Литература
-
Выразительность речи как одно из средств развития коммуникативной культуры 2025
Выразительное чтение – это практическое овладение учащимися основными законами искусства чтения. При обучении выразительному чтению ведущим является понимание текста, отношение автора к действующим лицам, а также собственное отношение ребят к событиям, о которых рассказывается. В задачу учителя входит такая организация выразительного чтения, чтобы учащиеся учились на примере собственного чтения и чтения товарищей. А чтение учителя должно быть адресовано к внутренним чувствам ребенка, раскрывая глубинный смысл произведения. Поэтому учитель должен владеть техникой чтения и учить этому своих учеников.
-
Воспитание социализированной личности через реализацию проекта "В мире поэзии". “Шигърият дөньясында” проекты аша социальләшкән шәхес тәрбияләү 2025
Актуальность проблемы развития речи у детей дошкольного возраста на современном этапе развития образования очень высока, так как речевая функция – это одна из важнейших психических функций. Овладев речью, ребёнок осознаёт, планирует и регулирует своё поведение. Речевое общение создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности и социализации в целом. В ФГОС ДО в образовательной области «Речевое развитие» прописаны направления развития, включающие в себя владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха. В ходе реализации данного проекта активизируется речь и социализация детей.
-
Фразеологизмы 2025
Презентация, подготовленная к уроку русского языка в начальной школе, знакомит учащихся с фразеологизмами.
-
Арт-проект: «Солдатами спасенная весна» 2025
Цель проекта: формирование патриотизма, гордости за народ, одержавший победу в Великой Отечественной войне.
-
Литературно-музыкальная композиция "Москва, я признаюсь тебе в любви!" 2025
Представленный материал подготовлен для проведения внеклассного мероприятия по литературе для обучающихся 5–7-х классах. Цели и задачи: формирование у детей уважительного отношения к родному городу его истории и культуре; побуждение детей к познавательной деятельности; продолжение формирования умений и навыков работы с различными литературными и дополнительными информационными источниками, развитие у обучающихся коммуникативных навыков.
-
Бинарный урок-игра "Биография Уильяма Шекспира" 2025
Данная презентация разработана с целью проведения бинарного/билингвального урока по биографии Уильяма Шекспира в 8–9-х классах. В рамках обсуждения ученики знакомятся с основными событиями из жизни Шекспира, а также в игровой форме обсуждают шекспировский вопрос в литературе (проблему авторства произведений, приписываемых Уильяму Шекспиру).
-
Владимир Высоцкий. Поэт и Время 2025
Поэт и Время. Проблема настолько сложная, настолько и вечная, неразрешимая. Это величины, не существующие друг без друга. Поэт открыта тайна прошлого, настоящего и будущего, но именно времени дано судить, станет ли он поэтом? Шок, вызванный смертью Высоцкого, заставил современников задуматься, кем он был: бардом, поэтом, композитором, актером. Попробуем разобраться, почему после смерти Высоцкого назвали камертоном эпохи.
-
Технологическая карта открытого урока по родной (осетинской) литературе 2025
Представлена технологическая карта открытого урока по родной (осетинской) литературе.
-
В помощь учителю «Бессмертный роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» 2025
Перейдя к изучению лирики Лермонтова в 9 классе после пушкинской, удивительным образом замечаешь, что ученики нехотя учат её. Настроить же учащихся на чтение прозаического романа Лермонтова оказалось для меня задачей, требующей креативного подхода. Однако не следует забывать, что некоторыми учащимися роман был прочитан летом. Вооружившись этим знанием и лирикой самого Лермонтова, я решила создать эту систему вопросов, которая интригующе убедила детей перечитать, глядя по-новому на произведение, или вновь прочитать его. Для этого было предложено отыскать в тексте первой главы романа момент, где «звезда с звездою говорит» и «сквозь туман кремнистый путь лежит»? (строки из философского стихотворения «Выхожу один я на дорогу…») Спросить: «какому герою из романа могли бы принадлежать строки «и не жаль мне прошлого ничуть...»? А строки «я ищу свободы и покоя», проходящие лейтмотивом по всему произведению, были предложены для размышления над сочинением. Таким образом можно начать историю знакомства с шедевром русской классики.
-
Опыт организации работы над проектом "Интервью о военной поэзии" на уроках литературы в 7-м классе 2025
Ежегодно на уроках литературы мы посвящаем несколько занятий теме Великой Отечественной войны. В учебнике для 7-го класса есть статья «Час мужества. Интервью с участником Великой Отечественной войны Юрием Георгиевичем Разумовским о военной поэзии». Эта статья и навела на мысль о проекте «Интервью о военной поэзии».
-
Конспект урока по литературе «Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказу Л.Андреева «Кусака» ) с презентацией 2025
С рассказом Л.Андреева "Кусака" учащиеся знакомятся в 7-м классе. Изучению рассказа отводится 2 часа. Основное внимание на уроке уделяется воспитанию нравственных чувств и качеств.
-
Музейный урок: «Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество». 10-й класс 2025
Цель урока: знать биографию писателя; знать аспекты творчества; уметь работать с текстами разных стилей и жанров.
-
Литературная гостиная «Говорит Ленинград» 2025
Литературная гостиная «Говорит Ленинград» посвящена 82-й годовщине со дня прорыва блокады Ленинграда. В данной работе раскрывается роль радио как единственного средства общения города Ленинграда со страной в годы Великой Отечественной войны. В литературной гостиной показывается роль поэзии, которая приняла на себя благородное бремя почти всего искусства в годы блокады.
-
Роль пейзажа в рассказе Тургенева «Бежин луг» 2025
На уроке учащиеся знакомятся с идейно-художественными и жанровыми особенностями очерка «Записки охотника». Задачи урока: показать взаимосвязь человека и природы в рассказе, их гармонию, а не конфликт; определить роль пейзажа; воспитывать умение видеть красоту русской природы, гордиться своей Родиной.
-
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ 2025
ЕГЭ, ОГЭ сегодня – неотвратимая реальность, и, наверное, каждый из педагогов продумал систему подготовки своих учеников к итоговой аттестации. Неоценимую помощь в этом плане могут оказать учителю информационные и коммуникативные технологии. Прежде чем непосредственно перейти к тому, как я использую ИКТ при подготовке учащихся к экзаменам в новой форме, наверное, есть необходимость немного поговорить о теоретических основах, о создании мультимедийного урока.
-
Читай играя 2025
Представленные упражнения позволяют ребятам учиться сосредотачиваться на задании учителя, увеличить скорость и продуктивность чтения. А ещё – упражнения делают чтение не монотонной скучной рутиной, а очень «живой», интересной игрой.
-
Театрализованная деятельность в детском саду 2025
Цель занятия: развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре, путем освоения более сложных игровых умений и навыков (способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей); закреплять у детей развитие коммуникативных навыков через литературные произведения; создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, воспитывать желание ребенка быть не похожим на других, разбудить его фантазию и максимально реализовать его творческие способности.
-
Формирование читательской грамотности младших школьников при работе с познавательной литературой 2025
Учащимся начальной школы, как правило, предлагается стандартная классификация текстов: текст-описание, текст-рассуждение и текст-повествование. В круг детского чтения, кроме художественной литературы, входит познавательная. Детская познавательная литература, которая в свою очередь делится на научно-художественную и научно-познавательную, включает в себя произведения, которые посвящены популяризации сведений из различных областей знаний – естествознания, истории, техники, физики и многих других. Читательская грамотность – это не просто способность понимать текст. Это ключевое метапредметное умение, формирующееся у младших школьников и находящее свое применение не только в рамках урока, но и во внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни в целом. Достижение педагогом успешного результата в ее формировании – это результат ежедневной кропотливой работы, с учетом особенностей использования технологий обучения, методов и приемов в педагогической практике.
-
Вопросы к повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" 2025
Подготовлены вопросы для проверки усвоения содержания повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
-
«Осужден я на каторге чувств…» Литературный вечер, посвящённый 130-летию со дня рождения С.А.Есенина 2025
Представлен сценарий вечера, посвященного жизни и творчеству С.Есенина.
-
Литературный ринг "Пушкин – это лучшее, что есть в каждом из нас" 2025
Представлен литературный ринг к 225-летию со дня рождения А.С.Пушкина.
-
Гласная буква Ю,ю 2025
Цели урока: познакомить учащихся с йотированной гласной буквой Ю,ю, обозначающей два звука в начале слова и после другой гласной; сформировать понимание обозначения буквой ю показателя мягкости согласного в слиянии; подвести учащихся к открытию функции буквы ю в обозначении двух звуков в словах после мягкого знака.
-
Развитие осмысленного чтения: техники и стратегии для учителя 2025
Осмысленное чтение является одной из ключевых компетенций, необходимых для успешного обучения и личностного развития учащихся. В данной статье рассматриваются техники и стратегии, которые могут помочь учителям начальных классов эффективно развивать навыки осмысленного чтения у детей. Обсуждаются основные подходы к обучению, важность активного вовлечения учеников в процесс чтения, а также предложения по улучшению понимания прочитанного на разных этапах обучения.
-
Романтизм в западноевропейской и русской культуре 2025
Для глубокого изучения искусства разных эпох недостаточно уроков, выделенных программой. Для этого в нашем лицее была разработана система эстетических недель (лекции и практические занятия) для 8–11-х классов, чтобы методом погружения изучать эпоху и различные виды искусства этой эпохи: музыку, живопись, архитектуру, и, наконец, литературу. Занятия проходят в лекционном зале, аудитория – воспитанники 8–11-х классов. Данная разработка – это одно лекционное занятие (2 часа), которое знакомит воспитанников с западноевропейским и русским романтизмом. Материал лекции выстроен с опорой на пройденный материал и предполагает сопоставительный анализ идей классицизма и романтизма.
-
Бинарный урок-проект по географии и литературе "Касаясь трёх великих океанов..." Этнографическое путешествие по России 2025
Фольклор, в переводе, означает «народная мудрость, народное знание». Фольклор – это художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы, т.е. фольклор – это народное историческое культурное наследие любой страны мира.
-
Творчество Эрнеста Теодора Амадея Гофмана 2025
В России всегда любили Гофмана. Образованная молодёжь зачитывалась им по-немецки. В библиотеке А.С.Пушкина стояло полное собрание сочинений Гофмана во французских переводах. Очень скоро появились и русские переводы, например, «История щипцов для орехов», или «Грызун орехов и царёк мышей» — так тогда назывался «Щелкунчик». Трудно перечислить всех деятелей русского искусства, испытавших влияние Гофмана (от Одоевского и Гоголя — до Мейерхольда и Булгакова). И тем не менее, какая-то загадочная сила долго препятствовала изданию всех книг Э.Т.А.Гофмана на русском языке. Только теперь, спустя почти два века, мы можем прочесть знаменитые и незнакомые тексты писателя, собранные и прокомментированные, как то и подобает творениям гения.
-
Методическая система обучения литературе в 10-м классе 2025
Цель: изменение подхода к изучению художественной детали в рамках изучения школьного курса литературы в 10-м классе.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме «А.С.Пушкин "Сказка о попе и работнике его Балде"» 2025
Учитель на уроке знакомит учащихся с особенности литературной сказки.
-
Рождественский музыкальный спектакль по мотивам произведений А.П.Чехова «На деревню, дедушке» 2025
Представлен Рождественский музыкальный спектакль по мотивам произведений А.П.Чехова «На деревню, дедушке».
-
Презентация к уроку литературного чтения "Волшебный мир сказок". 2-й класс 2025
Презентация знакомит учащихся 2-го класса с удивительными сказками А.С.Пушкина.