Музыка и литература. Музыкальные басни

Разделы: Литература, Музыка


Цель: познакомить учащихся с жанром басни, где музыка является главным действующим лицом; дать понятие «квартет», «ноктюрн».

Задачи:

  • Подчеркнуть взаимосвязь музыки и литературы;
  • Обратить внимание учащихся на то, что оба искусства рождены жизнью.

Оборудование: Компьютерная презентация:

  • портрет И.А. Крылова, А.П. Бородина;
  • иллюстрации к басне «Квартет», иллюстрации к басне Кукрыниксов, картинка с изображением струнно-смычковой группы симфонического оркестра и струнного квартета;
  • таблица «Жанровые особенности басен»;
  • карточки с понятием «квартет», «ноктюрн»;
  • книга Г.Левашевой «Музыка и музыканты»;
  • грамзапись басни «Квартет», запись 111 части 2-го квартета А.П.Бородина.

Эпиграф:

  • «Нет музыки, которая более походила бы на разговор, чем истинный квартет»
    А.П. Бородин

  • «Люблю, где случай есть, пороки пощипать»
    И.А. Крылов

Ход урока

Слово учителя: Прошу вас, ребята, продолжить крылатые выражения, которые вы когда-нибудь слышали или хорошо знаете:

ВИКТОРИНА

  • Ты все пела? Это дело…
  • А вы, друзья, как ни садитесь…
  • Кукушка хвалит петуха…
  • Чем кумушек считать трудиться…
  • Ах, Моська,…

Строки из каких произведений вы услышали и продолжили?

Кто автор этих строк?

Да, это Иван Андреевич Крылов, великий русский баснописец. Его портрет перед вами.

Поэт М. Исаковский писал:

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

О баснях, в которых автор употреблял крылатые выражения, пойдет речь на уроке, тема которого «Музыка и литература». И, обращаясь к жанру басни, мы проследим, существует ли взаимосвязь музыки и литературы, действительно ли эти оба искусства рождены жизнью.

Но сначала давайте вспомним, что называется басней? (Ответы учащихся)

Вывод: Басня – эпический жанр, небольшое повествовательное произведение в стихах или прозе. Эпос – род литературы, в котором повествуется о героях и событиях.

Вопросы к учащимся:

  • Что еще характерно для басенного жанра?
  • Кто чаще является героями басен? (растения, животные и предметы)
  • А кого автор подразумевал под животными и растениями?
  • Как называется такое свойство басен? (аллегория или иносказание)

Работа с таблицей.

БАСНЯ – ЭТО Небольшой рассказ (чаще стихотворный) состоит из двух частей: основное повествование и мораль (нравоучение).
Аллегорическая форма (иносказание), сатирическое изображение.
Герои – чаще животные и растения.
Олицетворение (перенос свойств человека на неодушевленные предметы).
Диалог.
Использование устаревшей и просторечной лексики.
Лаконизм.
Афористичность языка (афоризм – краткое изречение, выражающее глубокую мысль).
Особенный басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам послушать басню И.А. Крылова «Квартет», чтобы на ее примере проследить жанровые особенности.

После прослушивания грамзаписи следует инсценированное исполнение басни.

Учитель:

  • Сколько же действующих лиц в этой басне?
  • Каких животных сделал Крылов своими героями?
  • Как вы думаете, случаен ли выбор таких героев?

Вывод: Мартышка – егоза, непоседа, неусидчивая, проказница, а музыка требует усидчивости и терпения. Осел и Козел ассоциируются с глупостью, ограниченностью. Мишка неуклюжий, неповоротливый. Может ли он играть лапами, да еще и косолапыми?!

Анализ басни:

  • Какой глагол употребляет автор, называя решение героев создать квартет?
  • Подберите синонимы к глаголу затеяли.
  • Почему среди множества синонимов баснописец подобрал именно это слово?
  • Какие же еще действия произвели герои басни, затеяв сыграть квартет?
  • В чем же причина неудачи, почему квартет «нейдет на лад»? Кто первый предложил выход из неприятной ситуации?

Задание: прочитайте слова Мартышки так, чтобы остальные участники квартета ее послушались и поверили, что надо пересесть.

  • Но и Мартышка, невзирая на свою уверенность, оказалась неправа. Кто же еще из героев точно знал, что нужно сделать?

Задание: прочитайте слова Осла так, как будто вы делитесь с друзьями открытием.

  • Почему все обрадовались появлению Соловья?
  • Подумайте, с какой интонацией мог бы произнести эту просьбу каждый из участников квартета. Скажите это от их имени.
  • А теперь все участники скажите это хором, вместе, сохраняя нужную интонацию.

Вывод:

  • Хор получился неудачный, голоса звучат вразнобой.
  • В чем же Соловей, оказавшись в роли наставника и учителя, пытается убедить горе-музыкантов?
  • Как вы считаете, реплика Соловья – это поучение, приговор «музыкантам» или насмешка над ними?
  • Прочитайте те слова басни, в которых заключена мораль. В каких жизненных ситуациях уместно применить эту мораль?
  • В чем иносказательный смысл басни?

Ребята, мы истолковали басню. А сейчас, пользуясь таблицей, докажите, что крыловский «Квартет» относится к басенному жанру.

Вывод: На примере басни мы увидели, что у Крылова воедино слилась речь поэтическая и разговорная, увидели умение автора смеяться и негодовать вместе с персонажами, смотреть на жизнь их глазами, увидели, что автор умело «щипал недостатки», которые наблюдал в обществе.

А великий критик В.Г. Белинский писал: «Басни Крылова – сокровищница русского слова, остроумия и юмора». Вы найдете в них пословицы и поговорки, прибаутки и музыку.

Рассматривая взаимосвязь музыки и литературы на примере басен, мы должны ответить на вопрос: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»

Проверка домашнего задания

Вам было дано задание подготовить отрывки из басен, в которых мы встречаемся с музыкой.

Откройте тексты. Читаем название басни и фрагмент, связанный с музыкой.

  • Что объединяет эти басни?
  • Как мы можем их назвать? (музыкальными).

Ну а самой музыкальной является, конечно, «Квартет».

Вам было дано задание выписать значение слова «квартет».

  • Что такое квартет?

Работа с экраном

Квартет (от латинского – четыре) – ансамбль из четырех музыкантов.

Учитель:

  • Я предлагаю вам послушать фрагмент басни в грамзаписи и ответить на вопросы:
  • Можно ли назвать это музыкой?
  • На каких инструментах играли звери? (скрипки, альт, бас-виолончель)
  • К какой группе симфонического оркестра они относятся? (струнно-смычковой)
  • Какой инструмент не называется Крыловым? (контрабас, он не входит в состав струнного квартета, а басом Крылов называет виолончель).

На экране изображение инструментов симфонического оркестра.

Задание: рассмотреть струнно-смычковую группу.

Мартышка первая предложила «музыкантам» поменяться местами. Вероятно, она где-то слышала. Что надо как-то по-особенному садиться.

Действительно, чтобы квартет лучше звучал и музыканты хорошо слышали друг друга, надо садиться следующим образом (на экране изображение струнного квартета).

А давайте посмотрим, как изобразил «Квартет» Крылова творческий коллектив графиков и живописцев, который называется «Кукрыниксы». Название своей группе художники дали по первым слогам своих фамилий: КУПРИЯНОВ, КРЫЛОВ. СОКОЛОВ.

Иллюстрация на экране:

  • Можно ли назвать рисунок сатирическим?
  • Почему звери изображены такими непривлекательными?
  • Что хотели этим сказать художники?

Обратите внимание, что ни один зверь не держит правильно инструмент.

  • В чем же смысл басни?

(«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье!»)

УМЕНИЕ + ТРУД = МАСТЕРСТВО, которое важно в любом деле, особенно в искусстве.

Учитель: Да, так отчитать невежд мог только настоящий музыкант. И этим музыкантом был… Думаете, Соловей? В том-то и дело, что не только Соловей. Сам Крылов. Великий баснописец был очень хорошим музыкантом и, что особенно важно, больше всего любил играть в квартете.

Современники вспоминают, что обычно он брал на себя партию альта. И хотя этот инструмент нельзя назвать главным, ведущим в этом составе, все же именно Крылов часто оказывался руководителем квартета. К его чутким, верным замечаниям нельзя было не прислушаться, его тонкому музыкальному вкусу нельзя было не доверять.

А сейчас я предлагаю вам послушать настоящий струнный квартет русского композитора 19 века А.П.Бородина, замечательного музыканта и ученого. Химия и музыка неразрывно господствовали в его душе. Музыка не покидала его даже во время лекций, и тогда на доске вместе с формулами он рисовал нотные линейки с записями новых мелодий. Иногда, покинув лабораторию, химик превращался в музыканта, и по коридору неслись стройные и чудесные звуки его волшебной музыки.

СЛУШАЕМ ФРАГМЕНТ 2 КВАРТЕТА.

  • О чем рассказывает музыка?
  • Какая она по настроению?

После ответа ученикам предлагается дополнительно выбрать слова, соответствующие настроению в музыке.

На столах карточки со словами-признаками из «Словаря эстетических эмоций» Ражникова.

  • Какие инструменты солируют? (скрипка и виолончель).

Квартет состоит из 4-х частей.

Мы послушаем фрагмент из III части, которая называется «Ноктюрн».

Проверка домашнего задания: выписать из словаря слово «ноктюрн».

  • Что же такое ноктюрн?

На экране: Ноктюрн (от французского – ночной) – напевная лирическая пьеса печального, мечтательного характера. Произведение, музыка которого создает образ ночи.

Послушайте, как об этом пишет Галина Левашева в своей книге «Музыка и музыканты». «Вторая скрипка и альт сыграли два вступительных аккорда аккомпанемента, и не успел еще отзвучать, затихнуть второй аккорд, как запел глубокий, густой, как цвет черного бархата, голос виолончели. Медленно плывет над залом мелодия, полная какой-то особой «ночной» красоты. Она так прекрасна, что мы забываем обо всем, что слышали и чем только что наслаждались. Такая музыка покоряет сразу же. В этой мелодии и тихая задумчивость, и в то же время взволнованность, страстность, ночная глубина, волнующий ночной покой.

Замер, как бы растворяясь в воздухе, голос виолончели, и та же мелодия родилась в высоком, звенящем голосе скрипки. Кажется, что ее окутало серебристое сияние луны, осветило призрачным голубоватым светом… Снова и снова повторяется мелодия. Меняется только ее сопровождение, то спокойное, то почти тревожное. Перекликаются голоса. Какую-то часть мелодии спела скрипка, а продолжает ее виолончель. Иногда. Словно робея, пробует спеть кусочек мелодии альт, и снова разливается бархатный голос виолончели и серебристый – скрипки. Это как игра света и тени, когда облака, бегущие по ночному небу, скрывают луну. И тогда все погружается в глубокий мрак, то проплывает мимо, и снова серебристый холодноватый свет мерцает на листьях деревьев. На дорожках ночного сада. И вот в последний раз, прощальным приветом, звучат отголоском красавицы-мелодии, и замирающий протяжный аккорд завершает одно из великолепнейших созданий Бородина – Ноктюрн Второго квартета».

Слушаем музыку повторно.

Ребята, вспомните произведения русских композиторов, которые близки по настроению «Ноктюрну»? (М.Глинка «Жаворонок», С.Рахманинов, Вокализ).

Итог:

  • Что нового узнали сегодня на уроке?
  • Какой вывод мы можем сделать о взаимосвязи музыки и литературы? Что произошло бы с баснями, если бы не было музыки?

Вывод: Музыка и литература взаимно обогащают друг друга. Если бы не было музыки, то многие басни не появились бы.