Урок-игра в 9-м классе по теме: "Русская литература XVIII в."

Разделы: Литература


Цели урока:

1) обобщение знаний по теме;
2) развитие связной устной монологической речи;
3) воспитание любви и уважения к русской литературе.

Оборудование: музыкальное оформление, литературная газета “Писатели и поэты XVIII века”.

Ход урока-игры.

Вступительное слово учителя.

У нас сегодня необычный урок, урок-игра. Цель которой – обобщить ваши знания по теме “Русская литература XVIII века”.

Подводя итоги XVIII века, века Просвещения в России, А.Н.Радищев писал: “О, незабываемое столетие! Радостным смертным даруешь/ Истину, вольность и свет…” Этот век действительно был веком великих преобразований, временем огромной духовной работы, проделанной лучшими его людьми, которые счастливое устройство на земле видели в образовании и науке. XVIII век был веком людей энергичных и любознательных, которым хотелось постичь всё, что делается на этом свете, которые тяготели ко всему неожиданному, нарядному, праздничному, дающему пищу воображению и уму.

Вспомним же его.

У нас три команды (Классицизм, Сентиментализм, Жанры), которые получили домашнее задание, состоящее из теоретической части и практической. Оценивать теоретическую часть домашнего задания будут эксперты из команды соперников, а творческое задание – наше жюри. Кроме того, вам будут предложены экспресс-вопросы. Правильный ответ на них оценивается в два балла.

Проявите свою находчивость, эрудицию, знание материала. Помните, что играет вся команда, а не один человек. Желаю успеха!

Экспресс-вопросы.

1. До него говорили “препорция”, “квадратуум”. Как эти слова звучат сегодня и кому мы этим обязаны? (Пропорция, квадрат. Ломоносов)

2. Этот человек в юности был “пожалован” Екатериной 1 в пажи, а затем стал ярым врагом самодержавия. Как фамилия этого человека, кто он? (Радищев, писатель-сентименталист XVIII века, написавший “Путешествие из Петербурга в Москву”)

3. Один из современников так писал о первом представлении этой комедии: “Несравненно театр был полон, и публика аплодировала пьесе метанием кошельков”. Что это за пьеса, кто её автор? (Фонвизин, “Недоросль”)

4. Он прошел путь от солдата до министра. Поэт-декабрист Кондратий Рылеев писал о нём: он “был в родной своей стране органом истины священной”. Кто этот человек, писатель? (Г.Державин)

5. Молодой Пушкин писал о произведении этого человека так: “Древняя Россия, казалось, найдена им, как Америка – Колумбом”. Кто это и что это за произведение? (Карамзин, “История Государства Российского”)

Домашнее задание команды “Классицизм”.

  1. Рассказ об основных отличительных признаках классицизма.
  2. Инсценирование комедии Д. Фонвизина “Недоросль”. Действие первое, явления 1–4.

6. Кто из критиков так сказал о Ломоносове: “Ломоносов – Петр Великий отечественной русской литературы”. (В.Белинский)

7. В наше время это слово означает руководителя небольшой группы рабочих на производстве или в колхозе. В старину оно означало военный чин рангом выше полковника. Назовите комедию XVIII века, которую автор озаглавил этим словом. Это было его первое крупное произведение. (Д.Фонвизин “Бригадир”)

8. В этой оде Державин впервые смешивает оду с сатирой. Здесь он также впервые смешивает высокий стиль с низким. Ода была посвящена Екатерине I, в переводе название оды означает “счастье”. (“Фелица”)

9. “Черный ящик”. То, что лежит в ящике, любил герой комедии, автора которой А.С.Пушкин назвал “сатиры смелый властелин”. Что лежит в ящике? Назовите фамилию героя и произведение. (Свинья, Скотинин, “Недоросль”)

10. Место, описанное в этом произведении,- близ Симонова монастыря под Москвой - стало местом паломничества, особенно молодёжи, сочувствовавшей героине. Кто она? (Карамзин “Бедная Лиза”)

Домашнее задание команды “Сентиментализм”.

  1. Рассказ об основных отличительных признаках сентиментализма.
  2. Выразительное чтение отрывка из повести “Бедная Лиза”.

11. Литературная задача. Решите её так, как решила героиня комедии. Задача: “Шли по дороге три человека, нашли 300 рублей. Сколько рублей приходится на одного человека?” ( “Госпожа Простакова. Нашёл деньги, ни с кем не делись. Всё себе возьми, Митрофанушка”)

12. Известно, что Ломоносов изучал и работал во многих отраслях науки. Назовите 5 из них. (Физика, химия, география, астрономия, металлургия)

13. Эпиграф к этому произведению “Чудище обло, озорно, стозевно и лаяй”. Назовите это произведение. (“Путешествие из Петербурга в Москву”)

14. исходная тема этого произведения – мир, тишина, благополучие родины и её завершающая тема – Россия. Назовите произведение и автора. ( Ломоносов “Ода на день восшествия на …престол… Елисаветы Петровны в 1747 году”)

15. “Восстал всевышний Бог, да судит/ Земных богов во сонме их;/ Доколе, рек, доколь вам будет/ Щадить неправедных и злых?” К кому обращается Державин в этом стихотворении? ( “ Властителям и судиям”)

Домашнее задание команды “Жанры”.

1. Рассказ о любимых жанрах классицизма и сентиментализма.
2. Выразительное чтение отрывка из “Путешествия из Петербурга в Москву”.

16. “Вот злонравия достойные плоды” - этой фразой заканчивается комедия “Недоросль” Д.Фонвизина. Кому из героев принадлежит она? (Стародуму)

17. Этот поэт гордо заявлял в своём “Признанье”: “… вельможам властным смел я правду брякнуть вслух”. Кто это? (Державин)

18. Ясный и легкий язык этого писателя вызвал целую литературную войну. Его упрекали в том, что он портит русский язык иностранными словами. Действительно, он ввёл в русский язык такие слова, как: промышленность, общественный. Назовите этого писателя. (Карамзин)

19. Строчки, которые сейчас прозвучат, вольный перевод оды древнегреческого поэта Горацио “К Мельпомене”:

“Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов твёрже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит”.

Чей это перевод? Как называется стихотворение? ( Державин “Памятник”)

Подведение итогов игры.