"Музыка в жизни и творчестве И.С. Тургенева". Интегрированный урок литературы и музыки

Разделы: Литература, Музыка


Цели:

  • обучающая: показать внутреннюю связь произведений И. С. Тургенева;
  • развивающая: показать роль музыки в жизни и творчестве писателя;
  • воспитывающая: воспитывать любовь к искусству.

Оборудование:

Материально-техническое обеспечение:

  • портреты И. С. Тургенева, П. Виардо, М. Огиньского; (см. в Приложении )
  • репродукция картины Б. М. Кустодиева «Яков-Турок поёт» («Певцы»);
  • тексты художественных произведений И. С. Тургенева;
  • магнитофон;
  • аудиозапись арии Розины из оперы «Севильский цирюльник»;
  • фортепиано.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II.

Учитель литературы: Изучение творчества Ивана Сергеевича Тургенева без урока, на который вы сегодня пришли, было бы невозможно. Талант не живёт в одиночку. Знакомясь с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, мы узнали, что он был замечательным художником. Ломоносов – известный учёный, физик. Антон Павлович Чехов совместил в себе дар писателя, драматурга, врача… Список этот можно ещё продолжать…

Знакомясь с творчеством Ивана Сергеевича Тургенева, вы убедитесь, что понятия «ТУРГЕНЕВ» и «МУЗЫКА» неразделимы. Итак, сегодняшний урок мы назовём «Музыка в жизни и творчестве великого писателя И. С. Тургенева.

Учитель музыки: Маленький Тургенев со своим приятелем, тёзкой, дворовым мальчиком Ваней Кубышкиным, часто убегал в село Спасское, чтобы полюбоваться деревенским праздником и послушать пение крестьянских девушек, увидеть их весёлые хороводы. Лёжа в густых зарослях орешника между господским садом и деревней, мальчики часами наблюдали за событиями на деревенской улице, прислушивались к словам полюбившихся песен, запоминая их мелодии. Музыкальный слух у ванечки Тургенева был изумительным.

Пройдёт много лет, и Тургенев, пленённый творчеством Полины Виардо в итальянской опере, всё-таки верен останется народным мотивам.

Студентом Петербургского университета Иван Сергеевич часто посещает музыкальные вечера и концерты, оперные и драматические спектакли.

Тургенев с детских лет, будучи неизменным поклонником и ценителем музыки, часто испытывал настоящий музыкальный голод. Тогда он подходил к фортепиано и одним - двумя пальцами проигрывал любимую мелодию и подпевал высоким тонким голосом, не соответствующим ни его росту, ни широкой богатырской натуре. Обладая безукоризненным музыкальным слухом, он улавливал самую ничтожную ошибку, любой фальшивый звук. Музыкальная память его вызывала изумление у современников.

III.

Учитель литературы: С многих страниц его книг «звучат» то народная песня, то вдохновенно исполняемые героями произведения классиков.

У вас было задание: в произведениях, которые мы прочитали в этом году и ранее, найти отрывки, где прослеживается музыкальная тема: пение, разговор о музыке, игра на музыкальных инструментах.

(Учащиеся читают отрывки из произведений И. С. Тургенева.)

  1. Роман «Рудин», глава 3, со слов «Я вижу фортепьяно, – начал Рудин…» до слов «… Пандалевский кончил.»
  2. Роман «Накануне», глава 3, со слов «У Берсенёва в комнате стояло фортепьяно…» до слов «…останавливаясь и замирая на уменьшенных септимах.»
  3. Роман «Дворянское гнездо», глава 4, со слов « Я не мог найти здесь увертюру Оберона…» до слов «…и поэзия, и гармония одинаково восхитительны!..»
  4. Роман «Отцы и дети», глава 16, со слов «Катя неохотно приблизилась к фортепьяно…» до слов «…А ведь недурно играет эта барышня, и сама она недурна.»
    Этот эпизод читается на фоне исполняемой учителем на фортепиано «Фантазии ре минор» В. Моцарта.

  5. Роман «Дворянское гнездо», глава 34, со слов «…Вдруг ему почудилось, что в воздухе над его головою…» до слов «… они сами пылали любовью».
  6. Повесть «Ася», глава 9 (о вальсе).
  7. «Записки охотника», рассказ «Певцы», со слов «Яков помолчал, взглянул кругом…» до слов «…и увидал, что победа была его…»

Учитель музыки: В последнем отрывке говорится об исполнении песни «Не одна во поле дороженька». Эта русская народная песня принадлежит к протяжным песням, которые исполнялись в любое время, когда человеку нужно было излить в песне своё горе. В них рассказывалось о смерти в чужом краю, о тяжёлой женской доле, о разлуке с любимым, о трудной солдатской службе. Само содержание таких песен требовало протяжной распевной мелодии. В них употреблялись слова-распевы, слова-обрывы, междометия (ох, ах, ой). Всё это помогало донести смысл песни.

Учитель литературы: Ребята, а хотели бы вы услышать эту песню? Представьте Притынный кабачок-избушку… Мы посетители-слушатели.

Учителем музыки исполняется acapella песня «Не одна во поле дороженька».

Не одна-то ли, да одна,
Ай, во поле дорожка,
Во поле дороженька.

Не одна-то ли дороженька,
Ай, дорожка пролегала,
Она пролегала.
Эх, частым ельничком доро…
Ай, дорожка зарастала,
Она зарастала.

Молодым-то ли да горьким,
Ай, горьким осинничком
Её заломало.

Как по той ли по дороженьке,
Ай, по той ли по дорожке
Нельзя ни проехать,
Ой, да ни проехать, ни пройти…

Учитель литературы: Яков-турок, спев эту песню, выиграл спор.

Писатель предпочёл песне рядчика с украшениями, напоминающими искусство итальянских певцов, русскую протяжную песню.

IV.

(Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение И.С. Тургенева): 

Я помню сам старинный, грустный сад,
Спокойный пруд, широкий, молчаливый…
Я помню: волны мелкие дрожат
У берега в тени плакучей ивы;
Я помню – много лет назад –
Я в том саду хожу в траве высокой
(Дорожки все травою поросли),
Заря так дивно рдеет… Блеск глубокий
Раскинулся от неба до земли…
Хожу, брожу задумчивый, усталый,
О женщине мечтаю небывалой…

Учитель музыки: Этой женщиной стала знаменитая французская певица Полина Виардо. Осенью 1843 года Тургенев впервые услышал её пение (в опере «Севильский цирюльник» Виардо исполняла партию Розины) и был буквально околдован её необыкновенным голосом и артистизмом.

С этой минуты вся жизнь Тургенева, его талант, богатство были положены к ногам этой женщины.

Послушайте арию Розины из оперы Д. Россини «Севильский цирюльник».

(Звучит запись.) 

Учитель литературы: Писатель уезжает вслед за Полиной из России во Францию. Музыкальные и литературные «утренники» в парижском доме Виардо были популярны не одно десятилетие, и одним из активнейших участников литературных чтений и благодарнейшим слушателем был Иван Сергеевич Тургенев.

В 1865 году в Баден-Бадене, в доме Виардо, на музыкальных утренниках играли выдающиеся пианисты, среди которых были Брамс, Рубинштейн. Тургенев был автором либретто к опереттам, которые сочиняла Полина Виардо.

1875 год, Париж. В доме на улице Друэ по-прежнему царила артистическая атмосфера. По четвергам здесь устраивались концерты с благотворительной целью, музыкальные «утра», литературные чтения. В них участвовали русские и французские писатели, музыканты, художники. Тургенев читал свои произведения. Полина Виардо исполняла русские романсы. Вспоминали, что, когда она пела романс П. И. Чайковского «И больно, и сладко», Тургенев «совершенно воодушевлялся». Художник В. Д. Поленов рассказывал, как «Иван Сергеевич стоял в углу и прямо рыдал».

V.

Учитель музыки: Романс – это лирическая песня с сопровождением. Чем же отличается романс от песни? Грань между этими двумя жанрами не всегда легко провести, но, как правило, в романсе мы слышим более тесную детальную связь музыки и поэтического текста. Романс в переводе означает «песня любви». Это своеобразная исповедь души, в нём отражаются чувства и настроения композитора и поэта: любовь, ревность, томление, душевный порыв.

(В исполнении учителя музыки и учителя литературы звучит романс «Утро туманное»)

Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные, страстные речи,
Взгляды так жадно, так робко ловимые.
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное, далёкое,
Слушаю ропот колёс непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое…

Учитель литературы: Все слышали этот романс, но мало кто знает, что слова написаны И. С. Тургеневым. Называлось его стихотворение «В дороге». Музыку написал Абаза. Романс Тургенева – песнь любви к милой сердцу Родине нашей, дорогой великому русскому писателю и нам, его потомкам.

Тема дороги звучит и в другом его произведении. Стихотворение так и называется «Дорога».

(Ученик выразительно читает стихотворение).

Туда, туда, в раздольные поля,
Где бархатом чернеется земля,
Где рожь, куда ни киньте вы глазами,
Струится тихо мягкими волнами,
И падает тяжёлый, жёлтый луч
Из-за прозрачных, белых, круглых туч.
Там хорошо; там только – русский дома;
И степь ему, как родина знакома,
Как по морю, гуляет он по ней –
Живет и дышит, движется вольней;
Идет себе – поет себе беспечно
Бегут, бегут несвязные слова.
Приподнялась уж по следу трава…
Ему другой вы не сулите доли –
Не хочет он другой, разумной воли.

В стихотворении «Деревня», которое только что прозвучало, чувствуется мотив дороги, дороги, которая, как надеялся Тургенев, приведет его на родину.

Учитель музыки: Тема родины звучит и в музыкальном произведении современника Тургенева, польского композитора Михаила Клеофаса Огиньского…

Этот полонез называется «Прощание с родиной». Автор был вынужден покинуть Польшу, и это произведение было первым, написанным им на чужбине. В нём мы слышим и нежные чувства любви и тревоги за судьбу своей страны.

VI.

Учитель литературы: Наш урок подходит к концу. Прежде, чем подвести итоги, давайте вместе подумаем: какой же вывод можно сделать из услышанного и увиденного? Мы постарались пройти еще раз всю жизнь Ивана Сергеевича Тургенева и убедились, что на каждом этапе его жизни музыка была рядом.

На уроке прозвучали стихи, отрывки из произведений И. С. Тургенева, музыка известных композиторов.

VII. Итог урока.

Приложение.