Знать необходимо не затем, чтобы только знать,
но для того, чтоб научиться делать.
М.Горький
Цели урока:
- развить понятие о рефлексе, рефлекторной дуге и обратной связи;
- расширить знания о безусловных и условных рефлексах;
- раскрыть значение рефлексов в жизни человека;
- показать большой вклад И.М. Сеченова и И.П.Павлова в развитие учения о рефлексах.
Образовательная цель: систематизировать знания учащихся о рефлекторном принципе работы нервной системы.
Воспитательная цель: продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создания ситуаций успеха;
Развивающие:
- продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи;
- продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленных задач, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности
Структура урока:
- вводное слово учителя;
- групповая работа-выполнение заданий;
- выступление учащихся;
- рецензия ответов;
- оценка.
Ведущие формы урока: эвристическая беседа, анализ презентации темы
Оборудование урока: тесты, технологические карты, мультимедийный проектор, таблицы «Схема строения нервной системы», «Рефлекторная дуга», портреты И.М. Сеченова и И.П.Павлова
Уроку предшествовала дополнительная подготовка: учащиеся самостоятельно готовили сообщения о жизни и деятельности И.М. Сеченова и И.П.Павлова, из курса «Зоология» систематизировали имеющие знания о рефлексах.
Ход урока
Урок проводится с использованием компьютерной презентации. (Приложение)
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания (вхождение в тему урока, проверка результатов проводится на уроке, ответы выводятся на слайд)
Карточка №1
Вспомните знания о строении нервной ткани и ответьте на вопросы. Ответы закодируйте.
1. Какие клетки составляют нервную ткань?
А. Клетки эпителиальной ткани
Б. Клетки-спутники
В. Клетки соединительной ткани
Г. Дендриты
Д. Чувствительные нейроны
Е. Двигательные нейроны
Ж. Вставочные нейроны
2. Каких клеток больше в нервной ткани?
А. Клетки эпителиальной ткани
Б. Клетки-спутники
В. Клетки соединительной ткани
Г. Дендриты
Д. Чувствительные нейроны
Е. Двигательные нейроны
Ж. Вставочные нейроны
3. Из каких частей состоит нейрон?
А. Тело нейрона с цитоплазмой, ядром, органоидами
Б. Один аксон
В. Несколько дендритов
Г. Несколько аксонов
Д. Один дендрит
4. Какие отростки нейрона передают импульс (возбуждение) от органов к телу нейрона?
(См. ответы на 3-й вопрос)
5. Какие отростки нейрона передают импульс от тела нейрона к органам?
А. Аксон
Б. Дендрит
В. Аксон и дендрит
6. Какую функцию выполняют чувствительные нейроны?
А. Передают импульс от мозга к органам
Б. Передают импульс от органов в мозг
В. Передают импульс внутри мозга от одного нейрона к другому
Г. Опорная и питательная функция внутри мозга
7. Какую функцию выполняют двигательные нейроны?
(См. ответы на 6-й вопрос)
8. Какую функцию выполняют вставочные нейроны?
А. Питательную
Б. Проводят импульсы внутри мозга от одного нейрона к другому
В. Опорную функцию
Г. Проводят импульс от мозга к органам
Карточка №2
Выполните тестовое задание. Ответы зашифруйте.
1. Нервная система выполняет следующие функции:
А. Транспортирует питательные вещества
Б. Осуществляет гуморальную регуляцию
В. Связывает организм с внешней средой
Г. Обеспечивает согласованную деятельность органов
2. Нервная система состоит из нервных клеток, которые называют
А. Аксонами
Б. Дендритами
В. Нейронами
Г. Медиаторами
3. По функции вся нервная система подразделяется на:
А. Соматическую и вегетативную (автономную)
Б. Симпатическую и парасимпатическую
В. Центральную и периферическую
Г. Периферическую и соматическую
4. Вегетативная нервная система регулирует:
А. Движение скелетной мускулатуры
Б. Работу внутренних органов
В. Тонус сосудов
Г. Сокращение стенок кишечника
5. Серое вещество представляет собой:
А. Скопление тел нейронов
Б. Нервные волокна
В. Скопление длинных отростков нейронов
Д. Сосудистую оболочку мозга
6. Нерв – это:
А. Пучки нервных волокон за пределами ЦНС
Б. Аксон одного нейрона
В. Скопление тел Неронов
Г. Проводящие пути спинного мозга
7. Свойство нервной ткани:
А. Возбудимость и сократимость
Б. Возбудимость и проводимость
В. Сократимость
Г. Только возбудимость
8. В периферическую нервную систему не включают:
А. Нервы
Б. Ганглии
В. Спинной мозг
В. Нервные окончания
III. Изучение новой темы
Часть 1. Постановка проблемы.
Учитель. Основной функцией нервной системы являются анализ раздражений, поступающих из внешней и внутренней среды организма, и организация соответствующих реакций, приспосабливающих организм к меняющимся условиям жизни. Подумайте о таком факте. На лицо спящего человека сел комар. Человек отогнал комара рукой, не просыпаясь. Почему и как произошла такая реакция, если рука находилась на некотором расстоянии от лица?
Учащиеся высказывают свои предположения и обсуждают их, приходят к тому, что рефлекс - это ответная реакция организма на действие раздражителей (внешних или внутренних), осуществляемая при участии центральной нервной системы.
Учитель: Определите факты, которые к рефлексам не могут быть отнесены и почему?
А. При механическом раздражении амеба сокращается
Б. Дождевой червь отползает в сторону, если встретит препятствие
В. В холоде кожа человека бледнеет, а в жару краснеет
Г. Проросток растения отклоняется в сторону света
Д. Прикосновение иглой к телу гидры вызывает у нее мгновенное сокращение всех кожно-мускульных клеток
Е. Инфузории-туфельки направляются к скоплениям бактерий в ответ на действие выделяемых ими веществ
Учитель проводит поисковую беседу. Рефлексами являются реакции под буквами Б, В, Д.
Часть 2. Объяснение нового материала
Учащиеся записывают в тетради тему урока: «Рефлекторный принцип работы нервной системы»
Организм появляется на свет с целым рядом готовых, врожденных рефлекторных реакций (это известно из курса зоологии). Протекание этих реакций связано с наследственно закрепленными нервными путями. Это безусловные рефлексы. (Учащиеся приводят примеры безусловных рефлексов- акты глотания, чихания, сосания, жевания, слюноотделения, отделение желудочного сока, поддержания температуры тела и др.)
Опыт
1. Мигательный рефлекс при раздражении внутреннего угла глаза, кожи век, ресниц, наружного угла глаза
2. Рефлекторное сгибание стопы и пальцев при раздражении кожи подошвенной части ноги человека
3. Ориентировочный рефлекс (поворот головы на внезапный раздражитель)
4. Пассивно-оборонительный рефлекс (вздрагивание)
5. Зрачковый рефлекс
Как видим, во всех органах тела располагаются нервные окончания, чувствительные к раздражителям это рецепторы. В них при действии соответствующих раздражителей определенной силы и времени действия возникает процесс возбуждения. Возникающее возбуждение передается в ЦНС по чувствительным (центростремительным) нервным волокнам. В ЦНС происходит обработка поступивших сигналов и передача импульсов на центробежные (двигательные) нервные волокна. Орган, деятельность которого изменяется в результате рефлекса, называют исполнительным, или рабочим.
Путь, по которому проходят нервные импульсы от рецептора к рабочему органу, называют рефлекторной дугой (учащиеся записывают в тетрадь) (Приложение, слайд 4)
Найдите разницу между простой и сложной рефлекторными дугами. (Приложение, слайд 5)
Для осуществления рефлекторного акта необходима целостность рефлекторной дуги. Рефлекторный акт не заканчивается ответной реакцией организма на раздражение. В работающем органе раздражаются рецепторы и возникающее в них возбуждение по центростремительным волокнам возвращается в ЦНС. Каждый орган благодаря обратной импульсации (обратной связи) «сообщает нервным центрам о своем состоянии. Благодаря обратным связям мы можем не только судить о результатах действия, но и вносить поправки в нашу деятельность, исправлять допущенные ошибки.
Основоположниками рефлекторной теории, материалистически объясняющей принципы отражения человеком окружающего мира, являются И.М.Сеченов и И.П.Павлов.
(Сообщение учащихся (Приложение, слайд 6, 7)
Могут ли безусловные рефлексы сами по себе обеспечить приспособления организма к постоянно меняющимся условиям жизни? (Нет. Количество их сравнительно невелико. В течение жизни организма вырабатываются великое множество условных рефлексов, которые дают возможность животным и человеку наилучшим образом приспосабливаться к меняющимся условиям.)
Часть 3. Закрепление изученного материала
1. Сравните безусловные и условные рефлексы (Приложение, слайд 8)
2. Найдите соответствие (Приложение, слайд 9)
3. Как ты усвоил материал по рефлекторной дуге? (Приложение, слайд 10)