Задачи урока
Обучающие :
-
Повторить базовые понятия по теме «Экология» : экология , биоценоз, биогеоценоз, биом, биогеография , экосистема, продуценты , консументы , редуценты , цепи питания.
-
Изучить действие абиотических факторов ( свет, влажность, температура ) на живые организмы
-
Осуществить межпредметную связь между биологией и географией , биологией и экологией , биологией и физикой , биологией и химией
Развивающие:
-
развивать интерес к изучению биологии;
-
способствовать развитию речи с использованием биологической терминологии;
-
продолжить развитие биологической наблюдательности , умения исследовать , обобщать, анализировать и делать выводы .
Воспитательные :
-
воспитывать умение слушать,
-
отстаивать свое мнение,
-
уважать мнение других;
-
воспитание экологической культуры поведения.
- репродуктивные,
- частично-поисковые
Методы по источнику, передачи восприятия информации :
-
словесные ( беседа, объяснение ),
-
наглядные ( наблюдение , демонстрации)
-
по логике передачи и восприятия дедуктивный
-
по степени самостоятельности мышления репродуктивный (объяснительно-иллюстративный ) частично-поисковый
- беседа
- таблицы,
- карточки-задания,
- схемы,
- диаграммы,
- ММК
- фронтальная,
- индивидуальная,
- самостоятельная,
- групповая
1. Организационный этап
Взаимное приветствие учеников и учителя , фиксация отсутствующих , проверка готовности учащихся к уроку.
2. Актуализация основных понятий и вопросов , рассмотренных в рамках темы
1). Индивидуальная работа по карточкам ( 4 человека)
Задание 1
Круговорот веществ ,в движение требует постоянного притока энергии. Что служит источником этой энергии? Почему считают, что поставщиками энергии являются растения? Какую энергию они поставляют для круговорота веществ?
Задание 2
Существование любого биогеоценоза зависит от круговорота веществ в нем. Почему в биогеоценозе прекратится круговорот веществ, если в нем не будет организмов производителей ? Разрушителей? В чём проявляется сходство структуры всех биогеоценозов
Задание 3
В хвойном лесу произрастает около 30 видов растений, в степях и тропических лесах – свыше 100 видов. Каковы причины различий биологического разнообразия этих экосистем?
Задание 4
В основе круговорота веществ лежат связи между организмами- производителями, потребителями и разрушителями органического вещества. Что это за связи? Почему цепи питания не могут состоять только из организмов- производителей и потребителей органического вещества?
2). Фронтальная работа по повторению терминов ( они выписаны на доске ) :
- Биогеография
- Биогеоценоз
- Биом
- Цепи питания
- Редуценты
Разгадывание кроссворда по остальным изученным терминам
Вопросы к кроссворду :
- В.И.Вернадский разработал учение об этой оболочке Земли, населенной живыми организмами.
- Область распространения любой систематической группы организмов – вида, рода и т.д.
- Наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой
- Единый природный или природно-антропогенный комплекс.
- Взаимосвязанная совокупность м/о, грибов, растений и животных, населяющих однородный участок суши или водоёма.
- Организм, производящий органические вещества из неорганических составляющих.
- Организмы, потребляющие готовые органические вещества
3. Целеполагание ( совместное )
- Для чего нужно изучать экологию?
- Какие факторы вы знаете?
- Что относится к факторам неживой природы? Метод: фронтальная беседа ( с выносом целей на доску ), создание схемы на доске и в тетрадях учеников (приложение № 1)
4. Изучение нового материала:
- Организация рабочих групп ( заранее созданы) :
- Группы садятся за объединенные парты и получают пакеты с заданиями . Время выполнения 7 минут, ограничивается по часам с секундной стрелкой .
Пакеты с заданиями (приложение №2 )
Форма работы : групповая
5. Обсуждение изученного материала
( работа по инструкционной карточке)
Форма работы : индивидуальная , парная
6. Закрепление
Закрепление знаний о характере абиотических факторов и их воздействии на живую природу.
Задание 1
Различают абиотические , биотические и антропогенные экологические факторы. О каких факторах идёт речь в следующем описании:
- Все физические и химические компоненты неживой природы, климата
- Все биологические компоненты природы, связанные между собой
- Деятельность человека , которая изменяет среду обитания организмов или непосредственно влияет на их жизнь.
Задание 2
На любой организм воздействуют экологические факторы. Ниже перечислены факторы , оказывающие влияние на популяцию окуней в реке. Выпишите в свою тетрадь буквы, обозначающие абиотические факторы.
- увеличение скорости течение реки весной
- увеличение численности мальков других видов рыб
- Увеличение прозрачности воды во время половодья
- Понижение температуры воды зимой
- загрязнение воды в водоеме сточными водами
- увеличение численности хищников , поедающих отложенную окунями икру
Закрепление умений анализировать изменения факторов среды на организм.
- Охарактеризуйте связь интенсивности жизнедеятельности любого организма с температурой окружающей среды.
- Каково биологическое действие солнечного излучения на живые организмы? Почему ультрафиолетовые лучи считают и полезными и губительными для организма?
- Жизнь любого организма зависит от экологических факторов. Что такое оптимальная величина экологического фактора? Минимальная величина? Максимальная величина? Какая величина экологического фактора наиболее благоприятна для жизнедеятельности организма?
Форма работы – фронтальная
7. Подведение итогов, выставление оценок
8. Домашнее задание
Параграф 6.3.2. ( стр. 183- 193 ), ответить на вопросы на странице 193
Найти в окрестностях школы или рядом со своим домом растения или животных, испытывающих резкое влияние абиотических факторов. Выявить особенности их строения , у животных – особенности поведения или жизнедеятельности, которые помогают им выживать в таких условиях
Литература:
- Шноль С.Э., Биологические часы / С.Э.Шноль // Первое сентября
( биология) 2004 № 44 с. 16-19, № 45 с. 14-16
- Арсеньев К., Рассчитайте биоритмы / К. Арсеньев // Техника- молодежи 1980 № 7 с. 16-17
- Всё обо всём , V I том с. 129, 283, 288