Цель урока: создать условия для формирования представлений о составе крови, строении и функциях ее форменных элементов.
Задачи:
- образовательные: выявить особенности строения форменных элементов крови в связи с выполняемыми функциями.
- развивающие: развивать умения находить необходимые сведения в тексте учебника, сравнивать клетки крови, делать выводы, применять знания о количестве клеток крови для определения состояния организма.
- воспитательные: формировать опыт сотрудничества в процессе коллективного способа решения учебных задач, стимулировать развитие познавательного интереса.
Оборудование:
- пластилин;
- стакан пшена и стакан фасоли;
- микроскопы;
- микропрепараты мазков крови человека и лягушки;
- видеофрагменты “Эритроциты”, “Тромбоциты”;
- анимация “Фагоцитоз” (из мультимедийного учебного пособия “Биология. Анатомия и физиология человека”);
- рабочая тетрадь на печатной основе к учебнику Д. В. Колесова, Р. Д. Маша “Биология. Человек”;
- распечатки заданий для групповой работы;
- электронная презентация (Приложение 1).
Ход урока
I. Оргнизационный момент II. Актуализация знаний(Проводится в форме беседы по изученному на предыдущем уроке материалу, опирается на слайды презентации.)
– Что такое внутренняя среда организма?
– Из каких жидкостей она состоит?
– Какая из них является основой внутренней среды?
– Что такое кровь?
III. Изучение нового материала(Проводится в форме групповой работы над проблемными вопросами и заданиями, в ходе которой решаются общие проблемы, поставленные в начале урока.)
– Как вы понимаете высказывание: “Кровь как зеркало отражает многое из того, что происходит в организме” (Н. А. Кассирский)? (Обсуждение, дети высказывают свои мнения/)
– Люди ежегодно проходят медицинский осмотр и обязательно сдают кровь на анализ. Почему?
– Что мы сегодня будем изучать? (Дети формулируют тему и задачи урока.)
Постановка проблем урока:
- В 5 л крови человека может раствориться 100 мл кислорода, а для удовлетворения потребности организма в кислороде его необходимо значительно больше. Каким путем организм получает нужное количество кислорода?
- Почему труп животного и человека уже через сутки начинает разлагаться, хотя в живом организме этого не происходит?
- Кровь – это жидкая соединительная ткань. Но в случае пореза она превращается в сгусток. Как и почему это происходит?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо выявить взаимосвязь строения и функций форменных элементов крови.
IV. Работа по группам
(Каждая группа работает над собственным заданием в течение 5–7 минут). (Задания приведены в Приложении 2).
V. Отчет групп о работе
Представители каждой группы отчитываются в проделанной работе по заданиям, формулируют выводы. После прослушивания отчетов, сообщений и просмотра видеофрагментов все учащиеся заполняют обобщающую таблицу в рабочей тетради.
- Отчет 1-й группы (слайды 8, 9, 10).
- Отчет 2-й группы (слайды 11, 12).
- Отчет 3-й группы (слайды 13,14).
- Просмотр видеофрагмента “Эритроциты” (2 мин.), вывод о взаимосвязи строения и состава эритроцитов с выполняемой функцией.
- Заполнение таблицы упр.62 на стр. 28 об эритроцитах (слайд 15).
- Сообщение об анемии (Приложение 3).
- Отчет 4 группы (слайды 16, 17).
- Просмотр анимационного фрагмента “Фагоцитоз”, вывод о строении и функциях лейкоцитов.
- Заполнение таблицы упр. 62 на стр. 28 о лейкоцитах (слайд 19).
- Отчет 5 группы (слайды 20,21).
- Выполнение упр.64 на стр. 29 (слайд 22).
- Просмотр фильма “Тромбоциты”, вывод о значении тромбоцитов.
- Заполнение таблицы упр. 62 на стр. 28 о тромбоцитах (слайд 23).
- Сообщение о гемофилии (Приложение 3).
VI. Обсуждение проблемных вопросов урока
(Слайды 24, 25, 26)
VII. Рефлексия
VIII. Домашнее задание
§ 17, упр. 63 (слайд 27).
Список литературы и дополнительных источников информации
- Колесов Д. В. и др. Биология. Человек: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2005.
- Биология: Человек: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А. С. Батуев, И. Д. Кузьмина и др. – М.: Просвещение, 1994.
- Маш Р.Д. Человек и его здоровье: Сборник опытов и заданий с ответами по биологии для 9(8) кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 1997.
- Муртазин Г М. Активные формы и методы обучения биологии: Человек и его здоровье: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1989.
- Мультимедийное учебное пособие “Биология. Анатомия и физиология человека”. – ЗАО “Просвещение-МЕДИА”, 2003.
- ИНТЕРНЕТ-ресурсы для создания презентации (картинки).