Русский язык
-
"Вода, вода, кругом вода…" 2008
Представлено интегрированное занятие, призванное показать ученикам, что мир, в котором мы живем, удивительно интересен, многообразен. Он представляет собой единую, целостную систему. Разговор о таком уникальном веществе, как вода, способствует расширению кругозора учащихся, формированию познавательного интереса, развитию устной и письменной речи. Урок рекомендуется проводить как обобщающе-повторительный в начале или в конце учебного года в 7–8-х классах.
-
Внеклассное мероприятие по теме «Как слово наше отзовётся» 2010
Данный материал поможет учителю провести работу по предупреждению сквернословия среди учащихся, показать пагубное влияние грубой речи на здоровье человека, воспитать любовь к родному языку.
-
Внеклассное мероприятие: "Осенняя пора" 2010
Статья представляет собой разработку внеклассного мероприятия в 5–7-x классах. Данный праздник знакомит с изменениями в природе и приметами осени. Мероприятие способствует сплочению классного коллектива.
-
Внеклассное мероприятие. Открытие недели русского языка. Устный журнал: "Животворящий, полный разума русский язык" 2009
Данная разработка представляет собой внеклассное мероприятие, открывающее неделю русского языка. Это устный журнал. Мы перелистываем страницы: «Словари», «Буквы русского алфавита», «Иноязычные слова», «За чистоту устной речи, за правильность и красоту слова».
-
Внеклассное мероприятие. Устный журнал "Путь к слову" 2008
Листая страницы устного журнала, учащиеся знакомятся с историей возникновения русской азбуки, алфавита. Они узнают о роли А.С.Пушкина и В.И.Даля в становлении современного русского языка, о создании словарей русского языка. Устный журнал богат высказываниями, стихотворениями о русском языке, его богатстве и величии. Это позволяет воспитывать в учащихся любовь и уважение к русскому языку. Мероприятие развивает устную речь студентов, делает ее эмоциональной и выразительной.
-
Внеклассное меропрятие для учащихся 5–7-х классов "Последний герой" 2007
Предлагаемый проект внеклассного занятия выстроен в форме праздника-игры "Последний герой", посвященного празднованию Дня защитника Отечества. Нестандартная форма занятия призвана создать ситуацию психологической раскованности, раскрепостить сознание, устранить угрозы возможного отчуждения некоторых ребят от участия в празднике-игре. Важной стороной актуальности предлагаемого проекта выступают возрастные особенности учащихся 5–7-х классов, где будет проводиться праздник-игра.
-
Внеклассные занятия по русскому языку "Откуда пришли слова" 2008
В работе представлено внеклассное занятие по русскому языку для начальных классов из разработанного цикла "Откуда пришли слова", состоящего из конспектов 20 занятий и электронных приложений к ним. Внеклассные занятия направлены на формирование лексического запаса, объяснение современного значения слов и знакомство с их этимологией.
-
Внеклассные мероприятия по русскому языку 2009
Мероприятия позволят развить интерес к русскому народному слову и устному народному творчеству, а также поможгу научиться правильной сценической речи и умению свободно держаться на сцене.
-
Внеурочная работа по русскому языку. КВН "По берегам Лингвинии" 2015
КВН проводится в рамках внеурочных занятий. Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся, расширить представление о богатстве русской речи, обогатить словарный запас детей, закрепить орфографические навыки; формировать коммуникативные умения, развивать логическое мышление, память воображение, творческие способности учащихся; воспитывать интерес и любовь к родному языку, чувство восхищения его выразительными возможностями.
-
Внеурочное занятие по программе с «одаренными детьми». Интегрированное занятие – путешествие по стране Математики и Филологии «Без слов и грамматики не учатся математике» 2019
На базе МКОУ СОШ №14 г. Тайшета разработана инновационная программа «Одаренные дети». Цель урока: развитие познавательного интереса к обучению, вовлечение учащихся в активную практическую деятельность, расширение кругозора учащихся.
-
Внеурочное мероприятие по русскому языку на тему "Лингвистический портрет слова…" 2010
Внеурочное мероприятие поможет учащимся увидеть неповторимость, значимость слова. Исследуя слово, научит их применять полученные ранее знания по русскому языку и по другим предметам. Расширит словарный запас детей, навыки познавательной деятельности через работу с научно-популярной литературой о языке. Воспитает бережное отношение к слову и языку в целом.
-
Внимание, предлоги!. 7-й класс 2011
Это повторительно-обобщающий урок, проведенный в нестандартной форме (заседание клуба знатоков), способствующий повышению уровня познавательной активности и мотивации учащихся.
-
Военно-патриотическое воспитание школьников на уроках литературы и русского языка посредством литературных произведений, основанных на краеведческом материале 2007
В настоящее время проблема военно-патриотического воспитания является очень актуальной. Если раньше решали с помощью октябрят, пионеров, комсомольцев, с помощью конкурсов строя и песни, военно-патриотических слётов, тимуровского движения, то сейчас всё это забыто. К сожалению, и литература уделяет этому вопросу очень мало внимания, так как старые книги утратили свою актуальность, а новые ещё не появились, а те, которые существуют, являются далеко не образцом для подражания. В поисках путей решения этой проблемы и возникла необходимость написания вариативной программы с использованием военной тематики, в которой особое место следует отвести литературным произведениям, основанным на краеведческом материале.
-
Возвратные и невозвратные глаголы 2015
Данный урок является уроком первичного предъявления новых знаний. Цель урока: познакомить учащихся с правилом возвратных и невозвратных глаголов; формировать умение различать возвратные и невозвратные глаголы. На уроке применялись различные формы работы: фронтальная и индивидуальная.
-
Возможности презентации как блок-схемы. Блок-схема "Фонетика" 2014
Сегодня презентации к уроку дают возможность представить тему в динамике, включить моменты исследования в блок-схему, показать сам процесс "развития" лингвистического материала. Представляю коллегам такую презентацию по теме "Фонетика". Её можно использовать как при изучении нового материала, так и при закреплении, подготовке к экзамену в 9-м классе.
-
Возможности программы "Govorilka" и уроки русского языка, литературы 2011
Соматическое здоровье учеников, уровень физической работоспособности через призму эндогенных и некоторых экзогенных факторов (особенно с нарушением зрения) заставляет педагога учитывать особенности памяти, внимания, темпа усвоения, уровня понимания и мн. др. Программа «Govorilka» представляет возможность оказания дифференцированной помощи таким ученикам.
-
Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы 2010
На уроке используются художественные формы рефлексии: эссе, синквейны. В лаконичной форме обучающиеся описывают суть понятия, осуществляют рефлексию на основе полученных знаний. Использование технологии развития критического мышления, ее приемов и методов дает хороший результат, позволяет увеличить объем и качество речевой деятельности обучающихся.
-
Возможности технологии РКМЧП для формирования и развития умения работать с письменным текстом 2010
Обзор опыта применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо на примере работы с учащимися 5–9-х классов.
-
Возможность использования документов совместного редактирования для достижения метапредметных результатов в процессе изучения предметов гуманитарного цикла 2017
В статье рассматриваются возможности использования сервисов сети Интернет, в частности, документов совместного редактирования, для достижения метапредметных результатов обучения. Подробно рассказывается о применении Google-документов (текстовый документ, таблица, презентация) и wiki-страниц, приводятся примеры заданий для организации индивидуальной и групповой работы на уроке и во внеурочное время. Анализируются преимущества и недостатки названных сервисов.
-
Волшебная сила имен прилагательных (конспект урока) 2008
Урок развития речи: "Употребление имён прилагательных в речи". В результате изучения темы формируется устойчивое представление о полифункциональности имён прилагательных, что обуславливает богатые возможности их употребления. В ходе работы ребята знакомятся с основными функциями имен прилагательных в речи: точностью, описательной образностью, эмоциональной оценочностью, стилевой дифференциацией.
-
Воплощение в музыке национально-освободительной идеи: от царя Давида до наших дней 2007
Интегрированный урок по мировой художественной культуре. Межпредметные связи: история, литература, русский язык, иностранные языки, этика, эстетика. Эпиграфом к уроку взяты слова Солера: "Лети же, мысль, на крыльях золотых..." Этим автором написано либретто оперы, принесшей славу Джузеппе Верди. Итальянский вариант названия оперы – "Набукко" – закрепился, возможно, потому, что полное имя героя, давшего ей название, неудобопроизносимо – Навуходоносор. В ней речь идёт о страданиях израильского народа в вавилонском плену. История эта пронизана тайной – это библейская история.
-
Вопрос о модальных словах в русском языке 2020
Модальные слова в вузовской учебной литературе выделяются в качестве особого морфологического класса с середины XX века. В лингвометодической традиции школьных учебников они до сих пор рассматриваются только в синтаксисе, в составе вводных компонентов (слова, словосочетания и предложения), что представляется вполне целесообразным и оправданным ввиду спорности выделения модальных слов как морфологического класса.
-
Вопросы изучения антропонимики на уроках русского языка 2010
Разговор об имени собственном можно вести с ребятами чуть ли не на каждом уроке как русского языка, так и литературы. Работа предполагает познакомить учеников с антропонимической системой русского языка.
-
Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы 2021
В стандарте основного общего образования по русскому языку первой целью изучения русского языка в школе является воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности. В статье рассматриваются примеры из опыта работы по формированию данных понятий о обучающихся с учетом специфики довузовского учебного заведения Министерства обороны.
-
Воспитание гражданственности, патриотизма 2017
В Законе РФ «Об образовании» говорится, что одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье.
-
Воспитание духовности у учащихся через систему внеклассных мероприятий (из опыта работы учителя русского языка и литературы) 2020
Внеклассная работа по литературе способствует формированию различных компетенций, занимает свободное время детей и помогает учащимся найти дело по душе и определиться в жизненном выборе. В ней предусмотрены мероприятия, при проведении которых развивается творческий потенциал учащихся.
-
Воспитание интереса у учащихся к урокам русского языка 2011
Статья является результатом многолетнего поиска и размышления на волнующий вопрос: «Как воспитать интерес у учащихся к изучению русского языка». Для решения этой задачи необходима новизна урока, его необычность, новые приемы, методы и способы подачи нового материала: нестандартные задания, ТРИЗ (теория и решение изобретательных задач), эмоциональная атмосфера на уроках, и самое главное – заинтересованность самого учителя в проведении подобных уроков.
-
Воспитание интереса учащихся к изучению русского языка 2008
В преподавании русского языка особое значение приобретает воспитание интереса к предмету у каждого ребенка. Особенно это важно, когда ты работаешь в многонациональной школе, где русский язык является вторым родным языком. Даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать элементы занимательности и разнообразные игровые моменты.
-
Воспитание любви к сказке как предпосылке приобщения ребенка к чтению 2025
Сказки являются неотъемлемой частью культурного наследия каждого народа. Они передают от поколения к поколению моральные ценности, традиции и обычаи. Воспитывая любовь к сказкам, мы сохраняем связь с нашей культурой и историей. Сказки оказывают значительное влияние на психическое и эмоциональное развитие ребенка. Они помогают детям справляться с тревогой, страхами и другими негативными эмоциями, а также развивают эмпатию и понимание социальных норм. Регулярное чтение сказок способствует развитию речевых навыков, расширению словарного запаса и улучшению понимания структуры повествования. Все это важно для успешного обучения в школе и освоения новых знаний. Сказки стимулируют воображение и творческое мышление. Дети, которые любят сказки, чаще проявляют склонность к творчеству и инновациям, что является важным качеством в современном мире.
-
Воспитание познавательного интереса к родному языку через увлекательное исследование на уроке со словарями в 5-м классе 2012
Воспитывать познавательный интерес к родному языку лучше всего включением каждого учащегося в познавательную деятельность. Заинтересовать его – основная задача, которая ставится на уроке, чтобы разнообразить учебно-воспитательный процесс.