Это растение было в числе первых, возделываемых человеком. Его плод упоминается в древних легендах. У греков и римлян он был посвящен богине красоты, а германцы считали его любимым блюдом богов, поэтому злой бог бурь никогда не метал молнии в это дерево. Сейчас это растение занимает по популярности первое место среди плодовых растений".
Образовательные задачи:
- познакомить учащихся с отличительными признаками семейства розоцветных;
- показать разнообразие и значение растений данного семейства;
- познакомить учащихся с основными компонентами учебника и правилами техники безопасности.
Развивающие задачи:
- развивать общеучебные умения и навыки, а также интеллектуальные способности учащихся;
- развивать интерес к биологическим знаниям при помощи творческих и уровневых заданий;
- продолжить формирование умений по выявлению признаков семейства и определению видов растений.
Воспитательные задачи:
- формировать естественнонаучное мировоззрение и понимание необходимости бережного отношения к природе, на примере значения растений семейства розоцветные в природе и жизни человека;
- создание комфортной образовательной среды по сохранению здоровья учащихся и формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни.
Форма организации учебной деятельности: коллективно-индивидуальная, групповая.
Тип урока: комбинированный с лабораторной работой.
Методы обучения: словесные, наглядные и практические.
Общедидактические методы: объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый.
Оформление и оборудование: гербарии растений, определительные карточки, таблицы с изображением растений семейства крестоцветные и розоцветные, раздаточный материал к уроку, компьютер, мультимедийный проектор, презентации.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Мотивационно-ориентационный - 3 мин. | Приветствие учителя. Сообщение темы и задачи урока. |
Активно слушают и делают необходимые записи в тетрадь. |
2. Содержательно-деятельностный - актуализация опорных знаний - 9 мин. (мотивация на учебную деятельность, повторение материала, создание проблемной ситуации); - изучение нового материала-13 мин. (развитие самостоятельной деятельности в поисковом режиме, развитие общих учебных умений, применение имеющихся знаний и умений в новых ситуациях) - первичное осмысление, систематизация и закрепление полученных новых знаний - 13 мин. |
Проверка уровневого домашнего задания Эвристическая беседа по эпиграфу урока. Использование слайда презентации № 3 Групповая работа по составлению общей характеристики семейства с заполнением пропусков в презентации. Динамическая пауза и интеллектуальная разминка Организация и проведение лабораторной работы "Определение травянистых растений семейства Розоцветные" с использованием раздаточного материала и презентации. Обобщение и коррекция ответов учащихся. Динамическая пауза и интеллектуальная разминка |
Отвечают на вопросы учителя. Выполняют письменные задания. Определяют растения семейства крестоцветные. Проходят компьютерное тестирование. Отгадывая предложенную загадку, перечисляют известные им плодовые растения Работая над групповым заданием, делают необходимые записи в тетради с использованием слайда презентации №4-6 Оформление работы в тетради для контрольных и лабораторных работ. Отвечают на вопросы и делают записи в тетради Снимают физическое и умственное напряжение |
3. Оценочно-результативный 5 - 7 мин. - подведение итогов - домашнее задание |
Организация анализа урока в виде
рефлексии Представление разноуровневого домашнего задания, объяснение хода выполнения домашнего задания. Использование слайда презентации |
Анализ урока, самоанализ своей
деятельности. Записывают домашнее задание. |
Приложение к конспекту урока:
Содержательно-деятельностный этап урока.
1. Актуализация опорных знаний.
А) Работа с тестами (раздаточный материал или компьютерное тестирование с использованием программы assist2).
1. К семейству крестоцветных относят:
а) шиповник; в) горох;
б) капусту; г) картофель.
2. Плод - стручок или стручочек, цветки с крестообразно расположенными четырьмя лепестками характерны для представителей семейств:
а) розоцветных; в) бобовых;
б) пасленовых; г) крестоцветных.
3. Капуста - представитель семейства:
а) бобовых; в) крестоцветных;
б) розоцветных; г) пасленовых.
4. К дикорастущим растениям семейства крестоцветных относят:
а) шиповник; в) черный паслен;
б) пастушью сумку; г) фасоль.
5. Пастушья сумка - это:
а) сорняк; в) кустарник;
б) культурное растение; г) растение огородов.
6. К культурным растениям семейства крестоцветных относят:
а) малину; в) редис;
б) фасоль; г) картофель.
7. Дикую капусту люди начали разводить из-за:
а) клубней; в) сочных листьев;
б) плодов; г) семян.
8. Капуста белокочанная образует кочан:
а) в первый год жизни; в) на третий год жизни;
б) на второй год жизни; г) на четвертый год жизни.
9. Заранее выращенную рассаду капусты сажают в открытый грунт, потому что:
а) иначе она не успеет образовать кочан;
б) не успеет дать плоды;
в) будет плохо расти из-за недостатка тепла;
г) будет плохо расти из-за недостатка света.
10. Растения семейства крестоцветных опыляются в основном:
а) ветром;
б) насекомыми;
в) самоопылением;
г) пыльца переносится водой
2. Изучение нового материала
А) Обсуждение эпиграфа к уроку (см. приложение 1)
Б) Заполняются пропуски в слайдах презентации (слайд 4-6)
В) Динамическая пауза: использование физических упражнений "Мозговой гимнастики" для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения.
Например, можно использовать "Ленивые восьмерки", которые активизируют структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания и "Письмо носом" - снимает напряжение в области глаз.
Интеллектуальная разминка: создание у учащихся положительного эмоционального фона, помогающего подготовить ученика к дальнейшей активной познавательной деятельности и снять умственное напряжение.
В огороде у дорожки стоит солнышко на ножке. Только желтые лучи у него не горячи. (Подсолнух)
Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Он невидимый, и все же без него мы жить не можем. (Воздух)
3. Первичное осмысление, систематизация и закрепление полученных новых знаний
А) Лабораторная работа "Определение растений
семейства Розоцветные"
(см.приложение 2)
Б) Обобщение и коррекция ответов учащихся. Запись выводов по уроку в тетради:
В) Динамическая пауза: использование физических упражнений для снятия напряжения с плечевого пояса и улучшения мозгового кровообращения.
Можно использовать рекомендованные упражнения:
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.П. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
Интеллектуальная разминка: создание у учащихся положительного эмоционального фона, помогающего подготовить ученика к дальнейшей активной познавательной деятельности и снять умственное напряжение.
Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
Чем кончаются "день" и "ночь"? (мягким знаком)
Оценочно-результативный этап
1. Подведение итогов урока
Проведение рефлексии при помощи листа самооценки или игры.
А) Лист самооценки
Фамилия, имя | Класс | Оцените по пятибалльной системе | ||
урок | свое участие | работу одноклассников | ||
Б) Игра-рефлексия основывается или на цветовом, или на предметном представлении ответов на следующие вопросы:
Мне было на уроке интересно (не очень, совсем не интересно)
Я доволен своей работой на уроке (не очень доволен, совсем не доволен).
В) Написание синквейна.
2. Домашнее задание.
Изучить 38 и устно ответить на вопросы после параграфа.
Дополнительное задание по выбору:
Составить кроссворд по материалам урока (не менее 10 слов).
Подготовить сообщение о растении семейства розоцветных (по выбору кормовое, лекарственное, декоративное и т.д.).
Литературно-историческое дополнение: подобрать материалы по данному семейству (пословицы, поговорки, загадки, литературные произведения, исторические факты).
Используемая литература:
- Викторов В.П., Никишов А.И. Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений. В 2 частях. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005.
- Марина А.В. Конспекты уроков для учителя биологии: 6 класс: Уроки ботаники. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
- Демьяненков Е.Н. Биология. Мир растений: Задачи, Дополнительные материалы: 6 класс - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.
- Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. - М.: Просвещение: АО "Учебная литература", 1996.
- Сухова Т.С. Урок биологии: Технологии развивающего обучения. - (Библиотека учителя). - М.: Вентана-Граф, 2001.