Музыка. Кассета “Нет, я не Байрон”
Выходят ведущие.
Ведущие:
15 октября 2004 года исполнилось 190 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова.
Наш литературный поэтический вечер посвящен его памяти.
Музыка. Полонез.
Танцующие.
Звук выстрела.
Чтец:
“Смерть поэта” (отрывок).
Ведущий:
27 Января 1837 года на дуэли с Дантесом был смертельно ранен Пушкин. К моменту смерти Пушкина 29 января уже весь Петербург твердил наизусть строчки Лермонтова:
“Погиб поэт, невольник чести…”
Именно эти дни стали началом стремительного и рокового отсчета жизни Михаила Юрьевича Лермонтова.
Ведущий:
Ему оставалось прожить всего четыре с половиной года. За это время ему предстояло стать великим поэтом, достойным преемником Пушкина, сделаться легендой Кавказской войны и так же как Пушкин погибнуть на дуэли.
Звучит романс “Парус”.
В истории короткой жизни и гибели Лермонтова есть какая-то тайна, неуловимая предопределенность, рок. Он страдал более, чем жил.
Лермонтов:
Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя по конец.
В слезах угасла мать моя.
От них остался только я.
Лермонтов:
Ужасная судьба отца и сына
Жить разно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь.
На родине …
Ведущие:
Родился Л. В Москве, у Красных ворот, в 1814 году. Детские годы провел в имении бабушки Тарханы, в Пензенской губернии.
Лермонтов: (Звучит мелодия Сен-Санс “Лебедь”)
…И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится – и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.
И странная тоска теснит уж грудь мою…
Ведущий:
Разносторонняя одаренность Лермонтова проявилась очень рано. Он играл на скрипке, хорошо рисовал, лепил из воска, был талантливым шахматистом.
Тихо звучит мелодия Бетховена “К Элизе”.
Мать Лермонтова была наделена музыкальной душой. Посадив ребенка себе на колени, она играла на пианино, а он, прильнув к ней, сидел неподвижно. Звуки потрясали его младенческую душу, и слезы катились по лицу.
Из воспоминаний поэта
“Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие, Ее певала мне покойная мать”.
Звучит “Казачья колыбельная”.
Ведущий:
Стихи начал писать с 14 лет, учась в университетском пансионе. Лермонтов написал 13 поэм, 3 драмы и около трехсот стихотворений.
Чтец “Нищий”:
Ведущий:
Лермонтов в 1831 году поступает в Московский университет, а затем продолжает учебу в Петербурге в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
Марш из музыки Свиридова к повести Пушкина “Метель”.
А. Лопухин:
“Здравия желаю любезному гусару!
Право, мой друг Мишель, я тебя удивлю, сказав, что не так еще огорчен твоим переходом, потому что с живым характером твоим ты бы соскучился в штатской службе…”
Так писал Лермонтову его друг Алексей Лопухин в 1832 году.
Жандарм (олицетворение власти):
В 1847 году после смерти Пушкина шеф жандармов граф Бенкендорф доложил императору Николаю 1 о чрезвычайном происшествии - распространении по столице возмутительных стихов Лермонтова, содержащих прямое обвинение в гибели поэта ближайших сподвижников русского царя.
Чтец:
“Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под Сенею закона,
Пред вами суд и правда – все молчи!
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет,
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
(можно читать до конца).
Жандарм (олицетворение власти):
Надпись, сделанная рукой Николая 1 на записке Бенкендорфа: “Приятные стихи, нечего сказать!
Я послал осмотреть бумаги Лермонтова, и если обнаружатся еще другие подозрительные, наложить на них арест.
Пока что я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он. А затем мы поступим с ним согласно закону…”
Ведущий:
Звучит “Лунная соната”.
Лермонтов был арестован 18 февраля 1837 года. Под арестом к нему пускали только его камердинера, приносившего обед. Лермонтов велел заворачивать хлеб в серую бумагу и на этих клочках с помощью вина, сажи и спички написал несколько стихотворений.
Чтец: “Молитва”
Чтец:
“Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
Я красавицу младую
Прежде сладко поцелую,
На коня потом вскочу,
В степь, как ветер, улечу”.
Жандарм (олицетворение власти):
“Корнета Лермонтова за сочинение известных Вашему сиятельству стихов перевесть в Нижегородский драгунский полк”
Военный министр Чернышев графу Бенкендорфу.
Этот полк был расквартирован тогда на Кавказа, неподалеку от Тифлиса.
Грузинский танец.
Ведущий:
Итак, он отправлялся на Кавказ. Это была замаскированная ссылка.
Лермонтов:
Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть;
Как я любил, за что страдал,
Тому судья лишь бог да совесть!
Чтец:
Посвящение к поэме “Демон”
(“Тебе, Кавказ, суровый царь земли…”).
Ведущий:
Звучит полонез Огинского.
В мае 1838 года поэт возвращается с Петербург. Появляются новые стихи. Это размышления о судьбе поколения, о судьбе России, а своем непростом отношении к Родине.
Чтец:
“Печально я гляжу на наше поколенье” (отрывок).
Чтец:
“Родина”
Русский танец.
Ведущий:
В своем творчестве Лермонтов обращается к русской истории. В 1838 году появляется “Песня про купца Калашникова”
“Наша литература приобретает сильное и самобытное дарование” (так отзывался Белинский об этой поэме)
Сценка из “Калашникова”:
Звучит Мусоргский “Хованщина”, “Рассвет над Москвой-рекой”.
Ведущий:
Его думы обращены к Москве, к городу, в котором он родился.
Из письма “Москва – моя родина, такой она будет для меня всегда”
Начинает звучать мелодия.
В своем знаменитом сочинении, написанном на экзамене в Благородном пансионе при Московском университете, он так говорит о Москве:
“Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть всю нашу древнюю столицу с конца в конец, кто ни разу не любовался этой величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве, ибо Москва не есть обыкновенный город, каких тысяча.
Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке….. нет! у нее есть своя душа, своя жизнь”.
Чтец:
Москва, Москва! ...
(из поэмы “Сашка”).
Ведущий:
Звучит музыка Моцарта, симфония № 40.
1839 год был годом лермонтовского триумфа. Его стихи и прозу печатают журналы. О нем говорят. Его приглашают. Знакомства с ним добиваются.
Лермонтов:
(из письма Лопухиной):
“Было время, когда я в качестве новичка искал доступа в общество. Это мне не удалось. Двери аристократических салонов закрылись передо мной.
А теперь в это же самое общество я вхожу уже не как искатель, а как человек, добившийся своих прав. Я возбуждаю любопытство, передо мной заискивают, меня всюду приглашают”.
Ведущий:
Но этот блеск и суета были лишь внешней жизнью. В другой, внутренней, жизни он вовсе не чувствовал себя счастливым баловнем успеха.
“И скучно, и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…”
(или Чтец, или Лермонтов, или звучит романс).
Вальс. Танцующие.
Сцена из “Маскарада”.
Ведущий:
1840 год.
В феврале на балу во французском посольстве произошла ссора между Лермонтовым и сыном французского посланника, которая закончилась дуэлью.
И хотя во время дуэли противники помирились и разъехались, 13 апреля был опубликован высочайший указ:
Жандарм (олицетворение власти):
“Поручика Лермонтова перевести в Тенгинский пехотный полк”.
Ведущий:
Поэта посылали под пули на Северный Кавказ.
На этот раз он уезжал из Петербурга иначе, чем в 1837, с тяжелым сердцем и, тяжелым предчувствием. Поэт видел себя изгнанником.
Чтец:
“Тучи”
Ведущий:
Последний день перед отъездом Лермонтов провел среди друзей, в салоне Карамзиных.
Сценка.
1-я Дама — Вы очень расстроены сегодня?
Лермонтов — У меня нет причин веселиться, сударыня.
2-я Дама — Право, Мишель, вы совершенно пали духом. Я вас не узнаю.
Лермонтов — Простите, у меня дурные предчувствия.
1-я Дама — Вам нездоровится?
Лермонтов — Нет. Но у меня весь день такое чувство, будто я попал в железное кольцо, оно все время сжимается и вот-вот меня раздавит.
Тургенев — Забудьте эти мысли! Когда вы вернетесь с Кавказа…
Лермонтов — Я не вернусь. В этом-то я единственно уверен.
Тургенев — Прочтите нам что-нибудь новое.
Лермонтов — Новое? Извольте!
Начинает звучать мелодия Грига, “ Песня Сольвейг”.
Не смейся над моей пророческой тоскою
(читает стихотворение)
Ведущий:
Белинский, лично знавший Лермонтова, так определил главную черту его натуры: “презрение рока и предчувствие его неизбежности”.
Поведение поэта в последние преддуэльные дни подтверждает точность этой характеристики.
Звучит музыка Моцарта “Маленькая ночная серенада”.
Чтец:
Эмилия Шан-Гирей, в доме которой произошло столкновение между Лермонтовым и Мартыновым, вспоминает:
“Собралось к нам несколько дам и мужчин. М.Ю. дал слово не сердить меня больше, и мы уселись мирно разговаривать. К нам присоединился князь Трубецкой. Они вдвоем принялись острить. Ничего злого не говорили, но смешного много. Вот увидели Мартынова. Не выдержал Лермонтов и начал острить на его счет, называя его горцем с большим кинжалом.
Мартынов побледнел, глаза его сверкнули гневом.
Сценка.
Мартынов: Сколько роз я просил вас оставить
свои шутки при дамах!
Лермонтов: Что ж, на дуэль, что ли вызовешь меня за
это?
Мартынов: Да.
И тут же назначили день!
Ведущий:
Ссора произошла 13 июля 1841 года.
Через два дня, 15 июля, около семи часов вечера, в 4-х километрах от Пятигорска, у подножия горы Машук, состоялась дуэль, во время которой неожиданно началась гроза.
Звуки грозы.
Ведущий:
Когда явились на место, где надобно было драться, Лермонтов, взяв пистолет в руки, повторил торжественно Мартынову, что ему не приходило в голову его обидеть, что все это была одна только шутка, и он готов просить у него прощения.
Ведущий
“Стреляй! Стреляй!” – был ответ исступленного
Мартынова.
Лермонтов выстрелил в воздух, желая закончить
ссору дружелюбно.
Но не так великодушен был Мартынов.
Сбылись страшные предчувствия.
Рок был неумолим!
Звучит фрагмент мелодии Прокофьева “Ромео и Джульетта”.
Занавес закрывается.
Начинает звучать романс “Горные вершины”.
Занавес открывается.
Танцующие.