Музыка стиха

Разделы: Литература


Цель: cоздание целостной картины мира через анализ поэтического текста, восприятие музыки и живописи.

Задачи.

  1. Развивать навыки сопоставительного анализа произведений разных жанров.
  2. Формировать активную читательскую позицию, самостоятельность и творческий потенциал учащихся.
  3. Воспитывать эстетический вкус, чувство гордости и уважения к традициям русского мирового искусства.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование.

  1. Портрет (фотография) Ф. И. Тютчева.
  2. Репродукция картины И. И. Левитана “Золотая осень”.
  3. Музыкальные произведения П. И. Чайковского (цикл “Времена года”) и А. Вивальди (“Осень”).

План урока.

1. Организационный момент.

    1.1. Повторение изученного.

    1.2. Фронтальная беседа.

2. Изучение нового материала.

2.1. Чтение и анализ стихотворения.

2.2. Работа с репродукцией картины И.И. Левитана “Золотая осень”.

3. Прослушивание музыкальных фрагментов из произведений П. И. Чайковского и А. Вивальди.

4. Итоги урока.

Ход урока

Слово, в музыку вернись.
О.Мандельштам

1. Организационный момент.

1.1. Повторение изученного.

Сообщения учащихся по индивидуальным заданиям “Какими вы увидели времена года в поэзии Ф.И. Тютчева?”.

Примерные ответы.

У Ф.И. Тютчева много стихов о природе. Пейзажная лирика поэта – скорее повод, чтобы сказать о человеке, о его слиянии с природой:

Не то, что мните вы природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Поэт страстно любит этот живой, чувствующий, одухотворенный мир:

Нет, моего к тебе пристрастья
Я скрыть не в силах, Мать-Земля!

Стихотворения Тютчева музыкальны, живописны и сценичны. И времена года – это мировые действа, которые так любит поэт. “Весенние воды” - прелюдия праздника природы, первые его вестники. Тютчевское лето – чаще всего грозовое: “в душном воздухе молчанье, “как весел грохот летних бурь”, “не остывшая от зноя”. Зимнее “чудо” совершается в состоянии волшебного сна природы. Музыка стихов и строф имитирует магические действия чародейки, которая чертит волшебные круги, кольца, очаровывая, гипнотизируя (“Чародейкою зимою…”).

Новое действие мистерии природы – осень. “Хрустальная прозрачность осени, недолговечность ее дней особенно умиляют поэта. Именно в этих стихах он выразил свои заветные настроения и мысли о человеческом смирении, кротости, красоте жизни.

1.2. Фронтальная беседа.

- Что важно для автора в стихотворении? (Передать мысли и чувства, настроение).

- А задача читателя? (Понять настроение лирического героя).

- Что нужно знать для того, чтобы лучше понять атмосферу, интонацию стихотворения? (Выслушиваются мнения учащихся).

- Какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо?

2. Изучение нового материала.

2.1. Чтение и анализ стихотворения.

Выразительное чтение стихотворения (читает заранее подготовленный ученик).

Аналитическая беседа.

- Какие ощущения передает в этом стихотворении поэт? (Необыкновенное ощущение света, прозрачности, сияния дня и вечера).

- В каких строках поэт выражает легкое, грустное ощущение пустоты и простора? (II и III строфы).

С помощью каких художественных средств создаются картины “осени первоначальной”? Работа в группах (Использование эпитетов, метафор, олицетворений).

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Легкая светлая грусть, спокойствие и умиротворенность, очарованностьхрустальным днем “осени первоначальной”).

- Что позволяет нам слышать осень, улавливать ее запахи? (Аллитерация, ассонанс, которые и создают особую неповторимую музыкальность стихотворения).

- Подумайте, почему это стихотворение без названия? Какова роль первой строки? (Заявлена основная тема).

2.2. Работа с репродукцией картины И.И. Левитана “Золотая осень”.

- Если бы вы были художником, то какие краски использовали бы в своих иллюстрациях?

Обратимся к репродукции картины.

Беседа.

- Как передает художник тишину, покой и лучезарность осеннего дня? (Плавные изгибы очертаний, цвета картины).

- Какие краски выбрал Левитан, чтобы показать “золото осени”? (Теплые краски: желтые, красные, оранжевые, бордовые, коричневые).

- Какие чувства, переданные в стихотворении Тютчева, нашли отражение на картине Левитана? (Красота золотой осени).

Такой увидел осень художник Левитан.

3. Прослушивание музыкальных фрагментов из цикла “Времена года” П. И. Чайковского и А. Вивальди.

- Как мы узнаем мир, с помощью чего? (С помощью зрения – видим, с помощью слуха – слышим, а сердцем – чувствуем).

Обмен мнениями.

- В каких видах искусства может быть запечатлен образ осени? (В музыке, литературе, живописи).

- Как вы думаете, какая бы музыка могла звучать в душе Ф.И. Тютчева, когда он писал стихотворение? Рассуждения учащихся.

4. Итоги урока.