На уроках-экскурсиях, разработанных к учебнику В.А. Корчагиной “Биология”, 6 класс, т.е. ботанике, учащиеся получают исследовательские навыки. Эти разработки апробированы учителем в 6 классе к учебнику В.А. Корчагиной “Биология”, затем при переходе на учебник Т.И. Серебряковой были подкорректированы. В 2005 -2006 году адаптированы к учебнику авторского коллектива И.Н. Понамарёвой “Биология” (растения, бактерии, грибы, лишайники). Уроки-экскурсии включены в учебно-тематическое планирование, составленное автором
(Приложение 1), в соответствии с программой по биологии авторского коллектива И.Н. Понамарёвой.
Уроки-экскурсии – неотъемлемая часть обучения биологии.
“Экскурсия – одна из эффективных форм организации образовательного процесса, воздействующего на все стороны личности человека: рациональную, эмоционально-ценностную, деятельностную сферу. Она вооружает школьников знаниями о природе и развивает основные мыслительные функции, способствует мотивации и социально-значимой деятельности. Формирует стереотипы поведения в природной и социальной среде.
Занятия подобного рода позволяют учащимся применять навыки и умения, полученные на уроках. Здесь происходит закрепление и глубокое осмысление знаний, выработка умений применять изучаемый материал на практике”.
[№ 24]
Окружающая природа, её многокрасочность, уникальность, неповторимость помогают наблюдать, изучать, исследовать растительный мир, воспитывать любовь к нашей прекрасной малой Родине, воспитывать ответственное отношение к природе, патриотизм.
Данные уроки ориентированы на формирование следующих умений:
- элементов исследовательской деятельности;
- постановку эксперимент;
- проведение наблюдения в природе;
- давать объяснения и оценивать результаты экспериментов и наблюдении;
- прогнозировать возможные последствия деятельности человека в природе;
- принимать решения о своём поведении в природе, об ответственности за неё.
Использование данных материалов наиболее эффективно в разделе ботаника 6-й класс по УМК И.Н. Понамарёвой.
Урок-экскурсия № 5
Изучение наплывов на стволах повреждённых
деревьев,
передвижение по стеблю органических веществ
Форма урока - экскурсия.
Главной целью этой экскурсии является воспитание ответственности за своё поведение в природе. Дети должны проанализировать, к чему приводят повреждения деревьев человеком. ( Работа проводится на тропинке в лесу около деревни Таранки, где несколько деревьев повреждены топором, Одно дерево пытались сломать, на сгибе образовался большой наплыв. Кроме того, учениками применяются на практике знания по биологии на тему - продвижение органических веществ по лубу).
Цели урока:
Образовательные:
- Создать условия для осмысления и закрепления знаний по строению стеблей, передвижению органических веществ по лубу, в новых условиях - в природе;
- Создать условия для применения знаний на практике при изучении наплывов на стволах повреждённых деревьев, установления причины образования наплывов.
Развивающие:
- Способствовать формированию умений проводить наблюдения, проводить экспериментальную работу с живыми объектами;
- Создать условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи (в результате чего образовались наплывы?)
- Создать условия для развития логического и аналитического мышления.
Воспитательные:
- Формирование чувства сопричастности с окружающей природой, через решение экологической проблемы – повреждение деревьев человеком;
- Воспитание ответственности за свои действия в природе.
Основные методы: частично-поисковый, исследовательский.
Средства обучения: инструктивная карточка, повреждённые деревья, карандаши, блокноты, фотоаппарат.
Форма организации познавательной деятельности: работа в группах (изучение объектов), индивидуальная (отчёт о работе).
Ход урока
1. Вводно-мотивационный блок
(Для чего нужно знать внутренне строение стебля, к чему приводит повреждение ткани луба, как можно сохранить деревья?)
2. Актуализация.
Повторить строение стебля в толщину, обратить внимание на проводящую ткань – луб. По лубу идет передвижение органических веществ, поэтому при повреждении этой ткани, на стволе образуются наплывы. Наплыв состоит из скопления органических веществ, которые не могут продвигаться дальше по стеблю.
Учитель показывает наплывы на деревьях, затем учащиеся находят их сами.
3. Организация самостоятельной групповой поисковой работы, используя карточку с заданиями.
Карточка с заданиями
Задание 1:
- назовите вид дерева;
- рассмотрите наплыв, в какой части дерева он образовался?
- предположите, почему образовался такой наплыв?
- что произошло с деревом?
- какой вред это повреждение наносит дереву, поясните.
Задание 2.
- зарисуйте все повреждённые деревья, укажите место повреждения на дереве.
Задание 3.
- сделайте вывод, какие ткани стебля повреждены, как помочь деревьям быть “здоровыми”?
- работу оформите в полевом блокноте.
Результативность.
- Учащиеся осознают и применяют полученные знания на практике через участие в проблемной ситуации (почему образовался такой наплыв?)
- При выполнении исследования выясняют, какой вред нанесён деревьям.
- Учащиеся обосновывают результаты исследований.
- В ходе работы у детей воспитывается ответственное отношение к природе.
- Усваивают навыки поведения в природе, учатся привлекать к охране природы младших детей.
В Приложении 2 расположены фотографии деревьев, которые изучаются в ходе данного урока.
Урок-экскурсия № 6
Растения первоцветы нашей местности
Форма урока - экскурсия.
Экскурсия проводится во время цветения первоцветов (мать-и-мачехи, ветреницы дубравной, ветреницы лютичной, лука гусиного). При зацветании других редких растений (медуницы неясной, княжика сибирского, купальницы европейской, ятрышника пятнистого, синюхи голубой и т.д.)
проводится еще несколько экскурсий.
Цели урока .
Образовательные:
- Создать условия для формирования знаний о разнообразии растительности Вятской земли, о первоцветах, их значении для природы;
- Создать условия для формирования знаний о растениях местной флоры, занесённых в Красную книгу Кировской области и России.
Развивающие:
- Способствовать формированию умений проводить исследования;
- Способствовать формированию интеллектуальных умений, логического мышления при определении цвета венчиков раноцветущих растений.
Воспитательные:
- Формирование чувства сопричастности с окружающей природой через выявление причин сокращения и исчезновения видов растений.
Методы: частично-поисковый, исследовательский.
Средства обучения: карточка с заданиями, лупы, карандаши, блокноты, фотоаппарат.
Форма организации познавательной деятельности: работа в группах.
Ход урока
1. Мотивация:
Экскурсия проводится для того, чтобы расширить знания учащихся о растительном мире родного края. Значительно расширить кругозор, дать знания по охраняемым растениям нашей местности. Обратить внимание на неповторимость и красоту нашей северной родной природы.
2. Актуализация:
почему у цветковых растений венчик красивый, яркий? ( чтобы привлекать насекомых) Организационный момент:- Даётся объяснение по выполнению работы: используя карточки с заданиями, каждая группа учащихся находит названные растения, проводит исследование и отвечает на поставленные вопросы.
- По мере необходимости учитель даёт консультации.
4. Самостоятельная работа учащихся в группах с использованием карточек с заданиями.
5. Оформление результатов в полевом блокноте.
- Отчёт каждой группы по выполнению своего исследования, подведение итогов.
Карточка с заданиями (группа № 1)
Задания:
- Найдите растения мать-и-мачехи.
- Объясните, почему у них ярко-жёлтые соцветия?
- Определите место произрастания этого растения, дайте объяснение.
- Как вы думаете, почему это растение так названо? (потому что верхняя сторона листа жёсткая, холодная – мачеха, а нижняя мягкая, тёплая – мать).
- Сделайте вывод по работе, почему эти растения первоцветы, почему у них жёлтые и белые венчики? Почему вы должны их охранять?
- Зарисуйте одно растение.
- Результаты работы занесите в полевой блокнот.
Карточка с заданиями (группа № 2)
Задания:
- Найдите растения ветреницы дубравной.
- Объясните, почему венчик этого растения белоснежный ?
- Почему ветреница цветёт, когда ещё другие растения не выросли?
- Определите место произрастания этого растения, дайте объяснение.
- Попытайтесь объяснить название растения? (ветреница растёт по опушкам леса, дубрав).
- Сделайте вывод по работе, почему эти растения первоцветы, почему у них жёлтые и белые венчики? Почему вы должны их охранять?
- Зарисуйте самое красивое растение.
- Результаты работы занесите в полевой блокнот.
Карточка с заданиями (группа № 3)
Задания:
- Найдите растения ветреницы лютичной.
- Объясните, почему венчик этого растения ярко-жёлтый?
- Почему ветреница цветёт, когда ещё другие растения не выросли?
- Определите место произрастания этого растения, дайте объяснение.
- Попытайтесь объяснить название растения? (цветы ветреницы лютичной похожи на цветы лютика).
- Сделайте вывод по работе, почему эти растения первоцветы, почему у них жёлтые и белые венчики? Почему вы должны их охранять?
- Зарисуйте одно растение.
- Результаты работы занесите в полевой блокнот
Результативность.
- Учащиеся осознают и применяют полученные знания на практике через участие в проблемной ситуации (почему у первоцветов белоснежные и ярко-жёлтые венчики, почему эти растения цветут раньше других растений?)
- При выполнении исследования запоминают внешний вид растений, их научное и местное название.
- Учащиеся логически обосновывают результаты исследований: место произрастания растений, устанавливают биоценотические связи.
- Учатся видеть прекрасное, любить и беречь природу.
- Усваивают навыки поведения в природе, учатся привлекать к охране природы младших детей.