Задачи: Обобщить, закрепить знания и умения учащихся по темам «Воздух» и «Вода», подготовить учащихся к уроку контроля, отработка умения работать с интерактивной доской
Оборудование: колба с пробкой и трубкой, носовой платок, стеклянный колпак, свечка, интерактивная доска SMART.
Ход урока:
На уроке мы повторим, обобщим знания и умения учащихся по темам в форме игры «Подготовка к восхождению»
1. Подготовка снаряжения «Что возьмем с собой в дорогу» (приложение1 слайд 2)
На склоне горы облака, под ними термины – учащиеся открывают облако и дают объяснения терминам: АТМОСФЕРА, ГИДРОСФЕРА, КИСЛОРОД, БАРОМЕТР, ФЛЮГЕР, ВЕТЕР, ПРИМЕСИ, СНЕГОВАЯ ЛИНИЯ, ОСАДКИ, РАБОТА ВЕТРА, РАБОТА ВОДЫ, ПОГОДА, РАСТВОР, ВЗВЕСЬ, ПРИМЕТЫ ПОГОДЫ.
2. «Метеосводка» (слайд 3)
На доске 4 облака, под облаками задания, которые должны выполнить учащиеся, после выполнения задания облака сдвигаются в одну сторону и в классе становится «ясно» - светит солнышко.
- С помощью приборов, расположенных на столе, докажите, что происходит с воздухом при охлаждении и нагревании.
- Расскажите о значении воздуха.
- Расскажите о свойствах воздуха.
- Расскажите о значении воды в жизни человека.
Снаряжение подготовили, погода ясная, необходимо провести тренировку – занятия на разных тренажерах
3.«Тренажер»
3.1.«Слушай, не зевай» (игра «Светофор») (слайд 4)
- Кислород поддерживает горение
- Примесей в воздухе больше 10%;
- Азот необходим для дыхания;
- Воздух сжимаем и упруг;
- в живых организмах воды нет;
- вода встречается в трех агрегатных состояниях;
- при нагревании вода из жидкого состояния переходит в твердое;
- Воздух занимает место;
- Воздух хорошо проводит тепло;
- При нагревании воздух сжимается;
- При охлаждении воздух сжимается;
- Пуховое одеяло греет человека.
- гидросфера –воздушная оболочка планеты;
- в состав гидросферы входят – мировой океан, воды суши, вода атмосферы;
- у воды есть важное свойство – текучесть;
- туман – это облако у поверхности воды;
- водяной пар можно увидеть;
- чем выше температура, тем паров воды в атмосфере больше.
3.2. «РЕШИ КРОССВОРД» (слайд 5)
Работу выполняем и в тетрадях, и на доске
3.3. «Восстановите порядок » (слайд 6)
Класс разбит на 3 команды на доске термины, характеризующие атмосферу, гидросферу, биосферу. Ребята по очереди выбегают к доске и передвигают соответствующие термины
Атмосфера: воздушная оболочка, кислород, озоновые дыры, туман, водяной пар, кислород, азот, облако, безвоздушное пространство.
Гидросфера: водная оболочка, озера, океан, болота, подземные воды, туман, водяной пар, реки.
Биосфера: оболочка, заселенная живыми организмами, карась, мухомор, человек, ворон, орел, сосна, ива, бактерии.
3.4. Вставьте, пропущенные слова: (слайд 7)
1 вариант
Атмосфера – это ………………………. оболочка Земли. В состав воздуха входят азот,………………………, углекислый газ, примеси и …………………………………… . При нагревании воздух ………...
……………………, а при охлаждении ………………………..
2 вариант
Гидросфера – это …………………………….. оболочка Земли.
Она состоит из Мирового океана, воды ………….. и воды в ………
…………….. . При нагревании вода ………………………….., а при замерзании ………………. ……………………………….. .
На доске вывесить тексты правильно заполненные (слайд 8)
3.5. «Угадай слово, используя логический ряд.» (слайд 9)
- Река, испарение, облака, осадки (круговорот воды)
- Горы, высота, вода, грохот, зрелище (водопад)
- Океан, корабль, лед, гора, опасность (айсберг)
- Землетрясение, волна, скорость, опасность (цунами)
- Вечером родится, ночью живет, утром умирает (роса)
Подведение итогов урока
Кто набрал 5 и более жетонов отметка «5», 4 – «4» и тд.
4.Домашнее задание: повторить весь материал о воздухе и воде, выполнить тесты на с.38-39 в печатных тетрадях (слайд 10)
5. Конец урока (слайд 11)
Каждому ученику выдается кружок, на котором они должны показать свое настроение после урока.