Русский язык
-
Совершенствование навыков выполнения экзаменационных заданий С (написание сочинения-рассуждения) и В8 (анализ текста, средства выразительности) 2010
Цели урока: совершенствовать навык моделирования сочинения-рассуждения: формулировать проблему, комментировать её, учиться видеть позицию автора, используя при этом подготовительный материал, совершенствовать умение выражать собственное мнение, находить аргументы для его доказательств из литературных произведений.
-
Совершенствование навыков диалогической речи в различных сферах и ситуациях общения 2013
Работа представляет собой методическую разработку урока-практикума по русскому языку в 10-м классе. Её можно использовать как на профильном, так и на базовом уровне преподавания. Учащиеся знакомятся с жанром "интервью", с секретами журналистского мастерства; учатся технике постановки открытых вопросов, применяют на практике навыки диалогической речи.
-
Совершенствование навыков устной речи на уроках русского языка и литературы 2024
Одна из основных задач учителя русского языка и литературы – обучение детей навыкам устной и письменной речи, которые являются главными составляющими развития критического мышления. Развивать устную речь учащихся – значит способствовать тому, чтобы она была более логичной, точной, выразительной и образной. И если логически правильной, точной и содержательной делают речь школьника все уроки понемногу, то выразительность, образность, эмоциональность, связность и интонационная насыщенность приобретаются в большей степени благодаря урокам русского языка и литературы.
-
Совершенствование практических умений, связанных с анализом морфологических норм русского языка 2019
Представлено задание ЕГЭ по русскому языку. Задание 7. Морфологические нормы (образование форм слова).
-
Совершенствование речевой культуры младших школьников на уроках родного языка в процессе овладения лексическими нормами (на основе паронимов) 2009
Перед учителем русского языка стоит задача не только расширить словарный запас ученика, показать ему неисчерпаемые богатства русской речи, законы построения словосочетаний и предложений, но и, что более важно и ценно, добиться от учащихся активного владения богатствами русской устной и письменной речи.
-
Совершенствование синтаксического строя речи учащихся в процессе работы над изложением в 9-м классе 2022
Практической основой синтаксической подготовки является синтаксический анализ исходного текста, который проводится непосредственно перед написанием изложения - речь усваивается, если приобретается способность понимать лексические и грамматические языковые значения. Составной частью такой синтаксической подготовки является также выполнение разного рода упражнений с целью сохранения учащимися синтаксических моделей исходного текста. Это такие упражнения, как составление схем отдельных предложений, объяснение постановки знаков препинания, запись предложений, сходных по конструкции с предложениями исходного текста, повторение синтаксических сведений в процессе языкового разбора.
-
Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики в соответствии с требованиями стандартов нового поколения 2012
Решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограммы. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Следовательно, вопрос формирования орфографической зоркости достаточно актуален в современных условиях обучения.
-
Совершенствование устной речи школьников на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС 2023
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления и интеллекта является речь. Речь появляется в раннем детстве в виде отдельных слов, затем, с возрастом, она постепенно обогащается. Именно в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств. Развитие речи – важная задача учебного процесса.
-
Совершенствование форм контроля и диагностики на уроках русского языка. Тексты с заданиями для практического использования на уроках 2003
Для контроля качества обучения используется два основных способа: текущий контроль и итоговая аттестация. Приведены тексты с заданиями для практического использования в качестве итогового контроля на уроках русского языка. Материал урока развития речи в 7-м классе на тему "Ты и твои друзья" представлен в виде дискуссии с учащимися при обсуждении проблем, возникающих с понятием "Настоящая дружба", "Настоящий друг". Используемый материал помогает вызвать у подростков желание высказаться, поспорить по важнейшим общечеловеческим проблемам.
-
Совместная продуктивная деятельность учащихся и родителей в решении учебных задач 2008
В предлагаемой работе проведена лабораторная работа по русскому языку, включающая задания из разных разделов языкознания. Ее выполнение расширяет рамки учебного предмета, организует самостоятельную познавательную деятельность учащихся с привлечением родителей, способствует формированию учебно-познавательных, информационных и коммуникативных компетенций.
-
Совместная проектная деятельность учителя и ученика на уроках русского языка 2009
Совместная проектная деятельность ученика и учителя с использованием персонального компьютера кардинально отличается от устоявшихся классических технологий: дети не только работают вместе, но и учатся деловому творческому общению. Детям предоставляется возможность для самореализации: проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении задействованы все способности учащихся: аналитические, художественные, коммуникативные. Учителю приходится строго следить за последовательностью слайд-фрагментов, чтобы не нарушать принцип научности: от простого к сложному.
-
Современная дидактическая игра по русскому языку "Банк знаний". 5-й класс 2005
Вашему вниманию представляется описание дидактической игры, разработанной для урока русского языка в 5-м классе. Проведение данной игры по теме "Синтаксис" позволяет не только проверить знания, умения и навыки учащихся, но и формировать коммуникативные способности, поможет учащимся освоить социальные роли, получить представления о современной структуре социума. Игра вызывает понимания и интерес к реальной деятельности взрослых людей в современном мире. Деятельность учащихся направлена на саморазвитие личности, самооценку учебного труда, развивает самостоятельность.
-
Современное состояние русского языка в аспекте теории и методики преподавания русского языка как иностранного в Республике Узбекистан 2023
Узбекистан – это одна из стран Азии, где русский язык имеет важное значение. Он играет ключевую роль в деловом, политическом и культурном сотрудничестве с Россией и другими странами, где русский язык является официальным. Как результат, узбекская система образования широко развивает уровень преподавания русского языка и его методики.
-
Современное состояние русского языка в Таджикистане 2024
Русский язык в Таджикистане – это сложный феномен, отражающий исторические, культурные и социально-экономические процессы. Несмотря на то, что таджикский является государственным языком, русский язык продолжает играть значительную роль в различных сферах общественной жизни. Русский язык в Таджикистане – это динамичный феномен, который требует постоянного изучения и анализа. Сохранение и развитие русского языка является важным фактором для укрепления межкультурных связей, развития образования и науки, а также для интеграции Таджикистана в мировое сообщество.
-
Современные методики работы с текстом на уроках русского языка 2022
Чтение в современном мире имеет ряд особенностей, что не может не отражаться на отборе текстов для уроков русского языка и на необходимости учителю овладевать новыми профессиональными для него компетенциями. Репертуар текстов на уроках русского языка за последнее время значительно расширился. В том числе филологи включают в учебные задания инфографические тексты. Инфографику часто называют текстами будущего. И это не случайно. Такие тексты максимально информативны, мультимедийны, мобильны. Разве это не является признаками современного мира и современного человека?
-
Современные методические приемы написания экзаменационного сочинения-рассуждения как средство развития связной письменной речи обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка 2020
В статье рассматривается сочинение-рассуждение как одна из актуальных проблем современной лингвистики и первостепенная задача учителя русского языка и литературы при подготовке обучающихся к творческой части итоговой экзаменационной работы. Делается попытка проследить тенденции формирования текста сочинения как средства развития связной письменной речи обучающихся.
-
Современные образовательные технологии как ресурс повышения качества знаний (из опыта работы) 2021
Качество образования мы сводим сегодня к качеству обучения. Именно обученность ребёнка, вне зависимости от того, какой подход (знаниевый или компетентностный) признаётся оптимальным, провозглашается главным критерием качества образования. Во всём мире сегодня идёт активный поиск новой модели образования, которая обеспечила бы устойчивое развитие человечества, и проблема качества образования является ключевой как для системы образования, так и для развития любого государства в целом. Образовательные технологии в школе – важный элемент образовательного процесса, влияющий в определённой степени на качество всей системы общего образования. В современной практике образования соседствуют как традиционные, так и инновационные технологии.
-
Современные особенности преподавания русского языка в поликультурной образовательной среде 2021
В нашей школе, которая расположена в г.Ноябрьске, обучаются учащиеся 41 национальности. 30% учащихся составляют азербайджанцы. Для этих учащихся русский язык не является родным. Большинство детей азербайджанцев поступают в первый класс, плохо зная (иногда не зная вообще) русский язык. В рамках муниципальной программы "Русский язык в условиях многонационального состава населения города" администрация школы распределяет детей по классам, исходя из уровня владения русским языком, осуществляя индивидуальный подход к учащимся и основываясь на многолетнем опыте работы по обучению русскому языку. К сожалению, проблема состоит не только в плохом знании русского языка. Это более сложная проблема - социальной и психологической адаптации ученика к новой культуре, новым привычкам, традициям и обычаям, новым ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе. Возникают вопросы: «Как организовать учебный процесс?», «Как вписать в него работу с этими детьми?», «С чего начать?», а самое главное - «Как обучить русскому языку нерусских учащихся?». С тех пор я работаю над проблемой обучения русскому языку детей, для которых русский язык не является родным. Свою работу я начала с изучения трудностей усвоения русского языка как неродного.
-
Современные педагогические технологии в работе учителя 2008
Современный учитель должен изучить разнообразные педагогические технологии, применять на практике их элементы. Уроки планируются на основе принципов личностно-ориентированного обучения: личностное целеполагание; выбор; продуктивность обучения; ситуативность; рефлексия.
-
Современные педагогические технологии на уроках русского языка 2013
Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
-
Современные подходы в преподавании русского языка 2005
В данной статье рассматриваются некоторые подходы в преподавании русского языка, которые развивают у школьников живое воображение, гибкость ума, интерес к родному языку. Наша школа 4-й год работает в режиме эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Сегодня обучение русскому языку и литературе происходит в условиях перехода на профильное обучение в старших классах. В связи, с чем 9-е классы переходят на предпрофильное обучение, где по русскому языку ведется курс "Основы журналистики". Кроме этого вот уже несколько лет в школе ведется кружок любителей русского языка и литературы, что связано со стремлением расширить и углубить знания учащихся по данным предметам, интерес к филологическим наукам. Таким образом, преподавание русского языка и литературы в 10-11 классах по учебному комплексу А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой, работа кружка по предмету, введение предпрофильного курса "Основы журналистики" - все это в комплекте направлено на развитие интереса к родному русскому языку.
-
Современные подходы и методические рекомендации по подготовке обучающихся 9-х классов к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1) 2017
В статье представлены методические рекомендации по подготовке обучающихся 9 классов к написанию экзаменационного сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1): композиция сочинения-рассуждения 15.1; алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему; типовые конструкции (клише); основные ошибки в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему; примеры творческих заданий.
-
Современные подходы к написанию сжатого изложения и сочинения-размышления на ГИА в 9-м классе 2009
В статье дается рекомендация к написанию сжатого изложения и сочинения-размышления и примеры экзаменационных работ. Сочинение-рассуждение и сжатое изложение, предлагаемые в рамках новой формы итоговой аттестации в 9-м классе, имеют целью проверить, насколько учащиеся умеют адекватно понимать прочитанный текст.
-
Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах 2007
В настоящий момент я задаюсь целью исследовать причины орфографических ошибок, которые допускают дети на диктанте.
-
Современные подходы к развитию личности посредством нестандартных форм учебной деятельности младших школьников 2007
Данная работа убеждает, что использование современных подходов к развитию личности посредством нестандартных форм учебной деятельности младших школьников помогает почувствовать каждому ученику свою значимость, быть всегда в поиске, активным, самостоятельным, целеустремлённым, самоорганизующимся.
-
Современные технологии в обучении русскому языку и литературе (технология медленного чтения, технология «выращивания» слов) 2020
Цель работы: внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут сформировать у обучающихся определенные УУД, а также развивать творческие способности школьников. Задачи: углубить представления учителей о действенных современных технологиями; побудить коллег к использованию в практике работы стратегий замедленного чтения и «выращивания» слов.
-
Современные технологии в формировании интереса к изучению русского языка 2011
Рассматриваются следующие технологии: информационно-коммуникационные, технология проектов, технология развития критического мышления, "педагогическая мастерская", технология уровневой дифференциации обучения. Выявляются особенности технологий и их влияние на развитие интереса учащихся к русскому языку.
-
Современные технологии и инновационные формы работы в достижении образовательных результатов обучающимися по русскому языку и литературе 2022
Одним из механизмов, побуждающих учителя к саморазвитию, является инновационная деятельность, т.к. мотивирует педагогов, активизирует самосознание, самообразование, развивает креативные, коммуникативные, рефлексивные и прогностические способности, то есть приводит в состояние напряженной активности педагога-исследователя. Несомненно, одна из наиболее эффективных форм работы, формирующих личность обучающегося, метод проектов. В технологии учебного процесса происходит смещение акцентов на самостоятельность, активность и изобретательность.
-
Современный взгляд на дифференцировнное обучение учащихся 2009
На протяжении всей моей творческой деятельности меня волновали вопросы: "Как добиться того, чтобы каждый учащийся был успешным?" и "Как осуществить эту задачу на уроке, где присутствуют учащиеся с разными возможностями и способностями?"
-
Современный русский литературный язык. Лексика. Учебное пособие для учащихся 7-го класса средней школы 2004
Лексика является одним из первых разделов науки о языке и как предмет изучения входит в курс “Современный русский литературный язык”. Настоящее пособие призвано помочь учащимся в его самостоятельном, творческом, поставленном по-новому изучении основ и конкретных вопросов лексикологии русского языка. Пособие составлено в соответствии с программой курса “Современный русский литературный язык” и представляет собой сборник краткого изложения, где лексика дана в виде таблиц, схем, идеограмм и практических заданий основных вопросов тематического материала образовательного курса для учащихся 7-х классов средней школы. К каждой теме прилагается библиография основной литературы. Чтобы выполнить задания и ответить на вопросы, учащимся необходимо ознакомиться с литературой, к данной теме, потом внимательно изучить таблицы, которые в сжатом виде передают основную сущность того или иного явления лексики, и записать ответ. Предлагаю Вам ознакомиться со 2-ым разделом учебного пособия “Современный русский литературный язык. Лексика. Учебное пособие для учащихся 7 класса средней школы” ( раздел II “Семасиология”, тема “Омонимия”), в котором изучается смысловая сторона различных единиц языка.