Задачи: расширить знания обучающихся об органах чувств, познакомить с правилами гигиены и доступными методами профилактики различных заболеваний.
Оборудование: на доске таблица «Органы чувств», на столах обучающихся заранее подготовленные листы, которые заполняются по ходу урока (см. Приложение 1), карточки (см. Приложение 2), раздаточный материал для практических работ.
Ход урока
Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
---|---|
1. Дети садятся по местам. |
1. Организационный момент. Ребята сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуем их. |
Ответ ученика: Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. |
Человека окружает удивительный мир, богатый красками, звуками, запахами. Мы воспринимаем его с восхищением, а иногда и с опаской. Информацию о происходящем в окружающей среде мы получаем через органы чувств. Сколько у человека чувств? Назовите их. |
Запись на раздаточных листах темы урока: «Органы чувств» и определения: Анализаторы – органы чувств. |
Тема сегодняшнего урока «Органы чувств». В науке органы чувств называются анализаторы. Запишем. |
2. Дети отгадывают. |
О каких органах пойдёт речь на уроке вам подскажут загадки, которые вы должны отгадать.
Брат с братом через дорожку живут, Два соседа – непоседаГлаза – органы зрения – можно сравнить с окном в окружающий мир. Примерно 80% всей информации мы получаем с помощью зрения, например о форме, размерах, цвете предметов, расстоянии до них. Благодаря зрению мы можем по книгам изучать опыт, накопленный человечеством. [5] |
Просмотр фрагмента видеофильма «Анатомический атлас «Зрение». | Природа заботливо охраняет орган зрения. Посмотрим фрагмент видеофильма о зрении. |
Ответ ученика: Веки и ресницы защищают глаза от яркого света и пыли. Брови отводят стекающий со лба пот. |
Вопрос после фильма: Какой вспомогательный аппарат есть у наших глаз? |
Одна из важных характеристик зрения – это острота зрения. Она снижается в результате длительного напряжения глаз, в результате чего могут возникнуть различные нарушения зрения. Например, в школьные годы близорукость. [1] | |
Несколько учащихся читают стихотворение:
|
Чтобы сберечь свое зрение, нам надо соблюдать правила гигиены. О них вам сейчас расскажут наши ребята. |
Ученики вместе с учителем проверяют свою посадку за рабочим столом. А затем выполняют зрительную гимнастику. |
К этим правилам мне хотелось бы добавить ещё вот что. Обязательно обратить внимание на необходимость проверять расстояние от глаз до книги или тетради. Для этого ученик должен поставить руку локтем на стол, кончиками указательного и среднего пальцев коснуться виска. Между краем стола и грудью должен проходить кулачок. Надо помнить, что стол должен стоять так, чтобы свет падал слева. Через каждые полчаса чтения или письма, необходимо делать перерыв, посидеть с закрытыми глазами или сделать гимнастику для глаз. Гимнастика для глаз. Выполняется стоя.
|
3. Дети отгадывают. |
Отгадайте еще одну загадку:
Один говорит – двое слушают. Слух, как и зрение, обогащает наше восприятие мира, разнообразит жизнь. Слышит человек при помощи ушей. А зачем человеку два уха? Они обеспечивают надёжность слуха. Потеря слуха – большое несчастье, поэтому слух надо беречь. |
Дети читают по раздаточным листам по цепочке памятку «Гигиена слуха», учитель комментирует. | Давайте прочитаем памятку о том, что нужно помнить, чтобы сохранить хороший слух. 1. Не слушайте слишком громкую музыку. 2. Не ковыряйте в ушах спичками и другими острыми предметами. 3. Не простужайтесь, не ходите в холодную погоду без головных уборов. 4. Если в ухе возникла боль, немедленно обратитесь к врачу. 5. Ухудшают слух курение и алкоголь, которые постепенно ослабляют остроту слуха. Подведем итог: ухо – очень важный и нужный орган. Оно улавливает и передает нам звуки окружающего мира. Нужно соблюдать правила гигиены и сохранять здоровыми органы слуха. [2] |
4. Дети отгадывают. |
Отгадайте еще загадку:
Если б не было его – ни сказал бы ничего.Язык – орган вкуса. Чувство вкуса тоже необходимо для человека. Если мы ненароком возьмём в рот что-нибудь несвежее, язык тотчас это почувствует. Вкусовые чувствительные клетки воспринимают сладкое, горькое, соленое, кислое или комбинацию этих видов вкусовых раздражителей. |
На ученических столах карточки с рисунками. Ответ ученика: Кончик языка чувствителен к сладкому; края – к кислой и соленой пище; основание – к горькому. |
Давайте по рисункам (карточки на столах) определим чувствительность языка к вкусу и пищи. [3] |
Выполнение практической работы. | Выполним практическую работу. |
Ответ ученика: Сначала я не почувствовал вкуса, так как не было слюны. |
А) Обсушите чистой салфеткой кончик языка и положите на него кусочек сахара. Что вы ощутили в первые мгновения? |
Запись наблюдений в тетради: Без запаха пищи ее вкус почти не ощущается. Вкус определяется при помощи нескольких чувств: зрения, обоняния, вкуса. |
Б) Определите сначала с зажатым, а затем с открытым носом вкус ломтика картофеля, яблока и лука, не разжевывая их. Проделайте то же самое с открытым носом, разжевывая пищу. Какая разница во вкусовых ощущениях? Наблюдения запишите. [4] Качество пищи языку помогают определить органы зрения и обоняния. Работая совместно, они как бы предупреждают нас: «Это вкусно» или «Опасно. Не ешь». Язык как и другие органы чувств, «требует» к себе бережного отношения. Слишком горячая пища обжигает язык и мы почти не чувствуем вкуса, поэтому горячую пищу употреблять не рекомендуется. Курение тоже притупляет чувство вкуса.Вывод: язык определяет вкус пищи и её доброкачественность. Помогает нам в переработке пищи во рту. Без языка невозможна нормальная человеческая речь. |
5. | Продолжая наш разговор об органах чувств, поговорим еще об одном нашем помощнике… Это… нос. Зачем человеку нос? Что бы определить его функции выполним практическую работу. |
Выполнение практической работы. | Практическая работа. На столах коробочки с ваткой пропитанной духами, соком лимона, хлоркой.Определим по запаху, что это? ( Коробочка 1, 2, 3) [3] |
Ответ ученика: Приятные запахи доставляют радость: запах цветов, леса. Неприятные предупреждают об опасности – утечка газа, испорченная пища и т.д. Таким образом нос работает как сторож. |
Для чего человек должен обладать способностью чувствовать запахи? |
Еще для чего нужен нос? Очень опасно зимой дышать ртом. Почему? Дышать нужно через нос. В каналах носа много кровеносных сосудов и протекающая по ним кровь согревает проходящий воздух. То есть нос работает как печка. Так же нос является фильтром, потому что в носу имеются реснички, очищающие воздух от пыли. | |
Запись загадки в тетради: Согревает как печка, Очищает, но не фильтр, Сторожит, но не сторож. |
Давайте попробуем сочинить загадку про нос по опорным словам и вопросам: Что делает? Как? Согревает__________как_Вывод: Через нос мы дышим, в носу воздух очищается от пыли и согревается. Мы различаем в окружающем нас мире множество запахов. Нос имеет каналы, соединяющие его с горлом и ухом. Поэтому нужно знать, что при заболевании одного из этих органов может воспалиться и другой. Зимой мы подвержены простудным заболеваниям. Насморк самое распространенное из них. При насморке мы не ощущаем запахов и это очень неудобно. У человека с насморком меняется речь. |
Рассказ ученицы с демонстрацией комнатных растений:
1. Отличное средство от насморка комнатные растения – каланхоэ или алоэ. 2. Можно резать и нюхать лук и чеснок. |
А сейчас Вера расскажет о народных средствах лечения от насморка. |
Физкультпауза. (проводится стоя) | Хорошим профилактическим средством является массаж точек у крыльев носа, переносице, потирание под носом. Давайте его разучим. Потирание крыльев носа (указательным пальцем).Такой массаж нужно делать утром и вечером 1 – 2 минуты. [6] |
Запись вывода в тетради. | Делаем вывод: глаза, уши, нос, язык – это органы чувств, наши умные помощники. Для чего человеку необходимы здоровые органы чувств? Они позволяют нам воспринимать окружающий мир во всем его многообразии. Подведение итогов урока. |
Литература:
- Батуев А.С., Кузьмина И.Д., Ноздрачев А.Д. и др. Биология. Человек. Учебник для 9 кл. общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2005.
- Кальченко Е.И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984.
- Маш Р.Д. Человек и его здоровье. Сборник заданий по биологии для учащихся 9 класса общеобразовательной школы. – М.: Мнемозина, 1996.
- Панфилова Л.А. Анатомия, физиология и гигиена человека. Тетрадь с печатной основой для учащихся 9 кл., ч. 2. – Саратов, «Лицей», 1997.
- Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – 2008.
- Цой Р.Д. Здоровье на кончиках пальцев. – Т.: Медицина, 1990.