Цели урока:
Плакаты:
- Девиз: “Обобщение устанавливает закономерность, открытую среди всех возможных наблюдений”.
- Помните! В обобщении нужно выделять наиболее существенные признаки предмета и явления.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Повторение и закрепление знаний по теме.
Первый этап урока.
Строение атома.
Два ученика получают карточки-задания с последующей проверкой у доски после фронтального опроса учащихся.
Карточка-задание №1.
В следующих предложениях вставьте пропущенные слова.
“Атом углерода содержит в ядре __________протонов и __________. Число электронов, находящихся вокруг ядра, как число протонов, равно__________ элемента. Число энергетических уровней определяется номером ________ периода и равно ________. Число внешних электронов определяется номером ________, и равно _______.”
Карточка-задание №2.
Определите число протонов, нейтронов и электронов для изотопов:
- Калия 39К, 40К
- Фосфора 30P, 31P
Вопросы для фронтальной проверки учащихся.
- Из чего состоят ядра атомов?
- Что такое массовое число?
- Какая существует связь между порядковым номером элемента, составом его ядра и относительной атомной массой?
- Что такое изотопы?
- Чем отличаются по составу атомы изотопов и что общего в строении их атомов?
- Дайте современное определение химического элемента.
Свойства атомов химических элементов.
Четыре ученика получают карточки-задания с последующей проверкой у доски после фронтального опроса учащихся.
Карточка-задание №1.
Сравните строение и свойства атомов химических элементов: Li, Na.
Карточка-задание №2.
Сравните строение и свойства амомов химических элементов: Mg, Cl.
Карточка-задание №3
Расположите химические элементы в порядке возрастания неметаллических свойств: Li, F, C, N, O.
Карточка-задание №4
Расположите химические элементы в порядке возрастания металлических свойств: Ba, Sr, Mg, Ca, Be.
Вопросы для фронтальной проверки учащихся.
- Каковы особенности электронного строения атомов металлов и неметаллов?
- Почему в периодах с ростом порядкового номера химических элементов усиливаются неметаллические свойства, а в группах – металлические свойства?
Виды химической связи.
Четыре ученика получают карточки-задания с последующей проверкой у доски после фронтального опроса учащихся.
Задание-карточка №1.
Определите тип химической связи и запишите схему её образования для вещества с формулой CaF2.
Задание-карточка №2.
Определите тип химической связи и запишите схему её образования для вещества с формулой O2.
Задание-карточка №3.
Определите тип химической связи и запишите схему её образования для вещества с формулой H2S.
Задание-карточка №4.
Определите тип химической связи и запишите схему её образования для вещества с формулой Ba.
Вопросы для фронтальной проверки учащихся.
- Какая связь называется ионной?
- Какая связь называется ковалентной? Какие виды ковалентной связи вам известны? Чем они отличаются?
- Что называется электроотрицательностью элемента? Как она изменяется с ростом порядкового номера элемента в периоде и в группе?
- Какая связь называется металлической?
Заключительный.
- Делаю выводы по основным этапам урока 1-3.
- Подвожу итог – ставлю оценки и комментирую их.
- Рассказываю о предстоящей контрольной работе.
- Задаю домашнее задание.