Цель: cоздание целостной картины мира через анализ поэтического текста, восприятие музыки и живописи.
Задачи.
- Развивать навыки сопоставительного анализа произведений разных жанров.
- Формировать активную читательскую позицию, самостоятельность и творческий потенциал учащихся.
- Воспитывать эстетический вкус, чувство гордости и уважения к традициям русского мирового искусства.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование.
- Портрет (фотография) Ф. И. Тютчева.
- Репродукция картины И. И. Левитана “Золотая осень”.
- Музыкальные произведения П. И. Чайковского (цикл “Времена года”) и А. Вивальди (“Осень”).
План урока.
1. Организационный момент.
1.1. Повторение изученного.
1.2. Фронтальная беседа.
2. Изучение нового материала.
2.1. Чтение и анализ стихотворения.
2.2. Работа с репродукцией картины И.И. Левитана “Золотая осень”.
3. Прослушивание музыкальных фрагментов из произведений П. И. Чайковского и А. Вивальди.
4. Итоги урока.
Ход урока
Слово, в музыку вернись.
О.Мандельштам
1. Организационный момент.
1.1. Повторение изученного.
Сообщения учащихся по индивидуальным заданиям “Какими вы увидели времена года в поэзии Ф.И. Тютчева?”.
Примерные ответы.
У Ф.И. Тютчева много стихов о природе. Пейзажная лирика поэта – скорее повод, чтобы сказать о человеке, о его слиянии с природой:
Не то, что мните вы природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Поэт страстно любит этот живой, чувствующий, одухотворенный мир:
Нет, моего к тебе пристрастья
Я скрыть не в силах, Мать-Земля!
Стихотворения Тютчева музыкальны, живописны и сценичны. И времена года – это мировые действа, которые так любит поэт. “Весенние воды” - прелюдия праздника природы, первые его вестники. Тютчевское лето – чаще всего грозовое: “в душном воздухе молчанье, “как весел грохот летних бурь”, “не остывшая от зноя”. Зимнее “чудо” совершается в состоянии волшебного сна природы. Музыка стихов и строф имитирует магические действия чародейки, которая чертит волшебные круги, кольца, очаровывая, гипнотизируя (“Чародейкою зимою…”).
Новое действие мистерии природы – осень. “Хрустальная прозрачность осени, недолговечность ее дней особенно умиляют поэта. Именно в этих стихах он выразил свои заветные настроения и мысли о человеческом смирении, кротости, красоте жизни.
1.2. Фронтальная беседа.
- Что важно для автора в стихотворении? (Передать мысли и чувства, настроение).
- А задача читателя? (Понять настроение лирического героя).
- Что нужно знать для того, чтобы лучше понять атмосферу, интонацию стихотворения? (Выслушиваются мнения учащихся).
- Какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо?
2. Изучение нового материала.
2.1. Чтение и анализ стихотворения.
Выразительное чтение стихотворения (читает заранее подготовленный ученик).
Аналитическая беседа.
- Какие ощущения передает в этом стихотворении поэт? (Необыкновенное ощущение света, прозрачности, сияния дня и вечера).
- В каких строках поэт выражает легкое, грустное ощущение пустоты и простора? (II и III строфы).
С помощью каких художественных средств создаются картины “осени первоначальной”? Работа в группах (Использование эпитетов, метафор, олицетворений).
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Легкая светлая грусть, спокойствие и умиротворенность, очарованностьхрустальным днем “осени первоначальной”).
- Что позволяет нам слышать осень, улавливать ее запахи? (Аллитерация, ассонанс, которые и создают особую неповторимую музыкальность стихотворения).
- Подумайте, почему это стихотворение без названия? Какова роль первой строки? (Заявлена основная тема).
2.2. Работа с репродукцией картины И.И. Левитана “Золотая осень”.
- Если бы вы были художником, то какие краски использовали бы в своих иллюстрациях?
Обратимся к репродукции картины.
Беседа.
- Как передает художник тишину, покой и лучезарность осеннего дня? (Плавные изгибы очертаний, цвета картины).
- Какие краски выбрал Левитан, чтобы показать “золото осени”? (Теплые краски: желтые, красные, оранжевые, бордовые, коричневые).
- Какие чувства, переданные в стихотворении Тютчева, нашли отражение на картине Левитана? (Красота золотой осени).
Такой увидел осень художник Левитан.
3. Прослушивание музыкальных фрагментов из цикла “Времена года” П. И. Чайковского и А. Вивальди.
- Как мы узнаем мир, с помощью чего? (С помощью зрения – видим, с помощью слуха – слышим, а сердцем – чувствуем).
Обмен мнениями.
- В каких видах искусства может быть запечатлен образ осени? (В музыке, литературе, живописи).
- Как вы думаете, какая бы музыка могла звучать в душе Ф.И. Тютчева, когда он писал стихотворение? Рассуждения учащихся.
4. Итоги урока.