Цели
- расширить знания о селекции как науке, познакомить с краткой историей селекции, углубить знания учащихся о культурных растениях и их происхождении, познакомить учащихся с исследованиями Н.И.Вавилова;
- подчеркнуть роль и значения закона Вавилова в практической биологии;
- развивать навыки работы с компьютером.
Оборудование: карта «Центры происхождения культурных растений», раздаточный гербарный материал, дидактические задания для групп, муляжи плодов, дополнительная литература.
Метод: интерактивный с использованием методов компьютерных технологий.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Изучение новой темы
Предлагаю учащимся записать тему урока.
1 этап. Для актуализации знаний о науке селекции предлагаю посмотреть заранее выполненную презентацию учащихся. (Приложение 1) После просмотра презентации класс выполняет задание №1 и №2. (Приложение 2)
2 этап. Самостоятельная работа с текстом учебника. Прочитайте текст на стр. 123-124 п. «Центры происхождения культурных растении» и ответьте на вопросы.
1. Какое предположение (гипотезу) выдвинул Н.И.Вавилов, анализируя собранный материал видов и сортов растении? (Некоторые районы обладают богатством сортов определенных видов культурных растении. Районы наибольшего генетического разнообразия какого-либо культурного растения является центром его происхождения.)
2. Каковы были результаты экспедиции Н.И.Вавилова? (Были установлены 8 очагов происхождения культурных растении. Центры происхождения культурных растении совпадают с очагами возникновения великих цивилизации древностей.)
После оформления ответов классу демонстрируется Презентация 2 - «Откуда родом культурные растения». (Приложение 3) После просмотра на каждую парту раздаю листки с названиями центров и предлагаю подобрать к ним соответствующие растения из гербарного материала или муляжей плодов.
Затем следует объяснительный рассказ учителя о законе гомологических рядов наследственной изменчивости.
Пионером разработки научных основ селекционной работы в нашей стране был Николай Иванович Вавилов и его ученики.
В поисках исходного материала для получения новых гибридов растений Н.И. Вавилов организовал в 20-30-е годы десятки экспедиций по всему миру. Во время этих экспедиций было собрано более 1500 видов культурных растений и огромное количество их сортов. Анализ собранного материала позволил Н.И. Вавилову сформулировать закон, устанавливающий параллелизм в наследственной изменчивости организмов и имеющий большое значение, как для теоретической генетики, так и для практической селекции. Это обобщение, получившее название закона гомологических рядов наследственной изменчивости, выглядит так: «генетически близкие роды и виды характеризуется сходными рядами наследственной изменчивости с такой правильностью, что, зная ряд форм в пределах одного вида, можно предвидеть нахождение параллельных форм у других родственных видов и родов». Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Вавилова помогает исследователю ориентироваться среди огромного разнообразия живых существ объединенных в науке по видам, родам, семействам и т.д.
В природе Вавилов обнаружил, удивительное повторение одних и тех же признаков у растений, принадлежащих к различным ботаническим видам. Так, у мягкой пшеницы есть растения с остистыми колосьями, полуостистые; белоколосые, красноколосые, герноколосые, сероколосые и с неопущенными чешуями высокорослые и низкорослые, озимые и яровые.
Родственные мягкой пшеницы виды – плотноколосная пшеница, круглозерная, пшеница спельта имеют точно такие же формы.
Это явление Вавилов объяснил так.
У родственных организмов изменчивость признаков идет в одном направлении, т. е параллельно. Такую параллельную изменчивость имеют не только виды одного и того же рода, но и виды близких по происхождению родов. Например, пшеницы, ячменя, ржи, овса, и др. злаков.
Вавилов установил, что подобный параллелизм (гомологичность) изменчивости присущ не только растениям, но и всему живому миру.
В основе этого явления лежат не случайные, а вполне закономерные генетические, то есть наследственные взаимосвязи между поколениями организмов (т. е филогенетические). Чем ближе по своим наследственным связям особи видов, родов и даже семейств, тем резче проявляется у них параллелизм признаков.
Этот закон может способствовать более рациональному использованию органических богатств Земли. Закон гомологичных рядов признан одним из основных законов живой природы. Он облегчает поиск нужных для селекции хозяйственных признаков растений и животных.
III. Закрепление
IV. Рефлексия