Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по основным отделам высших споровых растений, проследить усложнение их организации.
Оборудование. Гербарий мхов, плаунов, хвощей и папоротников, таблицы и рисунки растений, электронный учебник "Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники " издательство "Вентана-Граф", презентация "Высшие споровые растения"
Ход урока
1. Сообщение темы, задач урока и мотивация учебной деятельности
Учитель
Итак, мы с вами закончили изучение большой темы "Высшие споровые растения"
- Какие растения относятся к этой группе?
- Почему эти растения относят к высшим растениям?
- Но почему мы добавляем слово споровые растения?
- Игра "Третий лишний" - слайд 2
Маршанция, кукушкин лен, сфагнум
Уголь, торф, мел
Хвощ лесной, хвощ полевой, саргассум
Хламидоманада, орляк, ламинария
На доске имеются рисунки растений, покажите и назовите данные растения
Итак, сегодня мы с вами должны рассмотреть мхи, плауны, хвощи и папоротники в их развитии, в каком направлении шла эволюция растительного мира. Какое значение имела окружающая среда для их развития.
Повторение и анализ основных фактов, явлений, событий
Групповая работа
Первая группа
"Правописание терминов" [1]
(Вставьте пропущенные буквы)
Супр_тивное, муто_чатое, в_гетативное, корн_вище, р_зоиды, пап_ротник, а_тотрофы, спермат_зоид, клас_ификация, сп_рангий, яйц_клетка, мног_летние
Вторая группа [1]
Какие термины вы употребите, если вам нужно рассказать о процессе размножения мха?
Третья группа - найдите соответствия (в конверте отдельно таблички с терминами и отдельно с определениями) [1]
Антеридии | этап жизненного цикла растений, в ходе |
которого развиваются половые клетки | |
Архегонии | корнеобразные выросты |
Гаметофит | мужские половые органы |
Спорофит | бесполое поколение или этап жизненного |
цикла растения для образования и созревания спор. | |
Ризоиды | женские половые органы |
Спорангий | головка, в которой развиваются и |
созревают споры. | |
Корневище | половые клетки |
Гаметы | организмы, которые сами при |
помощи фотосинтеза добывают | |
себе органические вещества | |
Автотрофы | видоизменный побег |
Четвертая и пятая группы [1]
(на стенах таблички с терминами, один ученик подбегает к табличке, читает и подбегает к своей группе, проговаривает термин - члены группы записывают, затем ученик бежит снова к стене с табличкой - читает и запоминает термин - бежит к своей команде и т. д.. Затем вместе дают определения каждому термину.)
Биологические термины на табличке: Антеридии, Архегонии, Гаметофит, Спорофит, Спорангий, Ризоиды, Корневище, Гаметы, Автотрофы.
2. Подведение итогов работы в группах.
3.Фронтальный опрос.
Учитель
Начнем с первых организмов, которые
вышли на сушу - слайд 3
- С какими трудностями столкнулись растения, выйдя на сушу?
- ответы:
Интенсивные потери воды требуют приспособления для её добычи и запасания. У наземных растений развивается кутикула - защитный восковой слой, уменьшающий испарение воды.
Половые клетки водорослей могли оплодотворяться только в воде. В ходе эволюции у наземных растений образовались различные приспособления, помогающие решить эту проблему.
Воздух в отличие от воды не может служить опорой растениям. Тело наземных растений должно быть сравнительно жёстким.
Растениям для роста и размножения требуется свет и минеральные вещества. Часть растения должна остаться над землёй и осуществлять фотосинтез, а другая часть - уйти под землю, снабжая растение водой и минеральными веществами и удерживая его в почве.
Газообмен CO2 и O2 должен происходить не в воде, а в воздухе.
Колебания условий окружающей среды (температура, влажность, концентрация различных веществ) более не сглаживаются водной средой
Учитель
- Как называются первые растения, которые справились и приспособились к этим условиям?
- Какие растения произошли от псилофитов?
4. Работа с таблицей - фронтальная и парная работа
Учитель
- Место обитания мхов
- Какое систематическое положение занимают мхи?
- Какие органы имеют мхи?
- Все ли мхи имеют листья и стебли? Найти гербарий мхов.
- Почему мхи не достигли больших размеров
- Как размножаются мхи?- парная работа, затем ученик у доски озвучивает анимацию "Размножение мха Кукушкин лен" 10
Название отдела | Место обитания | Органы растений | Размножение |
Моховидные | Влажные хвойные леса и болота | Стебель, листья (у некоторых есть ризоиды) |
Бесполое: спорами, вегетативное
размножение (частями тела и спец. почками); Половое |
Учитель Почему мхи - тупиковая ветвь эволюции? Однажды при разработке торфа был найден хорошо сохранившийся рыцарь в доспехах. Как это можно объяснить? Что такое торф? Как его можно использовать? ...в Чувашии ежегодно выбирается более 1000 м? мха, который применяется в строительстве как утеплительный материал.(само растение) - Плауны Учитель Систематическое положение плаунов Место обитание плаунов В чем проявляется усложнение в строении плаунов? |
|||
Название отдела | Место обитания | Органы растений | Размножение |
Плауновидные | Влажные хвойные и смешанные леса | Стебель, листья, придаточные корни | Бесполое: спорами, вегетативное
размножение: частями тела; Половое |
Учитель Найти плаун среди гербариев растений - Хвощи Учитель Систематическое положение хвощей Место обитание хвощей 3. В чем проявляется усложнение в строении хвощей? |
|||
Хвощевидные | Влажные места лесов и полей | Членистый стебель, чешуевидные листья, корневище с придаточными корнями | Бесполое: спорами, вегетативное
размножение: корневищами; Половое |
Учитель 4. Найти хвощ среди гербариев растений - Папоротники Ученица зачитывает отрывок из повести Н. Гоголя "Вечера накануне Ивана Купала" - слайд 4 Петро, герой повести Н. Гоголя "Вечер накануне Ивана Купала", так увидел цветение папоротника: "Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудо! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя. "Теперь пора!" - подумал Петро и протянул руку. Смотрит, тянутся из-за него сотни мохнатых рук также к цветку, а позади его что-то перебегает с места на место. Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках". Учитель 1. Так что же из себя представляет папоротник? (Работа с таблицей) 2. Как происходит размножение папоротника? - парная работа, озвучивание анимации "Размножение папоротника" - слайд 5 |
|||
Папоротниковидные | Влажные леса | Стебель в виде корневища с придаточными корнями, листья с верхушечным ростом | Бесполое: спорами, почками на
корневищах; Половое |
Учитель 3. При раскопках ученые находят обуглившиеся остатки папоротников, при этом они обратили внимание на то, что древовидные папоротники без годичных колец. Почему? (Ответ: в те времена не было зимы или сухого периода, годичные кольца, поэтому не образовывались) |
Вывод: - слайд 6
в процессе развития растительного мира от мхов до папоротников происходило усложнение в строении этих растений в ряду:
- мхи - плауны - хвощи - папоротники;
В словарь: слайд 7
Эволюция - необратимый процесс исторического (протекающего во времени) изменения (развития) живого мира
но ограничивающим фактором для них является отсутствие воды, поэтому они встречаются во влажных местах и в настоящее время не занимают господствующее положение.
Подведение итогов уроков и оценка деятельности учащихся
- игра "Приз" (карточки с вопросами[2] прикрепляются к доске, ученики выходят к доске, выбирают вопрос и отвечают на вопросы, кто вытягивает карточку с призом, получает приз - например, шоколадку)
Что такое гаметофит? Гамета?_____ (этап жизненного цикла растений, в ходе которого развиваются половые клетки) |
Пустые клетки имеет мох______ (сфагнум) |
Ризоиды есть у мха_____ (кукушкин лен)
|
Какие растения произошли от мхов? (никакие, мхи тупиковая ветвь эволюции) |
Как используют Плауны?_______(в медицине:) |
Веточка плауна - это_____(спорофит) | У хвощей есть два вида наземных
побегов____ (весенний и летний) |
Предками хвощей были______ (псилофиты) |
Хвощ - показатель, Что почва_______(кислая) |
Весенние побеги хвоща - приспособ-ление для рассеивания |
Какое растение раньше называли жар-цветком, светицветом и было посвящено богу грозы Перуну? | У каких из изученных растений имеется корневище? |
Спора - это ____________(1 клетка) | Зеленый цвет растений зависит от
пигмента_________ (хлорофилла) |
П Р И З |
Какие растения из изученных отделов
образуют плоды и семена? (никакие) |
- Выставление оценок. Рефлексия (значимость темы)
Задание на дом: - слайд 8
1 гр.- разнообразие голосеменных
2 гр.- строение хвои голосеменных
3 гр.- значение голосеменных
4 гр.- размножение голосеменных
5 гр.- размножение голосеменных
Использованная литература:
- [1] - Н. В. Борисова, Н.Н. Ефимова "Интеллектуальный тренинг на уроках биологии в 6 - 8 классах", изд. "Клио",Чебоксары, 2000 г.
- [2] - В. Н. Семенцова "Биология. Технологические карты уроков, 7 класс", изд. "Паритет", Санкт- Петербург, 2001 г.
- электронный учебник "Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники", издательство "Вентана-Граф", 2006 г.