Слово без образа добродетельной жизни не действенно.
Схиархимандрит.
Цель:
Образовательная:
- Помочь учащимся увидеть неповторимость, значимость слова.
- Исследуя слово, учить применять полученные ранее знания по русскому языку и по другим предметам.
Развивающая:
- Развивать речь учащихся, расширяя их словарный запас.
- Навыки познавательной деятельности через работу с научно-популярной литературой о языке.
Воспитательная:
Воспитывать устойчивый интерес к предмету, любовь к родному языку, русской литературе; бережное отношение к слову и языку в целом.
Форма проведения: конкурс исследовательских работ.
Классы: 9-10.
Оборудование:
1. Словари:
- И. С. Ожегов, Н. Ю. Шведова “Толковый словарь русского языка”;
- Н. М. Шанский, Т. А. Боброва “Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов”;
- Д. Н.Ушаков, С. Е. Крючков “Орфографический словарь”;
- В. В. Львов “Школьный орфоэпический словарь”;
- Л. П. Крысин “Школьный словарь иностранных слов”;
- А. Н. Тихонов “Школьный словообразовательный словарь русского языка”;
- В. П. Жуков, А. В. Жуков “Фразеологический словарь русского языка”;
- Л. Р. Львов “Школьный словарь антонимов русского языка” и другие.
2. Компьютер;
3. Интерактивная доска;
4. Проектор.
Ход мероприятия
1. Организационная часть.
- Добрый день!
- Сегодня мы собрались в этом кабинете, чтобы
провести конкурс исследовательских работ на
тему “Лингвистический портрет слова…”.
2. Основная часть:
Слово учителя:
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.
Ребёнок не научился, как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки – это язык.
Подросток идёт в школу. Юноша шагает в институт… целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отражённая в слове необъятно-сложная Вселенная. Через слово он впервые узнаёт о том, чего ещё не видели (а возможно, и никогда не увидят) его глаза.
Слово… Мало кто представляет себе по-настоящему, каково оно, самое простое и обычное человеческое слово, каким неописуемо тонким и сложным творением человека оно является, какой своеобразной (и во многом ещё загадочной) жизнью живёт, какую неизмеримо огромную роль играет в судьбах своего творца – человека. Об этом и о многом другом мы сегодня и поговорим на мероприятии.
У В. А. Солоухина есть замечательное стихотворение “Слово о словах”:
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай - не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.Им можно радости прибавить,
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.Оно одарит иль ограбит.
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
- Задумывались ли вы когда-нибудь, какой
великой силой владеете?
- Какую силу имеет наше слово? Попробуем ответить
на этот вопрос, познакомившись с притчей:
“Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, делает зло и хищением и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии оклеветавший своего друга раскаялся и пришел просить у него прощения. Но тот ему сказал: "Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне". Последний все сделал, как ему было повелено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но повелевший ему сделать это сказал: "Теперь иди собери до единой пушинки", на это клеветник ответил: "Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной". И сказал ему бывший друг: "Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой"” (Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Избранные письма и проповеди, стр. 162).
Учитель: Итак, в чем сила слова?
Ученики: Словом можно спасти, умудрить и
исцелить. Но словом, же можно и посеять зло,
отравить душу, ранить.
Учитель: Изначально Слово было созидательным.
Благим оно должно быть и у нас. Ведь это тот дар,
который вверен нам Самим Богом. С какой
осторожностью надо употреблять его!
Учитель: Каким же должно быть наше слово? Как
необходимо относиться к этому Божьему дару?
Ученик: Слово праздное, вышедшее из уст
человека, уже не возвращается к нему. Оно идет по
умам, по устам многих людей и производит
неисчислимое множество дурных мыслей, чувств и
поступков.
Ученик: Нужно бережно, внимательно
относиться к словам.
Ученик: Подумай, прежде чем сказать: “Зачем я
это говорю? Для чего?”
Ученик: Оно не должно быть злым, осуждающим
Ничего нельзя говорить с целью уязвить ближнего.
Если не спрашивают, не говори. Не торопись с
ответом
Учитель: “Как же жить”? – спросите вы. На
этот вопрос старец Амвросий Оптинский обычно в
шутливом тоне отвечал так: “Жить не тужить,
никого не осуждать, никому не досаждать и всем
мое почтение”.
В наш век всеобщей компьютеризации, к сожалению, падает интерес к слову. Многих больше интересует язык знаков и символов. А ведь наш русский язык - это национальная гордость, большая ценность для каждого, кто считает его своим родным языком. Его нужно беречь, любить, сохранять и защищать.
Вы можете сказать, что вовсе не обязательно знать правила написания и произношения слов, хорошо владеть его языковыми нормами. Ведь мало кто из учащихся впоследствии станет лингвистом, языковедом.
Недостаточно развитая речевая культура снижает рейтинг любого делового человека, каким бы делом он ни занимался. Не будет считаться солидной фирма, где посетителю или партнеру скажут: “Наши жАлюзи более красивее ихних”, “Вам завтра позвОнят, и тогда мы заключим дОговор, у нас их более восьмиста.”
В современной науке появился термин ЛИНГВОЭКОЛОГИЯ, экология слова, языка.
Слово – основная единица языка и речи. Слово многогранно: его можно рассматривать с разных сторон. Фонетика изучает звуковой состав слова, морфемика – его морфемный состав (корень, приставка, суффикс, окончание), в морфологии слово представлено как часть речи, в синтаксисе выясняется роль слова в построении синтаксических единиц.
В “Словаре русского языка” С. И. Ожегова у слова отмечается 9 значений. Первое из них – “единица речи, служащая для выражения отдельного понятия”. Но под это определение не подходят служебные слова, которые выражают отношения между самостоятельными (знаменательными) словами. Остальные значения, выделяемые в этом словаре, связаны с древнерусским смыслом слова, когда оно, кроме основного значения, имело и другое – “речь”. Именно это значение сохранилось в устойчивых выражениях: дар слова, любить родное слово, свобода слова, предоставить слово, взять слово, лишить слова, заключительное слово (докладчика) и др., а также в пословицах: Ветры горы разрушают - слово народы подымает. Для красного словца не пощадит ни матери, ни отца. Доброе слово и кошке приятно. Доброе слово человеку – что дождь в засуху. Доброе слово железные ворота отопрёт и др.
В древнерусском языке значение “слово - речь” было широко распространённым. Сравните, например, названия произведений древнерусской литературы: “Слово о полку Игореве”, “Слово о Законе и Благодати” и др.
В величайшем памятнике древнерусской литературы “Слове о полку Игореве” есть замечательная фраза: “...великий Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное”. Как уместно здесь торжественное слово изронил (а не произнёс, не сказал). Как выразительны определения в сочетании золотое слово, со слезами смешанное.
О слове, сказано много мудрых мыслей (пословиц, поговорок).
- Можете вспомнить?
Учащиеся называют пословицы и поговорки: “Слово - не воробей: вылетит - не поймаешь”; “От хорошего слова душа расцветает”; “За словом в карман не полезет”; “Слова бросает на ветер”; “Слово – серебро, молчание – золото”).
- Сейчас, мы проведём конкурс презентаций на тему “Лингвистический портрет слова…”.
Оценивать конкурс презентаций будет жюри:
Председатель жюри – директор школы Маслова Ольга Романовна;
Члены жюри:
Учитель русского языка и литературы – Умарова
Лариса Алексеевна;
Учитель иностранного языка – Дитяткина Ольга
Сергеевна;
- Презентация “Лингвистический портрет слова – Жизнь!” – представляет ученица 9 класса Миллер Алеся
- Презентация “Лингвистический портрет слова – Мир!” – представляет ученик 9 класса Грищенко Иван.
- Презентация “Лингвистический портрет слова – Родина!” – представляет ученик 9 класса Фокин Павел.
- Презентация “Лингвистический портрет слова – Друг!” – представляет ученица 9 класса Иванова Полина.
- Презентация “Лингвистический портрет слова – Сердце!” –представляет ученик 9 класса Прокофьев Сергей.
- Презентация “Лингвистический портрет слова – Зима!” – представляет ученик 9 класса Русаков Артур.
Примечание:
Все презентации “Лингвистический портрет слова” делались учащимися по плану.
План работы со словом:
- Значение слова (лексическое, грамматическое, ….).
- Изобразительно-выразительные возможности слова.
- Слово в других языках.
- Слово в контексте культуры.
3. Заключительная часть:
Слово учителя:
- Какие знания вы получили на мероприятии?
- Что вспомнили? Какие понятия повторили?
- В заключение нашего мероприятия я хотела бы
подарить Вам памятки:
Памятка.
- Слово – особый дар.
- Произноси слово с осторожностью и благоговением. Не употребляй бранные слова, не осуждай, а прощай недостатки людей.
- Приготовься ответить за каждое свое слово.
- Думай, с какой целью произносишь слово.
- Будь немногословен: “Злые мысли если не найдут выхода через язык, умирают”.
- Молчи, особенно в неприятностях.
- Слово для подведения итогов конкурса предоставляется жюри.
Награждение победителей.
- До свидания!