Цель:
- изучение любовной лирики С.А.Есенина в развитии;
- раскрытие её духовного потенциала;
- развитие творческого воображения учащихся;
- обучение исполнительскому анализу стихотворений.
Оборудование:
- мультимедийная установка,
- презентация.
Учитель. Тема сегодняшнего урока - “Музы Сергея Есенина ”.
Цель нашего урока: продолжить знакомство со сведениями из биографии Есенина, которые нашли отражение в его творчестве. А помогать нам будет компьютер. Посмотрите на экран и запишите тему. (Проецируется на экран портрет Есенина, тема урока)
I. Своеобразно отношение Сергея Есенина к новой послереволюционной деревне и России. Во-первых, поэту казалось, что новая жизнь, при которой родные поля оглашаются механическими звуками “железного коня”, нарушает извечную гармонию человека с природой, что навсегда уходит избяная, патриархальная Русь. Не столько неприязнь к “чугуну и железу”, сколько жалость к тому, что безвозвратно уходит, звучит в стихотворениях. Особенно в стихотворении “Я последний поэт деревни…”.
Во-вторых, понятно, что великий поэт не мог оставаться в стороне от жизни. Какой же выход он находит? Есенин испытывает чувство горького сожаления, что стал чужим для новой деревни. Умом понимает, а сердцем не принимает. Он видит: жизнь на родине идет не так, как он себе представлял. Есенин перестает оплакивать уходящую Русь, стремится преодолеть отъединение от народа, строящего новую жизнь.
Мы говорили о любви Есенина к Родине, но слово “любовь” многозначно. Это и любовь к природе, и любовь к матери, к близким, и любовь к женщине. ( На экране – портрет С.Есенина с матерью).
Считается, что чувство любви к матери неразделимо с чувством любви к Родине. Алла Марченко пишет, что Есенин шепотом признавался: “Я Россию очень люблю. И мать свою люблю” и тосковал по дому.
Наделенная от природы недюжинным умом, удивительной красотой, чудесным песенным даром, Татьяна Федоровна, мать поэта, обладала мастерством исполнения русских народных песен. Далеко за околицей родного села шла слава о ней как о замечательной песеннице. Любовь к матери, к ее проникновенным песням Есенин сохранил и пронес через всю жизнь.
Ученик читает стихотворение Сергея Есенина “Письмо матери”. (Учащиеся обмениваются впечатлениями о стихотворении)
II. 1. Учитель. У каждого поэта была своя Муза, вдохновляющая его на создание прекрасных стихотворений о любви: у А.С.Пушкина – Анна Петровна Керн, Наталья Николаевна Гончарова; у Ф.И.Тютчева – Елена Александровна Денисьева, у М.Ю.Лермонтова – Варвара Александровна Лопухина. Сегодня мы будем говорить о Музах Сергея Есенина. Тему любви в лирике поэта представим в развитии, особое внимание обратим на тех женщин, роль которых значительна в создании произведений.
Ваша задача: записать основные этапы в тетради. Кроме того, перед каждым из вас – таблица с именами Лидии Ивановны Кашиной, Августы Миклашевской, Шаганэ Тальян и Галины Бениславской. Под каждой фамилией в процессе урока запишите названия стихотворений, строчки из них, посвященные этим женщинам. Задание понятно? В конце урока записи проверим.
I этап – ранний – этап творчества. Записываем. Уже в этих стихах звучит тема любви. В основном эти произведения – фольклорно-поэтического характера. “Хороша была Танюша”, “Темна ноченька, не спится…”.
II этап – это 1918-1919 годы. В стихотворениях о любви обозначались уже чисто есенинские мотивы, сливающие воедино поэзию любви с поэзией природы, передающие высокую одухотворенность чувства и его целомудренность.
1)Именно в этот период Есенин создает одно из самых знаменитых стихотворений, которое называется “Зеленая прическа”. А посвящено оно Лидии Кашиной. (Портрет Л.И.Кашиной проецируется на экран). Первая женщина, оставившая глубокий след в душе и творчестве поэта. Кто же она такая? Послушаем сообщение.
Сообщение ученицы.
Лидия Ивановна Кашина – владелица барской усадьбы в Константинове. Она была женщиной образованной, знавшей несколько европейских языков, красивой. При ней барская усадьба в Константинове преобразилась – Лидия Ивановна любила развлечения, верховую езду. Спектакли. На одно из таких представлений был приглашён С.А.Есенин, гостивший в то время у матери. Когда Есенин перешагнул порог помещичьего дома, он был поражён – его встретила статная женщина в расцвете женской красоты. На прелестном лице с высоким лбом светились умом лучистые глаза. Есенин стал частым гостем в доме с мезонином, принадлежавшем Кашиной. После Октябрьской революции Кашина отдала своё поместье Советской власти и переехала в Москву, где стала работать секретаршей, переводчицей. Там они с Есениным встречались.
В начале 1925 года он пишет поэму “Анна Снегина”, где прообразом героини была Кашина.
Учитель. А кто из вас был в Константинове? Расскажите о своих впечатлениях от дома Кашиных. (Ответ). (Виды Константинова – на экране)
Учитель. Впоследствии Л.И. Кашина станет прообразом Анны Снегиной в одноименной поэме.
Сегодня на уроке будет звучать много стихотворений. В конце урока ответьте, чье чтение вам понравилось больше всего и почему. А также не забывайте работать с таблицей. Теперь послушаем само стихотворение.
Ученица читает наизусть стихотворение “Зеленая прическа”.
Учитель. А теперь найдите это стихотворение в сборнике и выпишите наиболее важные строчки, затем прочитайте их (“открой, открой мне тайну”, “полюбил печальный твой предосенний шум”, “здесь слёзы лил пастух”, “прощай, моя голубка, до новых журавлей”.)
2) Учитель. Один из ближайших друзей поэта, литератор Георгий Устинов, писал, что элементы эротики совершенно отсутствовали в стихах Есенина.
Положение круто изменилось в цикле “Москва кабацкая”, который относится к третьему этапу, так называемой “душевной сумятице” поэта. Вспомним, какая женщина в этот период была рядом с Есениным? (Айседора Дункан). (Проецируется портрет). В чем отличие этих стихов от предыдущих и последующих? (Ученики отвечают: “Резкая смена интонаций, словаря, самого обращения к женщине. Дергающийся ритм, вульгарная лексика, озлобленный цинизм.”)
Учитель. Да, здесь любовь попрана, низведена до плотского чувства, женщина обезображена, сам герой деморализован. Примером является стихотворение “Пой же, пой…” Я прочитаю только часть этого стихотворения. (Учитель читает).
Любовь. Какова она в этом стихотворении? Выпишите слова, характеризующие любовь и женщину. (Любовь – “зараза”, “чума”). А какова женщина? (“Молодая красивая дрянь”).
Одним из подобных полуэпатажных стихотворений, где достигает предела вульгарность, является стихотворение “Сыпь, гармоника. Скука…Скука…”. Прочитаете его самостоятельно. Хочу только сказать, что прерываемая буйством тоска лишь в конце сменяется ноткой жалостливого раскаяния: “Дорогая, я плачу, прости… прости”.
Вспомните, какова причина появления подобных вульгарных строк? (Нужно по-человечески понять Есенина. Что делает человек, когда ему плохо? Предел отчаяния находит выражение в вульгарности).
Так бы и потонуло все это в пьяном угаре, если бы не прорывы к чистой душевности, не пронзительные нотки раскаяния, которые слышатся почти в каждом из стихотворений этого цикла.
IV этап. Возвращение из-за границы, разочарование буржуазной действительностью и разрыв с богемой сыграли огромную роль в духовной жизни Есенина. Явственно отразилось это в стихах о любви – в цикле “Любовь хулигана” (конец 1923 года).
Поэт посвятил его актрисе камерного театра Августе Миклашевской. (На экране – портрет). В этот цикл входит 6 стихотворений. Назовите их, посмотрите в сборник.
Ответы учеников. (“Заметался пожар голубой”, “Ты такая же простая, как все…”, “Пускай ты выпита другим…”, “Дорогая, сядем рядом…”, “Мне грустно на тебя смотреть…”, “Вечер темные брови насопил…”.)
Учитель. Настоящий шедевр любовной лирики поэта – это стихотворение “Заметался пожар голубой”. Послушайте его. Отметьте про себя наиболее яркие образы.
Каковы же исходные мотивы этого цикла? Выпишите в 2 столбика.
Чтение стихотворения учеником наизусть.
Работа с текстом.
Яркие образы |
Основные чувства, мотивы |
Пожар голубой Запущенный сад Глаз злато-карий омут Сердцем упорным Волос цветом в осень _________________________________ Сожаление |
Отрекаюсь скандалить Разонравлюсь Умеет любить Забыл Отрекаюсь скандалить ________________________________ Очищение |
Что вы выписали? (Ответы)
Учитель. Да, исходные мотивы этого цикла – сожаление о растраченных днях, отречение от кабацкого прошлого, очищение через любовь. Поэт осуждает то, что было не любовью, а дурной страстью, похмельным бредом, бессмысленной лихостью. Он призывает на помощь любовь возвышенную, чистую, которая воспитывает в человеке преданность и постоянство.
Мечта о такой любви – сквозной мотив любовной лирики Есенина последних лет.
Итак, V этап. 1924-1925 годы. Этот этап можно разделить на 2 части.
а) На Кавказе. Есенин создает цикл лирических стихов “Персидские мотивы”. Музой становится Шаганэ Нерсесовна Тальян. (Портрет проецируется на экран).
Послушаем сообщение об этой женщине. Не забывайте делать записи.
Сообщение ученика.
Кавказ издавна волновал воображение Есенина. Ведь с Кавказом были связаны славные имена русской поэзии – Грибоедова, Пушкина, Лермонтова. Есенину, который всем своим существом ощущал себя наследником и продолжателем этих великих русских поэтов, казалось крайне важным и в этом последовать их примеру – поехать на Кавказ. В начале сентября 1924 года Есенин уехал из Москвы в Баку. В середине декабря Есенин познакомился с батумской школьной учительницей армянкой Шаганэ Нерсесовной Тальян. О характере их отношений ничего не известно, но уже через два дня после их знакомства Есенин написал стихотворение “Шаганэ ты моя, Шаганэ” - честь, которой удостаивались весьма немногие женщины. Есенин вспоминал Шаганэ и в других стихотворениях, вошедших в цикл “Персидские мотивы”. Её имя фигурирует в стихотворении “Ты сказала, что Саади целовал лишь только в грудь”. Конечно, ей же, Шаганэ Тальян, посвящено знаменитое стихотворение “Никогда я не был на Босфоре…”. И в стихотворении “В Хороссане есть такие двери…” Есенин вновь обращается к Шаганэ, называя её именем Шага. И, наконец, в одном из стихотворений, завершающих цикл “Персидские мотивы”, Есенин в последний раз упоминает Шаганэ.
Можно утверждать, что мало кто из женщин Есенина оставил в его поэзии такой заметный след, как никому не известная бакинская учительница Шаганэ Тальян.
Учитель. А сейчас звучит стихотворение, посвященное ей, - “Шаганэ ты моя, Шаганэ!”. Чтение стихотворения наизусть.
Какие строчки выписали? (Ответы: “Шаганэ ты моя, Шаганэ!”, “дорогая, шути, улыбайся”, “не буди только память во мне”, “на тебя она страшно похожа”, “может, думает обо мне”, “про волнистую рожь при луне”).
Учитель. 2-ая половина V этапа. Последний год жизни. Он связан с Галиной Бениславской. (Портрет проецируется на экран). Кто она? Сообщение.
Сообщение ученицы.
Галина Артуровна Бениславская была девушка неординарная. Необычной была её внешность. Галя, по воспоминаниям современников, среднего роста, с тёмными косами, с зелёными в очень густых ресницах глазами под широкой чертой бровей, тоже очень густых. Лицо взволнованное, умное.
Она была девушкой образованной, современной, ходила на поэтические вечера. На одном из таких вечеров в Политехническом музее она заметила Есенина. Вскоре они познакомились. Случилось это в 1920 году. Она влюбилась. И началась, по словам Галины Бениславской, сказка, которая длилась до июня 1925 года. “Всё же это было такое, чего можно и не встретить не только в такую короткую, но и в очень длинную и удачную жизнь,” - говорила она впоследствии.
Галя Бениславская была девушкой неглупой, достаточно самокритичной, и она понимала, что недостаточно красива, чтобы завлечь такого красавца, как Сергей Есенин. Но какой-то внутренний голос подсказывал ей, что она может быть ему полезна и таким путём сможет завоевать его.
Галина Артуровна Бениславская любила Есенина пылкой и самоотверженной любовью, готова была на любое самрпожертвование, на всё – ради него.
Жизнь Гали Бениславской после смерти Есенина уже не могла наладиться. Последняя запись в её дневнике: “…Лучше смерть, нежели горестная жизнь или постоянно продолжающаяся болезнь… Ну, отсрочила на месяц, на полтора, а считала, что лучше смерть, нежели…”
В декабре 1926 года в годовщину смерти Есенина Галина Артуровна Бениславская покончила с собой на могиле поэта на Ваганьском кладбище в Москве, оставив записку: “3 декабря 1926 года. Самоубилась здесь, хотя и знаю, что после этого ещё больше собак будут вешать на Есенина. Но и ему и мне это всё равно. В этой могиле для меня всё самое дорогое…”.
Учитель. Есенин посвятил Бениславской несколько стихотворений, одно из самых ярких – это “Собаке Качалова”. Василий Иванович Качалов – известный актёр, народный артист СССР, был другом Сергея Александровича Есенина.
Чтение стихотворения наизусть учеником.
Учитель. А какие строчки выписали?
III. Вывод. Какие же женщины сыграли огромную роль в появлении замечательных стихотворений о любви. При ответе пользуемся таблицей. А чьё чтение вам понравилось больше всего? (Обмен впечатлениями, рецензирование).
Задание на дом: написать эссе “Одна из Муз Сергея Есенина” и выучит наизусть одно из стихотворений, прозвучавших на уроке.
Учитель. Спасибо всем и особо компьютеру, который помогал нам в усвоении нового материала.