На сцене появляется мальчик.
Мальчик: Внимание! Внимание! Сейчас после третьего звонка откроется слёт юных ботаников.
Трижды звенит звонок. Открывается занавес. На сцене, на расставленных вокруг стола стульях, сидят учащиеся. Встаёт ведущий и обращается к публике.
Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня впервые в нашей школе открывается слёт юных ботаников, посвященный важному вопросу «Путешествие по лесу».
Нам всегда казалось несправедливым отношение некоторых ребят к растениям. Большинство из них с удовольствием возятся с котятами и собаками, а растений не замечают; если замечают, то, часто, с целью сорвать или сломать. «Что интересного?», - думают они о растениях, – «Тычинки, пестики, цветоножки...»
А многие знаменитые учёные посвятили всю свою жизнь изучению растений.
Учащиеся встают.
Ученик первый: Чарльз Дарвин.
Ученик второй: Климент Аркадьевич Тимирязев.
Ученик третий: Иван Владимирович Мичурин.
Ученик четвёртый: Трофим Денисович Лысенко.
Ведущий: Иван Владимирович Мичурин говорил: «Заветной мечтой моей жизни всегда было видеть, чтобы люди останавливались у растений с таким же интересом, с каким останавливаются они перед новым паровозом». Мечта Мичурина сбылась. Посмотрим внимательно вокруг себя, подумаем, какова роль растений в нашей жизни, и мы увидим, что без них мы жить не можем.
Вопрос ведущего: Что ежедневно служит нам пищей?
Ответ учащихся (хором): Растения.
Вопрос ведущего: Из чего сделана ткань и одежда, которые мы носим?
Ответ учащихся: Из растений.
Вопрос ведущего: Предметы, на которых мы едим, сидим, обедаем?
Ответ учащихся: Сделаны из растений.
Вопрос ведущего: А бумага, на которой мы пишем, рисуем; книги, которые мы читаем?
Ответ учащихся (хором): Сделаны из растений.
Вопрос ведущего: Наконец, от чего зависит чистота воздуха, которым мы дышим?
Ответ учащихся (хором): От растений.
Ведущий: Совершим путешествие в лес. «Как хорошо дышится в лесу» - говорим мы летом, вдыхая полной грудью «вкусный воздух». Дышим, словно пьём этот воздух.
Один из учащихся читает стихотворение.
Ученик:
Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных и строгой тишины,
Встречает грудь твоя как радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны.
Нога твоя скользит по россыпи иголок
Или шуршит травой, стряхая капли рос,
А сумрачный навес широколапых ёлок
Сплелся с листвой ольхи и молодых берёз.
Ты испокон веков сдружился с человеком,
Берёт он для себя от «щедрости» твоей
Грибы и ягоды по солнечным просекам,
И пищу, и жильё, и мачты кораблей.
Ведущий: В лесу встретишь красавицу сосну с красноватым стволом и тёмно-зелёной хвоей.
Одна из учениц декламирует стихотворение Якуба Колоса.
Ученица:
Сосны высокие,
Гордые сосны,
Много вы носите
Солнечных вёсен.
Вас, гладкоствольные,
Ветер колышет,
Думы родите вы
Шумом и тишью.
Те же на севере
С вёсен до вёсен
В снежной Карелии
Высятся сосны.
Те же высокие.
Над тёплым морем
Сосны окутали
Крымские горы.
Сосны далёкие,
Близкие сосны,
Сердцу вы снитесь
С вёсен до вёсен.
Вас одинаково
Ветер колышет,
Думы родите вы
Шумом и тишью.
Ведущий: Сосна – лесной завоеватель новых земель.
Входит учащийся, передаёт ведущему телеграмму. Ведущий читает телеграмму.
Ведущий: Внимание! Получена радиограмма. К нам на слёт придут представители леса. (Стук в дверь). Вот и они.
Все приветствуют сосну, берёзу и дуб.
Сосна: Здравствуйте, юные ботаники!
В лесу я услыхала стихотворение Якуба Колоса, и поспешила на ваш слёт.
Да, мы действительно любим солнечный свет, он нам необходим. Мы погибаем под широкими лапами елей; семена наши в тени не прорастают, а старые сосны отмирают. Мы каждый год вырастаем на 30-50 см, а можем достигать высоты 35 м и жить 350 лет.
Я не боюсь ни влаги, ни ветров, ни мороза. Недаром на латыни меня называют пинус – «скала».
Берёза (обращается к сосне): А какую пользу Ты приносишь людям?
Сосна: Вдоль железных дорог задерживаем снег и предотвращаем наводнения. Под моей сенью мелеют реки. Мои тонкие стволы в течение многих столетий двигали корабли, поддерживая паруса, подгоняемые ветром.
Ученик декламирует.
Ученик:
И сосны выплыли в простор зыбей
Свободной стаей гордых кораблей,
Их груди смело мчатся против бури.
Сосна: Так писал обо мне поэт Райнис.
Вы все видели на моём стволе капли свежей смолы. Она ярко горит. Ещё древние греки, нагревая в покрытом сверху войлоком горшке смолу, получали скипидар и канифоль. Если Вы заболеете, будете кашлять, то употребляйте скипидар. Он ещё растворяет краски. Тот, кто из Вас играет на скрипке, знает, что канифолью натирают смычки.
Ведущий: В хвойном лесу сосны сменяются густыми елями. В хвойном лесу сыро и немного мрачно.
Берёза: Но когда из мрачного хвойного леса попадаете в берёзовую рощу, вы сразу ощущаете радость от белоствольных красавиц с зелёными кудрями.
Ведущий: Весёлая берёзка – наше любимое русское дерево. Народ создал о своём любимом дереве песню.
Со сцены тихо звучит русская народная песня «Во поле берёзка стояла». Учащийся громко читает.
Учащийся:
О лес! О жизнь!
О солнце! О свет!
О свежий дух берёзы!
Сосна (обращается к берёзе): А какую пользу Ты приносишь людям?
Берёза: Кора берёзы используется для изготовления различных кустарных поделок. Древесина используется как топливные материал; берёзовые дрова имеют большие преимущества перед дровами из других пород деревьев, так как дают больше тепла, они хорошо горят даже сырые. Мою древесину применяют в мебельной промышленности. Карельская берёза хорошо полируется и из неё получается самая красивая мебель.
Ведущий: А когда в лесу вы увидите громадное высокое дерево с толстым стволом, извилистыми сучьями, образующими широкий шатёр листы, то знайте, - это …
Учащиеся: Дуб.
Дуб: Я самое красивое дерево. Прошу относится ко мне с любовью и почтением. По латыни я называюсь «кверкус», т.е. красивое дерево. Я долгожитель, могу жить до двух тысяч лет и более.
Ученица декламирует.
Ученица:
Мастистые, ветвистые дубы,
Задумчиво поникнув головами,
Что старцы древние на вечер пред толпами,
Стоят, как бы решая их судьбы.
Дуб: Правильно писал поэт Майков.
Только под дубом в древние времена решались важные вопросы.
Хор исполняет песню «Расти дубок»:
За рекой, за речкой край широк, широк.
Посадил я в поле молодой дубок.
В тёмной роще жёлудем я его нашёл,
Чуть приметной веточкой жёлудь мой взошёл.
Ты тянись, дубок, зеленей, дубок.
Поскорее, вместе с нами, подрастай.
Ты, в горячий зной колоски укрой,
Помоги сберечь нам урожай.
Не один я вышел, вышло сто ребят.
Посадили в поле сто дубков подряд.
И звено за звеньями, как большая цепь
Полоса защитная облетела всех.
Припев:
А когда повеяло тёплою весной,
Все дубки оделися молодой листвой.
Дуб: В честь великих исторических событий, какие деревья сажали?
Берёза, сосна (вместе): Дубы. Дубы.
Дуб: Правильно. В г. Санкт-Петербурге дубы, посаженные Петром I на площади Декабристов и на Каменном острове, растут до сих пор.
Угадайте, какой великий поэт воспел меня в своих стихах?
Гляжу ли я на дуб уединённый,
И мыслю: патриарх лесов.
Переживёт мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.
Александр Сергеевич Пушкин воспел красоту дуба в селе Тригорском. А любимый Пушкиным 700-летний дуб сохранился и сейчас в Гатчинском районе.
Многие ребята любят мою кашу из желудей, она очень питательна, состоит из белков, жиров и сахара.
Сосна: А какую пользу Ты приносишь людям?
Дуб: Моя кора идёт на дубление кожи. Чтобы кожа стала мягкой и прочной и не подвергалась гниению, её смягчают настоем из дубовой коры.
Пробка из вечнозелёных дубов идёт на изоляцию, на специальные круги и подошвы; из пробковых отбросов получают нафталин.
Ведущий: В лесах растёт ещё много различных пород деревьев…
Учащиеся: Клён, ольха, липа, осина, ель …
Ведущий: И все породы деревьев человек использует для своего блага.
Учащиеся читают стихотворение С.Я. Маршака
Ученик первый: Что мы сажаем, сажая леса?
Ученик второй:
Мачты и реи,
Держать паруса,
Рубку и палубу,
Ребра и киль
Ученик третий:
Странствовать по морю
В бурю и штиль
Ученик четвёртый: Что мы сажаем, сажая леса?
Ученик первый:
Легкие крылья –
Лететь в небеса,
Стол, за которым
Ты будешь писать,
Ученик второй:
Ручку, линейку,
Пенал и тетрадь.
Ученик третий: Что мы сажаем, сажая леса?
Ученик четвёртый:
Лист, на который
Ложится роса,
Свежесть лесную,
И влагу, и тень –
Вместе: Вот что сажаем в сегодняшний день.
Сосна (держит в руках лист с картинками): Смотрите, во что превратил нас человек.
Берёза: Вы видите дрова, дома, мосты и спички…
Дуб: А из моей древесины изготавливают хорошую мебель.
Берёза: А если тонкие листы моей древесины высушить и проклеить химическими веществами (формалином), положить под пресс, то моя фанера становится твёрдой и водонепроницаемой. Тонкая фанера называется лигиофоль, из этой фанеры изготавливают мебель, обшивают кузова автомашин, делают футляры для радиоприёмников и ещё много разнообразных вещей.
Ведущий: И так, ребята, мы путешествовали по лесу, где чистым воздухом так приятно дышать!
Но… лес не только для нашей забавы,
Он – богатство страны.
Все деревья в нём, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой,
А уж сколько орехов и ягод, –
Так, пожалуй, считать – не сочтёшь!
Сердцу любо, коль знаешь, что за год
В сосняке разрослась молодежь.
Ребята поют песню о лесе.
Ведущий: Спасибо, дорогие гости, что рассказали там много о себе. Вы – наши друзья!
Чтобы оберегать леса, помогать бороться с вредителями, т.е. быть настоящим другом природы, нужно хорошо знать природу, для чего необходимо внимательно наблюдать её, изучать строение и жизнь, выяснять привносимую пользу и вред.
Давайте выращивать деревья!
Ведущий: И в честь нашей дружбы мы сыграем и станцуем танец.
Учащиеся и деревья танцуют танец на мотив «Калинка-малинка».
Ведущий: А сейчас, викторина – домашнее задание.
Викторина
Прочитайте книги: Н. Верзилин «Растения в жизни человека», «По следам Робинзона», «Лечебница в лесу», «Путешествие с домашними растениями». Ответьте на вопросы:
- Как называется утолщённый стебель картофеля?
- Какое питательное вещество находится в картофеле?
- Почему картофель раньше называли «чёртовым яблоком»?
- Почему при поджаривании лук краснеет?
- Какое строение имеет луковица?
- Почему микробы погибают от лука?
- Откуда происходит название луарет?
- Где впервые испекли хлеб, из чего он состоял?
- Какое название имеет сладкий сок арбуза?
- Из чего сделаны янтарные бусы и ожерелья?
- Сколько килограммов смолы может дать столетняя сосна?
(Ответы из книги Н. Верзилина «Растения в жизни человека»). - Через какой промежуток времени созревают семена сосны?
- Какие витамины содержит хвоя сосны?
- Является ли хвоя сосны «вечнозелёными листьями»?
- Почему дуб считался священным деревом?
- Кого награждали венком из дубовых листьев?
- Как приготовить дубовую кашу?
- Где растут вечнозелёные дубы?
- Какой слой пробковой коры можно снять с пробкового дуба? Что можно приготовить из пробки?
- В каком возрасте начинает цвести дуб?
(Ответы из книги «По следам Робинзона»).