Цель: познакомить учащихся с жанром басни, где музыка является главным действующим лицом; дать понятие «квартет», «ноктюрн».
Задачи:
- Подчеркнуть взаимосвязь музыки и литературы;
- Обратить внимание учащихся на то, что оба искусства рождены жизнью.
Оборудование: Компьютерная презентация:
- портрет И.А. Крылова, А.П. Бородина;
- иллюстрации к басне «Квартет», иллюстрации к басне Кукрыниксов, картинка с изображением струнно-смычковой группы симфонического оркестра и струнного квартета;
- таблица «Жанровые особенности басен»;
- карточки с понятием «квартет», «ноктюрн»;
- книга Г.Левашевой «Музыка и музыканты»;
- грамзапись басни «Квартет», запись 111 части 2-го квартета А.П.Бородина.
Эпиграф:
-
«Нет музыки, которая более походила бы на разговор, чем истинный квартет»
А.П. Бородин -
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать»
И.А. Крылов
Ход урока
Слово учителя: Прошу вас, ребята, продолжить крылатые выражения, которые вы когда-нибудь слышали или хорошо знаете:
ВИКТОРИНА
- Ты все пела? Это дело…
- А вы, друзья, как ни садитесь…
- Кукушка хвалит петуха…
- Чем кумушек считать трудиться…
- Ах, Моська,…
Строки из каких произведений вы услышали и продолжили?
Кто автор этих строк?
Да, это Иван Андреевич Крылов, великий русский баснописец. Его портрет перед вами.
Поэт М. Исаковский писал:
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
О баснях, в которых автор употреблял крылатые выражения, пойдет речь на уроке, тема которого «Музыка и литература». И, обращаясь к жанру басни, мы проследим, существует ли взаимосвязь музыки и литературы, действительно ли эти оба искусства рождены жизнью.
Но сначала давайте вспомним, что называется басней? (Ответы учащихся)
Вывод: Басня – эпический жанр, небольшое повествовательное произведение в стихах или прозе. Эпос – род литературы, в котором повествуется о героях и событиях.
Вопросы к учащимся:
- Что еще характерно для басенного жанра?
- Кто чаще является героями басен? (растения, животные и предметы)
- А кого автор подразумевал под животными и растениями?
- Как называется такое свойство басен? (аллегория или иносказание)
Работа с таблицей.
БАСНЯ – ЭТО | Небольшой рассказ (чаще стихотворный) состоит из двух частей: основное повествование и мораль (нравоучение). Аллегорическая форма (иносказание), сатирическое изображение. Герои – чаще животные и растения. Олицетворение (перенос свойств человека на неодушевленные предметы). |
Диалог. Использование устаревшей и просторечной лексики. Лаконизм. Афористичность языка (афоризм – краткое изречение, выражающее глубокую мысль). Особенный басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь. |
Учитель: А сейчас я предлагаю вам послушать басню И.А. Крылова «Квартет», чтобы на ее примере проследить жанровые особенности.
После прослушивания грамзаписи следует инсценированное исполнение басни.
Учитель:
- Сколько же действующих лиц в этой басне?
- Каких животных сделал Крылов своими героями?
- Как вы думаете, случаен ли выбор таких героев?
Вывод: Мартышка – егоза, непоседа, неусидчивая, проказница, а музыка требует усидчивости и терпения. Осел и Козел ассоциируются с глупостью, ограниченностью. Мишка неуклюжий, неповоротливый. Может ли он играть лапами, да еще и косолапыми?!
Анализ басни:
- Какой глагол употребляет автор, называя решение героев создать квартет?
- Подберите синонимы к глаголу затеяли.
- Почему среди множества синонимов баснописец подобрал именно это слово?
- Какие же еще действия произвели герои басни, затеяв сыграть квартет?
- В чем же причина неудачи, почему квартет «нейдет на лад»? Кто первый предложил выход из неприятной ситуации?
Задание: прочитайте слова Мартышки так, чтобы остальные участники квартета ее послушались и поверили, что надо пересесть.
- Но и Мартышка, невзирая на свою уверенность, оказалась неправа. Кто же еще из героев точно знал, что нужно сделать?
Задание: прочитайте слова Осла так, как будто вы делитесь с друзьями открытием.
- Почему все обрадовались появлению Соловья?
- Подумайте, с какой интонацией мог бы произнести эту просьбу каждый из участников квартета. Скажите это от их имени.
- А теперь все участники скажите это хором, вместе, сохраняя нужную интонацию.
Вывод:
- Хор получился неудачный, голоса звучат вразнобой.
- В чем же Соловей, оказавшись в роли наставника и учителя, пытается убедить горе-музыкантов?
- Как вы считаете, реплика Соловья – это поучение, приговор «музыкантам» или насмешка над ними?
- Прочитайте те слова басни, в которых заключена мораль. В каких жизненных ситуациях уместно применить эту мораль?
- В чем иносказательный смысл басни?
Ребята, мы истолковали басню. А сейчас, пользуясь таблицей, докажите, что крыловский «Квартет» относится к басенному жанру.
Вывод: На примере басни мы увидели, что у Крылова воедино слилась речь поэтическая и разговорная, увидели умение автора смеяться и негодовать вместе с персонажами, смотреть на жизнь их глазами, увидели, что автор умело «щипал недостатки», которые наблюдал в обществе.
А великий критик В.Г. Белинский писал: «Басни Крылова – сокровищница русского слова, остроумия и юмора». Вы найдете в них пословицы и поговорки, прибаутки и музыку.
Рассматривая взаимосвязь музыки и литературы на примере басен, мы должны ответить на вопрос: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»
Проверка домашнего задания
Вам было дано задание подготовить отрывки из басен, в которых мы встречаемся с музыкой.
Откройте тексты. Читаем название басни и фрагмент, связанный с музыкой.
- Что объединяет эти басни?
- Как мы можем их назвать? (музыкальными).
Ну а самой музыкальной является, конечно, «Квартет».
Вам было дано задание выписать значение слова «квартет».
- Что такое квартет?
Работа с экраном
Квартет (от латинского – четыре) – ансамбль из четырех музыкантов.
Учитель:
- Я предлагаю вам послушать фрагмент басни в грамзаписи и ответить на вопросы:
- Можно ли назвать это музыкой?
- На каких инструментах играли звери? (скрипки, альт, бас-виолончель)
- К какой группе симфонического оркестра они относятся? (струнно-смычковой)
- Какой инструмент не называется Крыловым? (контрабас, он не входит в состав струнного квартета, а басом Крылов называет виолончель).
На экране изображение инструментов симфонического оркестра.
Задание: рассмотреть струнно-смычковую группу.
Мартышка первая предложила «музыкантам» поменяться местами. Вероятно, она где-то слышала. Что надо как-то по-особенному садиться.
Действительно, чтобы квартет лучше звучал и музыканты хорошо слышали друг друга, надо садиться следующим образом (на экране изображение струнного квартета).
А давайте посмотрим, как изобразил «Квартет» Крылова творческий коллектив графиков и живописцев, который называется «Кукрыниксы». Название своей группе художники дали по первым слогам своих фамилий: КУПРИЯНОВ, КРЫЛОВ. СОКОЛОВ.
Иллюстрация на экране:
- Можно ли назвать рисунок сатирическим?
- Почему звери изображены такими непривлекательными?
- Что хотели этим сказать художники?
Обратите внимание, что ни один зверь не держит правильно инструмент.
- В чем же смысл басни?
(«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье!»)
УМЕНИЕ + ТРУД = МАСТЕРСТВО, которое важно в любом деле, особенно в искусстве.
Учитель: Да, так отчитать невежд мог только настоящий музыкант. И этим музыкантом был… Думаете, Соловей? В том-то и дело, что не только Соловей. Сам Крылов. Великий баснописец был очень хорошим музыкантом и, что особенно важно, больше всего любил играть в квартете.
Современники вспоминают, что обычно он брал на себя партию альта. И хотя этот инструмент нельзя назвать главным, ведущим в этом составе, все же именно Крылов часто оказывался руководителем квартета. К его чутким, верным замечаниям нельзя было не прислушаться, его тонкому музыкальному вкусу нельзя было не доверять.
А сейчас я предлагаю вам послушать настоящий струнный квартет русского композитора 19 века А.П.Бородина, замечательного музыканта и ученого. Химия и музыка неразрывно господствовали в его душе. Музыка не покидала его даже во время лекций, и тогда на доске вместе с формулами он рисовал нотные линейки с записями новых мелодий. Иногда, покинув лабораторию, химик превращался в музыканта, и по коридору неслись стройные и чудесные звуки его волшебной музыки.
СЛУШАЕМ ФРАГМЕНТ 2 КВАРТЕТА.
- О чем рассказывает музыка?
- Какая она по настроению?
После ответа ученикам предлагается дополнительно выбрать слова, соответствующие настроению в музыке.
На столах карточки со словами-признаками из «Словаря эстетических эмоций» Ражникова.
- Какие инструменты солируют? (скрипка и виолончель).
Квартет состоит из 4-х частей.
Мы послушаем фрагмент из III части, которая называется «Ноктюрн».
Проверка домашнего задания: выписать из словаря слово «ноктюрн».
- Что же такое ноктюрн?
На экране: Ноктюрн (от французского – ночной) – напевная лирическая пьеса печального, мечтательного характера. Произведение, музыка которого создает образ ночи.
Послушайте, как об этом пишет Галина Левашева в своей книге «Музыка и музыканты». «Вторая скрипка и альт сыграли два вступительных аккорда аккомпанемента, и не успел еще отзвучать, затихнуть второй аккорд, как запел глубокий, густой, как цвет черного бархата, голос виолончели. Медленно плывет над залом мелодия, полная какой-то особой «ночной» красоты. Она так прекрасна, что мы забываем обо всем, что слышали и чем только что наслаждались. Такая музыка покоряет сразу же. В этой мелодии и тихая задумчивость, и в то же время взволнованность, страстность, ночная глубина, волнующий ночной покой.
Замер, как бы растворяясь в воздухе, голос виолончели, и та же мелодия родилась в высоком, звенящем голосе скрипки. Кажется, что ее окутало серебристое сияние луны, осветило призрачным голубоватым светом… Снова и снова повторяется мелодия. Меняется только ее сопровождение, то спокойное, то почти тревожное. Перекликаются голоса. Какую-то часть мелодии спела скрипка, а продолжает ее виолончель. Иногда. Словно робея, пробует спеть кусочек мелодии альт, и снова разливается бархатный голос виолончели и серебристый – скрипки. Это как игра света и тени, когда облака, бегущие по ночному небу, скрывают луну. И тогда все погружается в глубокий мрак, то проплывает мимо, и снова серебристый холодноватый свет мерцает на листьях деревьев. На дорожках ночного сада. И вот в последний раз, прощальным приветом, звучат отголоском красавицы-мелодии, и замирающий протяжный аккорд завершает одно из великолепнейших созданий Бородина – Ноктюрн Второго квартета».
Слушаем музыку повторно.
Ребята, вспомните произведения русских композиторов, которые близки по настроению «Ноктюрну»? (М.Глинка «Жаворонок», С.Рахманинов, Вокализ).
Итог:
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Какой вывод мы можем сделать о взаимосвязи музыки и литературы? Что произошло бы с баснями, если бы не было музыки?
Вывод: Музыка и литература взаимно обогащают друг друга. Если бы не было музыки, то многие басни не появились бы.