Ca (HSO3) 2 дигидросульфит |
CaHSO3 гидросульфит | ||
HSO3- = H+ + SO32- | CaSO3 сульфит | |
2. Ba (OH) 2 = BaOH+ + OH- | Cl- |
|
Ba (OH) Cl гидроксохлорид | ||
BaOH+ = Ba2+ + OH- | BaCl2 хлорид |
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ – Райтинг
(англ. Right – правильно).
Обозначения: | Даны следующие соли: | |
Средние соли: | Cu(OH)NO3, K2SO4, Ca(HCO3)2, KHSO4, | |
Zn (OH) Cl, AlCl3, Mg(HSO4)2 | ||
Кислые соли: | Fe (SO4) 3, (NH4) 2HPO4, MgCO3, | |
Основные соли: | Al (OH) Cl2, Mg (OH)NO3. |
Проверка работы всего класса проходит в течение 5 минут по заранее сделанному «Ключу»:
«Ключ»:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Таким образом, в ходе урока – восхождения мы с вами осмыслили понятие «кислая соль», «основная соль» и на практике научились различать виды солей по формулам, давать правильные названия (возвращение к эпиграфу урока).
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ №1
1.Составить графическую формулу фосфорной кислоты.
2.Составить формулу возможных солей с Са.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ №2
1.Составить графическую формулу гидр оксида железа (II)
2.Составить формулу возможных солей с Сl.
РЕЗЮМЕ (отношение учащихся к уроку, учебному предмету, учителю)
1.Что не понравилось на уроке?
2.Что понравилось?
3.Какие вопросы остались для тебя неясными?
4.Оценка работы преподавателя и своей. Обоснуй ответ.