Словари русского языка. Урок русского языка. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Учащиеся не знают о том, какие существуют словари, не представляют возможности словарей. В школьной библиотеке много разных словарей, которые зачастую лежат “мёртвым грузом”. Данный урок возник как совместный проект преподавателя русского языка и школьной библиотеки. Работа, начатая на этом уроке, была в дальнейшем продолжена в системе уроков и русского языка, и литературы.

Цель урока: знакомство учащихся 5-х классов с различными видами словарей.

Задачи:

Образовательная – формирования навыка работы со словарём, анализ особенностей построения словарных статей, сравнение разных видов словарей, повторение основных понятий лексики.

Развивающая – развитие внимания, умения анализировать, расширение словарного запаса;

Воспитательная – воспитание интереса к родному языку, любви к книге.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентаций, различные виды словарей.

Возможно проведение урока в библиотеке, столы учащихся лучше переставить в центр, создать нечто вроде “круглого стола”.

Урок сопровождается презентацией, которая наглядно демонстрирует особенности словарных статей различных словарей.

Ход урока

Слайд 2.

Записываем число и тему урока.

Слайд 3

Эпиграфом к сегодняшнему уроку можно взять слова Вольтера “Словарь – это вселенная в алфавитном порядке” (записать)

Ребята, как вы понимаете это высказывание?

Слайд 4

Типы словарей. (Демонстрация полок со словарями в библиотеке.)

Мы же сегодня поговорим с вами о лингвистических словарях.

В течение урока вы должны заполнить таблицу:

Автор.Название словаря.

Какие сведения о слове мы сможем узнать из этого словаря.

Слайд 5.

Самый известный словарь – это “Словарь живого великорусского языка” В.И. Даля. Он содержит 200 000 слов. Морской врач, путешественник, писатель, он в течение всей своей жизни собирал слова, пословицы, поговорки. Больше ста лет словарь Даля удивляет и восхищает читателей, радует точными, яркими народными выражениями.

Слайд 6-7

Изучение словарной статьи. Что мы можем узнать о слове из данной словарной статьи? Автор словаря приводит примеры употребления слов. Обратите внимание, что он активно использует пословицы, поговорки, меткие народные выражения.

Слайд 8.

“Большой толковый словарь современного русского языка” Д.Н. Ушакова содержит всего 18 000 слов. Обратите внимание на то, чем отличается словарная статья в этом словаре от словаря Даля. Какие примеры употребления слов приводит автор?

Слайд 9.

Пожалуй, самым популярным толковым словарём является “Словарь русского языка” С.И. Ожегова. Несмотря на то, что он состоит всего из 1 тома, в нем содержится 53 000слов. Посмотрите на словарные статьи из этого словаря. Какая информация в них содержится? За счет чего в одном томе словаря так много слов?

Сделайте вывод, какую информацию мы можем почерпнуть в толковых словарях.

Слайд 10.

Орфографический словарь дает нам информацию о правописании слова. именно к этому словарю нужно обращаться как можно чаще.

Слайд 11.

Ещё один словарь, к которому мы часто должны обращаться, чтобы проверить произношение, ударение, грамматические формы слова, – это орфоэпический словарь. В нашей библиотеке представлен “Новый орфоэпический словарь русского языка” Т.Ф. Ивановой. (Прочитать слова, обратить внимание на ударение).

Слайд 12.

В “Словаре устаревших слов” вы сможете найти даже иллюстрации. Почему? Что такое устаревшие слова? Обратите внимание на слова, помещённые на слайде. В какой ситуации нам сможет помочь этот словарь?

Слайд 13.

З.А. Потиха “Школьный словарь строения слов русского языка”. Что мы узнаём из словарной статьи этого словаря? В чём нам это может помочь? Зачем мы должны знать, как построено слово?

Слайд 14-15.

“Современный словарь иностранных слов”. Этот словарь поможет разобраться в толковании, словоупотреблении, словообразовании и этимологии заимствованных понятий. Например, о слове “интеллигент” много спорят, вот что о нём говорит словарь.

Слайд 16.

“Словарь омонимов русского языка”. Что такое омонимы? В чём оформление омонимов в словарной статье отличается от оформления значений многозначного слова?

Слайд 17-18.

“Словарь антонимов русского языка”. Какие слова мы называем антонимами? Какую информацию даёт нам словарная статья в этом словаре? Обратите внимание на то, что в качестве примеров словоупотребления автор приводит цитаты из словаря В.И. Даля.

Слайд 19-20.

Этимология – наука о происхождении слов. Эта наука пока ещё для вас не очень известна. Н.М. Шанский создал “Этимологический словарь русского языка”. В отличие от “Словаря иностранных слов” в этом словаре мы можем найти информацию о происхождении привычных нам русских слов. Например, вы не задумывались, от каких слов произошли слова “облако” и “обожать”?

Слайд 21.

“Фразеологический словарь”. Что такое фразеологизмы? Приведите примеры фразеологизмов. Помните, что очень важно знать, что фразеологизмы употребляются в переносном значении. В этом словаре дано не только толкование фразеологизмов, но и приведены примеры словоупотребления из литературных произведений.

Слайд 22-23-24.

В отличие от “Словаря фразеологизмов” в замечательной книге Н.С. Ашукина и М.Г. Ашукиной “Крылатые слова” собраны крылатые слова, литературные цитаты, образные выражения. Они, порой, так прочно вошли в нашу речь и стали её частью, что мы и не знаем, кто их автор. В этой книге собран богатый материал, помогающий определить, из какого произведения пришло к нам выражение или кто его автор. Например, “разбитое корыто”, “три кита”, “птичье молоко”.

Слайд 25.

Существует масса словарей – справочников, дающих какую-то конкретную информацию. Вот только некоторые из них.

Слайд 26.

Мы сегодня познакомились с самыми нужными книгами – словарями. Теперь вы знаете, в каком словаре какую информацию можно искать. Сможете понять, что именно о слове написано. Это поможет вам в дальнейшей работе по многим учебным дисциплинам.

(Чтение стихотворения о словах)

Слайд 27.

А не “утонуть” в этом море слов вам помогут СЛОВАРИ.

Домашнее задание.

Каждый получает индивидуальное задание по словарям. Для его выполнения вы должны будете поработать с разными видами словарей и представить письменное сообщение о результатах своей работы.

Приложение 1. (Презентация к уроку)

Приложение 2. (Индивидуальные задания для домашнего задания).