Обобщающий урок по теме "Взаимосвязь дыхания и кровообращения"

Разделы: Биология


Цель урока:

  • обобщить и углубить знания основных понятий по темам «Дыхание» и «Кровообращение».
  • Показать взаимосвязь строения и функций органов дыхательной и кровеносной системами. Развивать общебиологические понятия о целостности организма, взаимосвязи строения и функций органов на примере кровообращения и дыхания.
  • Расширить представление о связи организма с окружающей средой.
  • Развивать у учащихся мыслительные процессы, речь, память, внимание; умение рассматривать процессы от частного к общему.
  • Воспитывать научное мировоззрение, умения применять знания в практической жизни, проводить гигиеническое воспитание.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Оборудование: таблицы «Дыхательная система», «Круги кровообращения».

Ход урока.

I. Организационный момент.

(Постановка проблемы, вытекающей из темы урока)

Учитель: Организм человека – сложная открытая система, состоящая из клеток, тканей, органов, которая характеризуется основными свойствами живого. Назовите основные свойства живого?
Ученик: Обмен веществ (питание, дыхание, выделение), рост, размножение, раздражимость.
Учитель: В процессах жизнедеятельности человека участвуют внешняя (окружающая) и внутренняя среда. Что составляет внешнюю среду человека?
Ученик: Воздух – это внешняя среда.
Учитель: Что составляет внутреннюю среду человека?
Ученик: Внутренняя среда организма – это жидкая среда обитания клеток, обеспечивающая их жизнедеятельность и обладающая постоянным физико-химическим составом. Относится кровь, лимфа, тканевая жидкость.
Учитель: Для нормальной жизнедеятельности организма человека необходимо постоянное поступление к клеткам веществ из внешней среды и удаление продуктов распада от клеток в окружающую среду. Какие системы органов человека осуществляют непосредственную связь внешней и внутренней среды?
Ученик: Дыхательная, пищеварительная, выделительная.
Учитель: Но через эти системы вещества не могут попасть к каждой клетке организма. Что же является связующим звеном?
Ученик: Кровеносная система.
Учитель: Тема сегодняшнего урока «Взаимосвязь дыхания и кровообращения». Перед нами стоит проблема, как взаимосвязь строения, функций органов дыхательной и кровеносной систем позволяет осуществлять основное свойство живого – обмен веществ.

II. Актуализация опорных знаний.

Решить кроссворд «наоборот». Даётся заполненный кроссворд (на экране или таблице) и предлагается составить вопросы к кроссворду.

С учителем отгадывают понятие №1 и №4 .
Вопрос даёт учитель:

  1. Процесс непрерывного движения крови по сосудам (кровообращение)
  2. Процесс обмена газами между клетками и окружающей средой (дыхание)

III. Формирование новых понятий и способов действий.

Учитель: Человек может обойтись без пищи несколько недель, без воды несколько суток, без воздуха всего несколько минут. Питательные вещества и вода запасаются в организме, запас же воздуха ограничен объёмом лёгких. Кислород необходим клеткам для окисления органических веществ и образования энергии. Поэтому воздух непрерывно поступает в организм человека в результате дыхания. Сделайте глубокий вдох. Предложите этапы дыхания (работа по таблице «Дыхательная система»).

Формулируются этапы дыхания, записываются на доске:

  1. Обмен газов между воздухом и лёгкими.
  2. Обмен газов между лёгкими и кровью.
  3. Транспортировка газов кровью.
  4. Обмен газов между кровью и тканями.

Учитель: Какие этапы осуществляет дыхательная система?
Ученик: Первый и второй.
Учитель: Какой системой осуществляется 3 и 4 этап.
Ученик: Кровеносной системой.
Учитель: Какие же особенности дыхательной и кровеносной системы позволяют осуществить газообмен.

Задание для работы в парах (1-2 мин.) на местах в рабочих тетрадях.
Чётные парты каждого ряда: Составить и озвучить схему газообмена в лёгких.
Нечётные парты: Составить и озвучить схему газообмена в тканях.
Проверка у доски – индивидуальные ответы.

Учитель: Организм человека – это единое целое, все процессы взаимосвязаны. Рассмотрим процессы лёгочного и тканевого дыхания в целом организме человека. (работа с таблицами «Дыхательная система», «Круги кровообращения»)
Воздух по воздухоносным путям поступает в лёгкие. Как строение лёгких позволяет осуществить газообмен?
Ученик: Лёгкие состоят из множества мелких пузырьков, увеличивающих их площадь. Стенки пузырьков – альвеол – однослойные и густо окружены тонкостенными капиллярами, поэтому обмен газами протекает быстро.
Учитель: Какие особенности состава крови позволяют участвовать в газообмене?
Ученик: Клетки эритроциты содержат гемоглобин, который способен образовывать нестойкое соединение с кислородом и углекислым газом (оксигемоглобин и карбоксигемоглобин).
Учитель: Как происходит взаимосвязь между дыхательной системой и тканями?
Ученик: Работа по таблице «Круги кровообращения».

Индивидуальные ответы:
1. Малый круг кровообращения.
2. Большой круг кровообращения.

Примерные ответы:
1. Из правого желудочка венозная кровь по артериям поступает в капилляры лёгких. В альвеолах концентрация кислорода больше, чем в крови. Поэтому кислород поступает в кровь, связывается с гемоглобином, а углекислый газ поступает в альвеолы и удаляется во внешнюю среду на выдохе. Венозная кровь становится артериальной и по венам поступает в левое предсердие. Функция малого круга кровообращения: обогащение крови кислородом.

2. Из левого желудочка сердца артериальная кровь по артериям поступает в капилляры тканей и органов. В клетках в процессе окисления накапливается углекислый газ, а кислород расходуется. Кислород из крови поступает в клетки, а углекислый газ в кровь по закону диффузии из большей концентрации в меньшую. Кровь становится венозной и по венам поступает в правое предсердие. Назначение большого круга кровообращения – транспортировка веществ по организму к клеткам.

Учитель: Почему при физической нагрузке число дыхательных движений увеличивается, дыхание учащается?
Ученик: При физической нагрузке увеличивается потребление кислорода тканями, количество его в крови уменьшается. Недостаток кислорода в крови является химическим регулятором дыхательной системы. Кровь омывает мозг, возбуждается центр дыхания в продолговатом мозге, импульсы поступают по нервам к межрёберным мышцам и дыхательные движения становятся чаще. В результате кровь обогащается большим количеством кислорода.
Учитель: К чему приводит взаимосвязь между дыханием и кровообращением?
Ученик: Обеспечение клеток кислородом и удаление от них углекислого газа; обмен газами между внешней средой и клетками.
Учитель: При изучении темы «Кровообращение» говорили об отрицательном влиянии табачного дыма на сердечную мышцу и кровеносные сосуды. Как осуществляется это влияние?
Ученик: Вместе с воздухом в лёгочные пузырьки поступают вредные газообразные вещества: табачный дым при курении, выхлопные газы от автомобилей, газы от промышленных предприятий. Все эти газы проникают в кровь через капилляры и разносятся по всему организму, оказывая вредное воздействие на сердце, печень, почки и другие органы. Поэтому экологическое состояние внешней среды очень важно для здоровья человека. Необходимо дышать чистым воздухом. Курение – вредная привычка, которая приводит к нарушению не только органов дыхания, но и всего организма в целом. Отказ от курения – важное правило гигиены.

IV. Итоги урока.

1. Проведение тестовой работы с последующей проверкой самими учащимися. (Взаимопроверка по парам, самооценка)

Тест
1. Дыхание это:
А)процесс поглощения кислорода и удаления углекислого газа;
Б)процесс окисления веществ с выделением энергии;
В)газообмен между внешней средой и клетками
Г)газообмен в лёгких.

Кровообращение – это:
А) процесс переноса кислорода и питательных веществ к клеткам;
Б) процесс непрерывного движения крови по организму;
В) процесс удаления углекислого газа из организма;
Г) газообмен между клетками и окружающей средой.

3. Какой этап дыхания осуществляет кровеносная система:
А) обмен газов между воздухом и лёгкими;
Б) обмен газов в тканях;
В) обмен газов между воздухом и клетками;
Г) транспортировка газов по организму.

4. Какой этап дыхания осуществляет дыхательная система.
А) обмен газов между лёгкими и кровью;
Б) обмен газов в тканях;
В) транспортировка газов кровью;
Г) обмен газов между воздухом и лёгкими.

5. Какие особенности капилляров позволяют осуществлять газообмен.
А) оболочки клеток очень тонкие;
Б) стенки капилляров однослойные, клетки имеют крупные поры;
В) капилляры самые мелкие сосуды;
Г) кровь движется по капиллярам с малой скоростью.

6. Какие особенности лёгких обеспечивают протекание газообмена.
А) однослойные стенки пузырьков, окружённых капиллярами;
Б) лёгкие состоят из долей, расположены в грудной полости;
В) лёгкие состоят из миллионов альвеол, что увеличивает их площадь;
Г) лёгкие покрыты тонкой соединительной тканью – плеврой.

7. Особенности органов кровообращения, позволяющие осуществлять обмен веществ.
А) система клапанов позволяет двигаться крови в одном направлении;
Б) кровь движется по двум кругам кровообращения;
В) сердце состоит из мышечной ткани, способно сокращаться;
Г) кровь движется под большим давлением в артериях.

8) Гемоглобин – это:
А) дыхательный пигмент;
Б) форменный элемент (клетка) крови;
В) белок, переносящий кислород и углекислый газ;
Г) вещество, входящее в состав плазмы хордовых.

9) Строение эритроцитов связано с выполняемой ими функцией:
А) участие в свёртывании крови;
Б) в обезвреживании бактерий;
В) перенос кислорода и углекислого газа;
Г) выработка антител.

10) Табачный дым отрицательно влияет на работу:
А) сердца и кровеносных сосудов;
Б) желудка и кишечника;
В) лёгких и воздухоносных путей;
Г) почек.

На «5» – 9-10 правильных ответов,
«4» – 7-8 правильных ответов,
«3» – 5-6 правильных ответов.

1. Выводы по уроку: Строение органов дыхания и кровообращения способствует выполнению ими соответствующих функций. Дыхание и кровообращение взаимосвязаны и обеспечивают одно из основных свойств живого – обмен газами между клетками и внешней средой.

2. Оценки по уроку (за ответы у доски, активную фронтальную работу, тест)