Биология
-
Урок-обобщение как средство упрочнения и закрепления знаний 2009
Тематическое обобщение и систематизация обеспечивают усвоение целой системы или цикла понятий, изучаемых в течение длительного времени и составляющих содержание обширных разделов программы. В статье представлен пример урока.
-
Экскурсия "Прирусловые ивовые леса - типичный биоценоз окрестностей Хабаровска" 2009
Предлагаемый вариант экскурсии по геоботаническому описанию отдельного биоценоза проводится в рамках полевой практики по ботанике для учащихся 6-7-х классов. Данное занятие может служить основой для организации и проведения подобных экскурсий во всех регионах и областях России и странах СНГ, а также для разработки и проведения экскурсий в другие биоценозы.
-
Программа по биологии для углубленного изучения в 9-м классе 2009
В материале представлена авторская учебная программа по биологии для учащихся 9-х классов химико-биологического профиля. Она построена на основе министерской и базируется на основе учебника нового поколения "Основы общей биологии". Весь курс рассчитан на 102 часа – три раза в неделю. Данная разработка адресована учителям биологии.
-
История и методы изучения клетки. Клеточная теория 2009
В работе представлена методическая разработка урока биологии в 9-м классе по теме "История и методы изучения клетки. Клеточная теория". Урок разработан в соответствии с программой концентрума А.И. Никишова с использованием раздаточного материала и презентации.
-
Путешествие на остров Здоровья 2009
В ходе занятия детям дается представление о негативном влиянии табака на организм человека, формируется отрицательное отношение к курению.
-
Урок по биологии в 6-м классе на тему "Волшебный борщ, или многообразие и происхождение культурных растений" 2009
Урок изучения нового материала с использованием игровых элементов. Учащиеся узнают о происхождении, истории культивирования и использовании некоторых культурных растений, помогая справиться с заданиями колдуньи и приготовить волшебный борщ Василисе Прекрасной. При подготовке сообщений используется дополнительная литература.
-
Внеклассное мероприятие по биологии "Биологический брейн-ринг" 2009
Игру проводится среди команд учащихся 10-11-х классов в рамках недели биологии.
-
Урок по технологии педагогических мастерских "Фотосинтез, его экологические аспекты" (10-й класс) 2009
Основная идея занятия: самоорганизация учебной деятельности и развитие коммуникативных умений обучающихся. В ходе занятия делается акцент на экологическую составляющую фотосинтеза, выдвигаются гипотезы по повышению его продуктивности с учетом особенностей местной растительности, разрабатываются мероприятия по личному участию в решении экологических проблем.
-
Модель урока-диалога "Мифы о наркотиках" 2009
Урок, на котором учащиеся знакомятся с видами наркотических средств и их пагубными свойствами. Рассматриваются способы возврата наркомана в общество.
-
Обобщающие уроки по биологии 2009
Для обобщения и углубления знаний учащихся на уроках используются игровые моменты: аукционы, головоломки, викторины. Диалог учителя и учащихся по основным проблемам темы позволяет с помощью вопросов и различных игровых заданий разбить материал на небольшие порции, выстроить его в логической последовательности, подвести школьников к обобщению и выводам. Все это способствует осмыслению учащимися изучаемой темы в целом, ее усвоению. Уроки такой формы проводятся при максимальной активности всех учащихся класса.
-
Комбинированный урок с элементами интерактивного обучения. "Правда ли, что трехцветных котов не бывает?" Генетика пола 2009
Проблемный вопрос позволяет повысить мотивацию не только к данной теме урока, но и ко всему разделу «генетика». К уроку прилагается презентация. Интерактивное обучение ускоряет и активизирует процесс полученных знаний.
-
Занятие курса по выбору "Ландшафтный дизайн" 2009
На уроке по ландшафтному дизайну ученики знакомятся с искусством озеленения территории; украшают земельный участок малыми архитектурными формами. В форме диалога специалисты ландшафтного бюро (ученики) предлагают заказчику варианты оформления приусадебного участка.
-
Изучение темы "Класс земноводных, особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных" 2009
Использование ИКТ делает урок современным, научным и содержательным. Предлагается опыт использования УМК авторов В.Б.Захарова Н.И.Сонина «Биология. Многообразие живых организмов.7 класс». В основе урока – интерактивная и самостоятельно-поисковая деятельность учащихся.
-
План-конспект урока по теме "Генетика человека и ее значение для медицины и здравоохранения" 2009
Цели урока: расширить кругозор учащихся в области генетики человека, обратить их внимание на собственное здоровье, взаимосвязь между поколениями в роду. На уроке используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. После каждого пункта плана учащиеся делают заметки, которые фиксируют в таблице. Этот прием развивает умение анализировать и сравнивать. В конце урока рассматривается план проведения исследовательской работы "Изучение наследственной обусловленности изучаемого признака, а также тип его наследования в моей семье, используя генеалогический метод". В ходе подготовки к проведению работы учащиеся знакомятся с основами оформления своей родословной.
-
Здоровье человека. Биоритмы жизни 2009
Влияние окружающей среды на организм человека огромно. Негативные факторы снижают резервные силы организма, ухудшают здоровье, уменьшают уровень работоспособности. Поэтому помимо соблюдения принципов здорового образа жизни, необходимо ещё учитывать биоритмы нашего организма, чтобы максимально выгодно использовать его резервы. Известны три вида периодических изменений самочувствия и способностей человека: физический, эмоциональный и интеллектуальный.
-
Физика в живой и неживой природе 2009
Цель: введение в урок элементов занимательности и познавательных моментов, повышение интереса к изучению физики и увеличение кругозора школьников, привлечение к поиску и побуждение учащихся к чтению дополнительной литературы. Представленные материалы могут быть использованы на различных этапах урока: при проверке домашнего задания, при закреплении нового материала; в качестве коротких сообщений по теме, занимательных задач, материала развивающего характера, для составления вопросов и задач самими школьниками.
-
Использование ИКТ во внеклассной работе по биологии 2009
Цель внеклассной работы: комплексная реализация трудового, экономического, нравственного, эстетического и экологического воспитания учащихся, углубление знаний по предмету, расширение кругозора. Методы применения ИКТ во внеклассной работе направлены на совершенствование процесса обучения, на формирование компетенций в области информационной деятельности школьников, воспитания их информационной культуры.
-
Интеллектуальная игра и урок биологии в школе 2009
В статье представлены авторские материалы к внеклассному мероприятию по биологии для 8-го класса (анатомия и физиология человека). Викторина «Знай свой организм» проводится в три тура. Вопросы викторины сопровождаются базовыми элементами ответов. Задания, предложенные в статье, могут быть использованы и на уроках в режиме обобщающего повторения, фронтального опроса, разминки.
-
Урок по теме "Класс Земноводные" 2009
В ходе урока учащиеся знакомятся с разнообразием земноводных, раскрываются взаимосвязи строения и приспособления животных к среде обитания; их значение в природе и жизни человека. Использование разнообразных активных форм обучения способствует развитию познавательной деятельности учащихся на уроке.
-
Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Многообразие цветковых растений" 2009
Интегрированный урок проводится в 6–8-х классах. К уроку готовятся все: и учителя и учащиеся. Ребята рисуют цветы, пишут стихи о цветах, сочинения, приносят фотографии, в этом и проявляется их творческий потенциал. Обязательно делаем выставку лучших работ, награждаем победителей.
-
Урок по биологии для 6-го класса на тему "Внешнее строение листа" 2009
На уроке применяются разнообразные формы работы (биологический диктант, беседа с учащимися, самостоятельная работа с учебником, проектная деятельность). Урок способствует развитию творческих способностей учащихся, формирует умения делать выводы, осуществлять сравнение, выбирать главное. Использование на уроке ИКТ позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся.
-
Урок-зачет по разделу "Птицы" 2009
Урок предназначен в качестве альтернативы традиционным контрольным работам. В ходе урока учащиеся должны будут продемонстрировать знания по внутреннему, внешнему строению птиц, их систематике и образу жизни, а также некоторые сведения, выходящие за пределы программы и представляющие интерес. Урок может быть адаптирован к классам различным уровней – от коррекционных до специализированных.
-
Урок по биологии для 6-го класса "Обмен веществ и энергии" 2009
Используя на уроке сказку или элементы сказки, особенно в 5–6-х классах, можно вызвать у учащихся еще больший интерес к изучаемой теме. У учащихся появляется желание самим написать сказку. А для этого они ведут наблюдения, записывают их и преподносят в виде сказки или увлекательного рассказа. В итоге улучшается логическое мышление и развиваются речевые навыки.
-
Урок по теме "Гигиена органов дыхания. Влияние курения на дыхательную систему" 2009
Урок в 8-м классе основан на использовании современных компьютерных технологий. Для закрепления основных вопросов на уроке используются тесты, задания с выбором правильных утверждений, задания на установление соответствия органов и функций, задание на установление правильной последовательности процессов, а также задание, связанное с нахождением ошибок в тексте. Задания стимулируют познавательную активность учащихся. Эти упражнения выполняются на интерактивной доске и соответствуют заданиям, которые встречаются в части в ЕГЭ по биологии.
-
Обобщающий урок по биологии "Строение живых организмов". Игра "Самое слабое звено" (6-й класс) 2009
Урок проходит в форме игры. Осуществляется проверка знаний, умений, навыков учащихся о строении живых организмов, об охране природы, совершенствуются знания о строении и функциях клетки.
-
Проверка знаний и умений учащихся на уроках биологии 2009
Повышению научного уровня преподавания биологии, эффективности учебно-воспитательного процесса в значительной степени способствует проверка знаний и умений учащихся. Проверка помогает ученику совершенствовать знания, делать их более прочными и систематизированными, так как она является одновременно и повторением учебного материала.
-
Урок биологии в 7-м классе "И небо без птиц не небо…" 2009
Представлен урок обобщения и контроля знаний в форме игры-соревнования с использованием ИКТ (презентации). Познавательная деятельность организована через групповую и индивидуальную работу с использованием сравнительно-аналитического, поисково-репродуктивного методов работы. Представлены задания, требующие умений применять полученные знания в новых условиях, анализировать, сопоставлять, обобщать, логически мыслить.
-
Сценарий урока с использованием мультимедийной презентации по теме "Строение белков" 2009
Материал представляет собой сценарий урока с использованием мультимедийной презентации. Урок включает в себя знакомство с основными элементами строения белков: аминокислотный состав белков; уровни организации белковых молекул; денатурация и ренатурация белковых молекул.
-
Научно-практическая конференция "Экология жилища и здоровье человека" 2009
Экологически грязные дома - это не фантазии ученых и специалистов, а реальный факт, от которого страдает множество людей. Так как человек проводит дома большую часть жизни, он должен позаботиться об экологической безопасности своего здоровья родных стен и предметов интерьера. На уроке дети узнают, какие факторы являются благоприятными, а какие нет.
-
Самоанализ профессиональной деятельности 2009
Главное – активно действовать, не упускать мелочей, добиваться ежедневного хоть небольшого, но позитивного результата в своей работе. Для эффективного использования времени детей и педагога на уроке и вне его используются различные педагогические технологии и приемы обучения: технология критического мышления на основе чтения и письма. Вдумчивое, продуктивное чтение, анализ, ранжировка по значимости, запись прочитанного – это эффективное чтение.