Урок "Пищеварение в ротовой полости" (8-й класс)

Разделы: Биология

Класс: 8


Цели урока:

Предметные цели: организовать деятельность учащихся

  • по усвоению понятий о строении ротовой полости, о видах обработки пищи в ней;
  • в овладении умением определять, какие изменения происходят с пищей в ротовой полости, условия активности ферментов слюны;
  • по закреплению понятий – питание, пищеварение, органы пищеварительной системы, ферменты, питательные вещества;
  • по осмыслению механизма рефлекторной регуляции слюноотделения;
  • по формированию компетентности, т.е. готовности обучающихся использовать полученные знания и способы деятельности на практике: убедить учащихся в необходимости тщательного пережевывания пищи, ухода за органами ротовой полости для сохранения здоровья всего организма;
  • по воспитанию интереса к предмету.

Цели, ориентированные на развитие личности (развитие общеучебных умений и навыков):

  • обеспечить развитие у школьников
  • умения устанавливать причинно-следственные связи через сопоставление зависимости обработки пищи и функционирования желудка;
  • умения наблюдать, анализировать, сравнивать и делать выводы в процессе лабораторной работы «Действие ферментов слюны на крахмал»;
  • умений работать в группах, формируя культуру общения;
  • умения адекватно оценивать себя и окружающих;
  • аккуратности, чувства ответственности за свое здоровье.

Методы обучения:

  • проблемно-поисковый;
  • словесные: рассказ, беседа, объяснение;
  • наглядные: метод иллюстраций, демонстраций;
  • практические: наблюдение, эксперимент в ходе лабораторной работы.

Методы работы учителя: рассказ, объяснение, беседа.

Методы работы учащихся: упражнения, самостоятельная работа.

Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке: фронтальная общеклассная, индивидуализировано-групповая.

Оборудование: презентация, кусочки накрахмаленного бинта, ватные палочки, йодный раствор, керамические чашки с плоским дном, чашка со снегом, химические стаканы.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

<Приложение 1(Слайд 1) >

Учитель: Здравствуйте ребята, садитесь. Очень рада вас видеть. Сегодня на уроке мы узнаем много нового, интересного. Полученные знания обязательно пригодятся вам в жизни.

  1. Актуализация знаний

Учитель: Говорить мы с вами будем об одном из жизненно важных процессов жизнедеятельности нашего организма… А о каком догадайтесь, посмотрев на картинку, которая изображает этот процесс. <Приложение 1(Слайд 2) >

Ученик: О процессе питания. <Приложение 1(Слайд 3) >

Учитель: Сегодня мы продолжим говорить о питании. Что поступает в организм человека в результате питания?

Ученик: Пища, вода.

Учитель: Какому процессу подвергается пища в организме человека?

Ученик: Пищеварению.

Учитель: Что такое пищеварение?

Ученик: Процесс обработки пищи, в результате которого, сложные вещества распадаются на простые, которые могут усваиваться организмом.

Учитель: В какой системе происходит этот процесс?

Ученик: В пищеварительной.

Учитель: Какое строение имеет пищеварительная система? Ответить на этот вопрос мы сможем, поработав на компьютере, выполнив задание в графическом редакторе, время на выполнение задания 6 минут.

Учащиеся идут к компьютерам. На компьютерах в графическом редакторе Point помещена картинка «Органы» <Приложение 2 >.

Возле каждого компьютера лежат индивидуальные задания учащимся. <Приложение 3 >

Учитель актуализирует знания учащихся работы в текстовом редакторе, комментирует задание. <Приложение 1(Слайд 4) >

После того как ребята справились с заданием:

Учитель: А теперь посмотрите на экран и сравните результаты своей работы с образцом. <Приложение 1(Слайд 5) > Поднимите руки те, кто не допустил ни одной ошибки в работе, кто одну, кто больше одной? Молодцы! Вы очень хорошо справились с предложенным вам заданием.

  1. Формулирование темы и цели урока

Учитель: Строение пищеварительной системы вы уже знаете. А вот какие превращения происходят с пищей в каждом ее отделе? С этим вам еще предстоит познакомиться. Начнем изучение с начального отдела пищеварительной системы … Как он называется?

Ученик: С ротовой полости. <Приложение 1(Слайд 6) >

Учитель: Возьмите тетрадь <Приложение 4 >. Запишите в правом верхнем углу дату и тему урока: «Пищеварение в ротовой полости». Что вы уже знаете по этой теме, а что бы вы хотели узнать?

Заслушиваем 2-3 ответа.

Учитель: Сформулируйте цель нашего урока.

Учитель помогает формулировать учащимся цель, задавая наводящие вопросы.

Учитель: Итак, цель урока: изучить строение ротовой полости, физиологические процессы, которые в ней протекают. Рассмотреть условия правильного пищеварения в ротовой полости, правила поддержания её чистоты для сохранения здоровья всего организма.

  1. Изучение нового материала

Учитель: Рассмотрите органы ротовой полости. Какое строение она имеет? <Приложение 1(Слайд 7) >

Ученик: Губы, щеки, язык, зубы, слюнные железы.

Учитель: Каким двум типам обработки подвергается пища в ротовой полости?

Ученик: Механической и химической.

Учитель: Что понимают под механической обработкой?

Ученик: Измельчение пищи.

Учитель: С помощью чего пища подвергается механической обработке?

Ученик: С помощью зубов.

Учитель: В настоящее время существует много взглядов на питание, много теорий правильного питания. Иногда эти взгляды существенно отличаются между собой. Например, одни проповедуют вегетарианство, другие утверждают, что в рационе человека обязательно должна быть пища животного происхождения. Кто проповедует сыроедение, кто – раздельное питание. Но все сходятся во мнении о том, что пища должна быть тщательнейшим образом пережевана. <Приложение 1 (Слайд 8) > Есть даже поговорка «Кто долго жует, тот долго живет». Когда-то плантаторы, выбирая себе рабов, смотрели им в рот, на состояние зубов. Рабов с больными зубами или без зубов они не брали. Почему обработке пище и состоянию ротовой полости придается такое важное значение?

Ученик: Механическая обработка пищи с помощью зубов обеспечивает уменьшение ее частиц, благодаря этому она легче переваривается. Это облегчает работу всем органам пищеварительной системы и желудку в первую очередь, сохраняя их нормальную работоспособность. У людей, которые плохо пережевывают пищу или у которых отсутствуют некоторые зубы, частицы пищи остаются большими, и они взваливают дополнительную нагрузку на желудок, с которой он может не справиться. Это часто приводит к заболеванию желудочно-кишечного тракта. Вот почему плантаторы не брали рабов без зубов, они не хотели тратить свои деньги на их лечение, а больной раб не сможет хорошо работать.

Учитель: Какое важное правило мы должны помнить, когда начитаем жевать пищу?

Ученик: Жевать ее нужно долго и тщательно.

Учитель: <Приложение 1.(Слайд 9) >Зубы выполняют сложную работу, поэтому они могут портиться и разрушаться, если не ухаживать за ними правильно. Необходимость ухода за зубами была обоснована впервые голландцем А. Левенгуком в 17 веке. Он обнаружил многие микробы у себя во рту даже после тщательного протирания зубов солью. Он с иронией говорил, что во всем Соединенном Королевстве не найдется столько жителей, сколько живых зверьков находится в его собственном рту. (Слайд 8). Эти микробы попадают в трещины зубов и вызывают их воспаление. Чтоб этого избежать вы должны помнить важные правила ухода за зубами и ротовой полостью. А вспомнить их вам помогут памятки, которые лежат у вас на столах. С ними вы познакомитесь дома <Приложение 5 >.

Учитель: Мы рассмотрели с вами процесс обработки пищи с помощью зубов. А теперь назовите пищеварительные железы, протоки которых открываются в ротовую полость?

Ученик: Слюнных желез. <Приложение 1 (Слайд 10) >

Учитель: Их три пары крупных – околоушные, поднижнечелюстные, подъязычные и множество мелких в слизистой оболочке рта. Что выделяют слюнные железы?

Ученик: Слюну. <Приложение 1 (Слайд 11) >

Учитель: «Вот-те и госпожа слюна! Ишь, какая прелесть!» - говорил так о слюне великий русский физиолог Иван Петрович Павлов. Действительно, жидкость, которой в сутки у человека выделяется около двух литров, является уникальной и выполняет много важных функций. Слюна на 99,5% состоит из воды, имеет слабощелочную реакцию, а еще в ее состав входят бактерицидные вещества, которые убивают бактерии, попадающие с пищей, слизь, которая способствует формированию пищевого комка, и легкому продвижению его по пищеводу. А что еще содержится в слюне?

Ученик: Ферменты – биологически активные вещества.

Учитель: Какова их роль?

Ученик: Они ускоряют расщепление пищевых продуктов.

Учитель: Какой обработке пища подвергается под действием слюны?

Ученик: Химической.

Учитель: А какие химические превращения происходят с пищей под воздействием слюны? Как можно это исследовать?

Ученик: Провести опыт.

Учитель: Проведем эксперимент в ходе лабораторной работы <Приложение 1 (Слайд 12) >, которая называется «Действие слюны на крахмал» при разных условиях. Сформулируйте цель эксперимента.

Ученик: Выяснить, что происходит с крахмалом в ротовой полости под воздействием слюны. Установить при каких условиях ферменты будут активны.

  1. Проведение лабораторной работы

Учитель: Запишите тему и цель лабораторной работы. Прежде чем приступить к эксперименту, давайте вспомним, как можно в продуктах обнаружить крахмал? Какова качественная реакция на него?

Ученик: Если на продукт, в составе которого содержится крахмал, капнуть йод, то появится сине-фиолетовое окрашивание. <Приложение 1 (Слайд 13) >

Учитель: Исследование вы будете выполнять в группах. Ход эксперимента описан в инструктивных картах, которые лежат у вас на столах. После выполнения опытов общий вывод работы мы сформулируем вместе. Работать вы должны аккуратно. В чашках у вас налит слабый раствор йода, случайное попадание которого на руки не окажет на них никакого воздействия. После работы приведите свое рабочее место в порядок. Читайте внимательно инструктивные карты. Желаю успеха! <Приложение 6 >

Физкультурная минутка

Пока учащиеся ждут результаты опыта, проводится физкультурная минутка.

  1. На расслабление глаз. Движение по восьмерке.
  2. На раскрепощение мышц тела.

Зарядка у нас будет проходить следующим образом: я вам называю утверждение, вы если согласны со мной, то на счет 1,2,3,4 опускаете поочередно голову то вперед, то назад, а если не согласны, то на такой же счет наклоняете голову вправо, влево:

  • Пищевые продукты состоят из питательных веществ.
  • Белки – основной источник энергии для организма.

Теперь то же самое, но наклоняем туловище:

  • Жиры могут быть только животного происхождения.
  • Углеводов содержится больше в пище растительного происхождения.

Молодцы! Садитесь, продолжайте работать.

Продолжение лабораторной работы

После выполнения эксперимента обсуждаем результаты по группам.

Учитель: Посмотрите, какие результаты получили вы в ходе проведения эксперимента. <Приложение 1 (Слайд 14) >. Почему они получились разные? <(Слайд 15) >

Обсуждение результатов по группам, заполнение таблицы.

Условия опыта Результат йодно-крахмальной реакции Вывод
Крахмал+слюна (температура тела, слабощелочная среда) Белое пятно на синем фоне Ферменты слюны расщепляют крахмал.
Крахмал+вода (температура тела) Вся марля имеет синее окрашивание Вода не расщепляет крахмал.
Крахмал+слюна (0оС) Вся марля имеет синее окрашивание Ферменты слюны активны при температуре тела. При охлаждении их активность теряется.

В ходе обсуждения:

Учитель: О чем свидетельствует появление белого пятна на синем фоне?

Ученик: Об исчезновении крахмала.

Учитель: Под действием ферментов слюны крахмал разлагается до глюкозы.

Учитель: К какой группе органических веществ относится крахмал?

Ученик: К углеводам.

Учитель: Значит, какие вещества уже начинают перевариваться в ротовой полости?

Ученик: Углеводы, т.к. крахмал является одним из представителей углеводов.

Учитель: На основании результатов опыта сформулируйте общий вывод.

Ученик: Общий вывод: Ферменты слюны в ротовой полости начинают переваривать углеводы (крахмал) до глюкозы, активны они в слабощелочной среде при температуре тела (37оС). <Приложение 1 (Слайд 16) >

Общий вывод учащиеся записывают в тетрадь. <Приложение 1 (Слайд 17) >

Учитель: Посмотрите вот сюда. Что это? (Учитель показывает лимон). Что вы чувствуете? Что появляется у вас в ротовой полости?

Ученик: Слюна.

Учитель: <Приложение 1 (Слайд 18) > Процесс выделения слюны у человека рефлекторный. Попав в рот, пища раздражает рецепторы ротовой полости и в ответ на это происходит выделение слюны. Этот рефлекс носит характер безусловного рефлекса. В течение жизни у человека вырабатываются и условные слюноотделительные рефлексы в ответ на запах пищи, ее вид, звон посуды и другие раздражители. Вот и у вас сейчас возник условный рефлекс на вид и запах лимона. Объяснил механизм рефлекторного процесса выделения слюны русский физиолог Иван Петрович Павлов, проводя опыты с собаками. С этим механизмом мы познакомимся на последующих уроках.

Учитель: <Приложение 1 (Слайд 19) >Еще в Древней Индии применяли «испытание рисом»: на суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, он не виновен, если нет, то виновен. Почему?

Ученик: При страхе у человека нарушается рефлекс выделения слюны. А сухой рис проглотить не возможно. Если человек был виновен, он сильно нервничал, и у него прекращалось выделение слюны, поэтому он не мог проглотить рис. А у невиновного такого чувства не было, слюна смачивала рис, и он глотал его.

Если учащиеся не могут ответить, ответ сообщает учитель.

Учитель: После того, как пища обрабатывается в ротовой полости, формируется пищевой комок, происходит рефлекторный акт глотания и продвижение его дальше по пищеварительному каналу.

  1. Подведение итогов

Учитель: Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Давайте подведем итог. В этом вам помогут вот эти вопросы. <Приложение 1 (Слайд 20) >

  • Что нового вы сегодня узнали?
  • В чем возникли затруднения?
  • Что помогло их разрешить?
  • Достигли ли мы поставленной цели?

Ученик:

  • Пища начинает перевариваться в ротовой полости, подвергаясь двум видам обработки: механической и химической.
  • Механическая обработка осуществляется зубами, а химическая – слюной.
  • Ферменты слюны начинают переваривать углеводы до глюкозы, проявляя активность в слабощелочной среде и при температуре тела.
  • Выделение слюны – это рефлекс.
  • Пищу необходимо долго и тщательно жевать.
  • Ежедневно ухаживать за ротовой полостью.
  1. Закрепление

Выполните задания в тетрадях. Выполнение задания поможет вам понять, насколько хорошо вы усвоили тему. <Приложение 1 (Слайд 21) >

Задание. Что происходит с пищей в ротовой полости? Выпишите номера правильных ответов.

  1. Смачивание пищи слюной.
  2. Обезвреживание пищи.
  3. Измельчение пищи.
  4. Расщепление жиров.
  5. Превращение глюкозы в крахмал.
  6. Превращение крахмала в глюкозу.
  7. Превращение аминокислот в белки.

Ответ: 1,2,3,6.

Учитель: Проверьте правильность выбранных вами номеров с образцом. Те, кто не допустил ни одной ошибки, отлично усвоили материал, те, кто допустил одну ошибку - хорошо, вам необходимо поработать еще, а те, кто допустил больше, чем две ошибки, вы должны обратить особое внимание, и еще дома хорошо поработать над этой темой.

  1. Домашнее задание

<Приложение 1 (Слайд 22) > Страницы учебника 152-155. Задание: возьмите кусочек хлеба, пожуйте его долго, как изменится вкус хлеба? Почему?

  1. Рефлексия

Учитель: <Приложение 1 (Слайд 23) >У вас на парте лежит лесенка с кружочками разного цвета. <Приложение 7> Каждая ступенька лестницы указывает на вашу активность на уроке. Нижняя ступенька означает, что вы на уроке были не активны, урок вам не понравился. Последняя ступенька – что вы активно работали, урок был для вас интересен. А кружки означают ваше настроение. Приклейте кружок соответствующий вашему настроению на ту ступеньку, которая соответствует вашей активности на уроке. Я тоже оценю наш урок. Покажите ваши результаты. Я вижу, что у всех хорошее настроение, все работали на уроке замечательно. Молодцы! Учитель оценивает после оценки учащихся. Заберите с собой хорошее настроение и памятки с правилами ухода за ротовой полостью для сохранения здоровья всего организма. Урок окончен. До свидания! <Приложение 1(Слайд 24) >.

Литература

Учебник. Н.И.Сонин, М.Р.Сапин Биология Человек 8 класс: учеб. для общеобразовательных учебных заведений. – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007г. Рекомендовано министерством образования Российской Федерации.

Дополнительная литература

  1. Иванова Н.Г., Щелкунова А.Я., Крючкова С.В. Я иду на урок биологии: Человек и его здоровье: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001. – 256с.
  2. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2006. – 224 с.

Мультимедийные диски

  1. Библиотека электронных наглядных пособий. Биология. 6-9 класс. Министерство образования Российской Федерации, ГУ РЦ ЭМТО, «Кирилл и Мефодий», 2003
  2. Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия». Уроки биологии. Человек и его здоровье, 2005
  3. Открытая биология. Мамонтов Д.И. Версия 2,5 Соответствует программе курса биологии для общеобразовательных учреждений России, ООО «Физикон» 2003
  4. Авторская презентация Пищеварение в ротовой полости.