Цели:
- выявить первичное восприятие поэмы. Обозначить основной конфликт произведения;
- определить роль художественной детали в характеристике личности героев и в оценке эпохи;
- развить творческое воображение учащихся и интерес к культурно-историческому наследию.
Оборудование: репродукции картин Васнецова и Репина, карточки с надписями «Художники» и «Скульпторы», листы со схемой экспозиции.
ХОД УРОКА
1. Объявление темы и задач урока (слово учителя): Здравствуйте, ребята! Сегодня я вас приглашаю принять участие в заседании художественного совета, на котором вы выступите в роли настоящих творцов: художников и скульпторов, создающих свои художественные произведения, которые станут частью нашей будущей музейной экспозиции. В душе, я думаю, каждый из нас художник, и сегодня появится возможность это показать.
Как вам известно, самые важные моменты в жизни отдельного человека или целой страны люди стремятся как можно дольше сохранить в памяти, чему способствует появление мемориалов, музеев. И нередко они посвящены писателям и их произведениям, которые особенно полюбились народу. Бывает такое, что памятник посвящают даже отдельному герою: например Илье Муромцу (былинному герою), Тому Сойеру, Русалочке и др. Мы же сегодня попытаемся создать музейную экспозицию, посвященную целому произведению русского поэта и писателя Михаила Юрьевича Лермонтова.
Мы поделимся впечатлениями о прочитанном произведении и представим, какие его эпизоды могли бы вдохновить на создание таких произведений искусства, как картины и скульптуры, поэтому понадобится ваша помощь в проектировании целой композиции, которая помогла бы будущим посетителям нашего музея понять суть поэмы и почувствовать переживания героев и автора.
Конечно же, нам не обойтись без составления специального словаря эпохи Ивана Грозного, помогающего познакомиться с речью тех времен, в которой отразились особенности жизни Руси XVI века.
Перед Вами схема нашей будущей экспозиции.
Что будет находиться на месте условных значков – решать вам. Давайте перенесем схему в тетрадь.
2. Жанровые особенности поэмы (беседа)
– Итак, ключиком к любому произведению является … ? (Название.)
Ученик читает название вслух.
Учитель:В названии к своему
произведению Лермонтов сразу обозначил его жанр
– «Песня…». Как вы считаете, для чего народ
сочинял песни и продолжает сочинять и любить их
до сих пор? (Чувства и переживания народа часто
выражаются в песнях.)
– Что же хотел автор сказать, выбирая такой
«жанр» для своей поэмы? (Он выступает не только с
личными переживаниями, но и с переживаниями
целого народа.)
– Какие элементы песни автор использовал в своем
произведении?
3. Роль зачина
Учитель читает наизусть зачин.
Беседа.
– От чьего имени ведется повествование?
(Гусляры.)
– Что они собой представляли и к какому сословию
принадлежали? (В словарик записывается слово
«гусляр» и его значение.)
– Как они относятся к своей песне? Какая похвала
самая ценная? (Рады, что народ ею «тешился».)
– Видно, затронула сердечные струны народа эта
песня, значит, важно будет отметить в нашей
экспозиции, что по жанру поэма необычная – песня.
Как мы можем это сделать? (Предлагают варианты
художники и скульпторы. Пример: картина
«Гусляры». Заполняется план-схема, экспонат № 1.)
– Посмотрим, почему же так полюбилась песня
народу?
4. Изображение Москвы эпохи правления Ивана Грозного в поэме Лермонтова
– Чем интересно повествование гусляров
нам – жителям 21 века? (Перечисление явлений того
времени, акцентируется внимание на понятии
«опричнина».)
Сообщение об опричнине, подготовленное
заранее учеником. (В период царствования Ивана
Грозного вся страна была разделена на две части:
в «земщине» продолжали существовать
старинные государственные учреждения,
«мешавшие» править царю. В «опричнине» (от слова
«опричь», то есть «кроме») «земские» порядки не
функционировали и царь правил безраздельно.
Угодные царю бояре и дворяне получали в
опричнине земли, неугодные же – высылались. Иван
Грозный создал преданное ему войско, состоявшее
из опричников. Земские не могли въезжать на
территорию опричнины, верные же «слуги» царя
наездами грабили и разрушали земские дома,
наводили на земских ужас. Песья голова – знак
собачьей преданности своему государю, а метла
обозначала готовность вымести всю «измену» из
государства.
При поддержке опричников царь погрузил свой народ в пучину страха, многих казнил, при этом не всегда искал подтверждений своим подозрениям в «неверности». Спустя годы, правда, упразднил опричнину и запретил использовать это слово, но это не стерло из памяти людей ужасные воспоминания об эпохи правления Ивана Грозного.) (Запись значения слова «опричнина» в словарик.)
Беседа.
– В каких эпизодах мы подробно знакомимся с
опричниной? (Сцена пира и кулачного боя.)
– Какие предметы быта показывают, как жили
опричники? (Золотой ковш, дубовый стол, вино
сладкое, заморское, парчовый кафтан, шапка
соболиная, сабля закаленная, дары драгоценные.)
– Почему именно эти предметы выбрал для
изображения пира автор?
(Показать роскошь, богатство опричников.)
– Почему же для изображения царской Москвы
Лермонтов использует диалог, а не повествование
от 3-го лица, без реплик, лишь с описанием
происходящего? (Речь героев раскрывает жизненные
принципы опричников.)
– Какова же жизненная позиция приближенных царя?
Что для них важно в жизни? Перед тем как
ответить, ученики зачитывают слова опричника. (Властвовать,
подчинять жизнь и людей себе.) Записываются в
словарик слова «кручиниться», «кафтан»,
указывается их значение.
– Произведение какого вида искусства и жанра
смогло бы показать Москву именно такой, какой ее
изображает Лермонтов? Использовали ли бы вы
образы природы? (Выясняется роль пейзажа в этом
эпизоде. Словесное рисование панорамы Москвы
опричников.) (Заполняется схема – описывается
экспонат № 2.)
– Во всех ли сценах Москва предстает именно
такой? В каких эпизодах мы знакомимся с иной
столицей? (Купеческая Москва.)
– Кто населяет эту Москву? Чем живут эти люди? Что
для них самое ценное в жизни? (Купцы-трудяги,
хранители традиций патриархальной Москвы.) (Запись
в словарик слова «патриархальный», дается
толкование.)
– Прочитайте описание дома купца, как оно
помогает понять характеры героев? (Запись в
словарик слова «образ» – икона.)
– Какой пейзаж сопровождает описание этой
Москвы? Почему он тоже мрачен? (Предчувствие
трагедии.)
– Какой же мы изобразим Москву купеческую на
второй панораме в нашей экспозиции? (Предложения
художников и скульпторов.)
– Как вы считаете, в каком месте зала можно будет
поместить этот экспонат? Почему? (Позиция № 8.)
5. Столкновение двух систем миропонимания (конфликт произведения)
– В какой момент возникает ощущение, что
столкновение Кирибеевича и Калашникова
неминуемо?
– Что в поведении Кирибеевича и Калашникова
говорит о том, что они станут участниками
поединка друг против друга?
– Какими вы изобразили бы этих героев и где
поместили свои произведения? (Образ
Кирибеевича воссоздают скульпторы, Калашникова
– художники. Экспонаты №№ 3 и 7.)
– Появилось ли у вас при чтении первых двух
частей ощущение, что эта история закончится
трагически? Почему оно возникло? (Во многом этому
способствовал пейзаж, а также позиция царя.)
6. Образ царя. Его место в музейной экспозиции
1. Слово учителя: Личность царя привлекала художников разных эпох, настолько сильным оказалось его влияние на жизнь государства. Н.М. Карамзин в своем труде «История государства Российского» писал: «Имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений… хвалился милостию и щедростию, обогащая любимцев достоянием опальных бояр и граждан; хвалился правосудием, карая вместе, с равным удовольствием и заслуги, и преступления…»
2. Беседа: Рассмотрим репродукции известных художников и попробуем определить, что хотели авторы подчеркнуть в облике царя (Художники работают с картиной Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», скульпторы – с картиной Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный».)
Учащиеся делятся впечатлениями от увиденного.
– Что в облике Ивана Грозного подчеркнул
Лермонтов? В каких строках поэмы это проявилось?
– Какую из этих картин вы бы использовали в
нашей экспозиции? И почему?
– Какое место заняла бы эта картина в нашей
экспозиции? ( Экспонат № 9.)
7. Обобщение
– А на чьей же стороне народ, которому
полюбилась песня?
– Какой эпизод это подтверждает?
(Описание могилы купца.)
– За что же так полюбилась эта песня народу?
– Три места в нашей экспозиции мы пока оставим
свободными. Зачем? Я скажу позже.
А сейчас давайте подумаем, как можно назвать нашу экспозицию, чтобы отразить отношение автора к тому, о чем говорится в поэме, а также позицию читателей, либо для того, чтобы показать, в чем суть поэму. (Возможные варианты «Противостояние», «Трагедия, не сломившая народный дух» и т.д.)
8. Домашнее задание
Художникам и скульпторам предлагается продолжить работу над экспозицией: описать три экспоната, которые они поместили бы на позиции №№ 4, 5, 6. Продолжить и закончить начатый на уроке словарик эпохи, описанной в поэме.