Цели урока:
1) обобщение знаний по теме;
2) развитие связной устной монологической речи;
3) воспитание любви и уважения к русской
литературе.
Оборудование: музыкальное оформление, литературная газета “Писатели и поэты XVIII века”.
Ход урока-игры.
Вступительное слово учителя.
У нас сегодня необычный урок, урок-игра. Цель которой – обобщить ваши знания по теме “Русская литература XVIII века”.
Подводя итоги XVIII века, века Просвещения в России, А.Н.Радищев писал: “О, незабываемое столетие! Радостным смертным даруешь/ Истину, вольность и свет…” Этот век действительно был веком великих преобразований, временем огромной духовной работы, проделанной лучшими его людьми, которые счастливое устройство на земле видели в образовании и науке. XVIII век был веком людей энергичных и любознательных, которым хотелось постичь всё, что делается на этом свете, которые тяготели ко всему неожиданному, нарядному, праздничному, дающему пищу воображению и уму.
Вспомним же его.
У нас три команды (Классицизм, Сентиментализм, Жанры), которые получили домашнее задание, состоящее из теоретической части и практической. Оценивать теоретическую часть домашнего задания будут эксперты из команды соперников, а творческое задание – наше жюри. Кроме того, вам будут предложены экспресс-вопросы. Правильный ответ на них оценивается в два балла.
Проявите свою находчивость, эрудицию, знание материала. Помните, что играет вся команда, а не один человек. Желаю успеха!
Экспресс-вопросы.
1. До него говорили “препорция”, “квадратуум”. Как эти слова звучат сегодня и кому мы этим обязаны? (Пропорция, квадрат. Ломоносов)
2. Этот человек в юности был “пожалован” Екатериной 1 в пажи, а затем стал ярым врагом самодержавия. Как фамилия этого человека, кто он? (Радищев, писатель-сентименталист XVIII века, написавший “Путешествие из Петербурга в Москву”)
3. Один из современников так писал о первом представлении этой комедии: “Несравненно театр был полон, и публика аплодировала пьесе метанием кошельков”. Что это за пьеса, кто её автор? (Фонвизин, “Недоросль”)
4. Он прошел путь от солдата до министра. Поэт-декабрист Кондратий Рылеев писал о нём: он “был в родной своей стране органом истины священной”. Кто этот человек, писатель? (Г.Державин)
5. Молодой Пушкин писал о произведении этого человека так: “Древняя Россия, казалось, найдена им, как Америка – Колумбом”. Кто это и что это за произведение? (Карамзин, “История Государства Российского”)
Домашнее задание команды “Классицизм”.
6. Кто из критиков так сказал о Ломоносове: “Ломоносов – Петр Великий отечественной русской литературы”. (В.Белинский)
7. В наше время это слово означает руководителя небольшой группы рабочих на производстве или в колхозе. В старину оно означало военный чин рангом выше полковника. Назовите комедию XVIII века, которую автор озаглавил этим словом. Это было его первое крупное произведение. (Д.Фонвизин “Бригадир”)
8. В этой оде Державин впервые смешивает оду с сатирой. Здесь он также впервые смешивает высокий стиль с низким. Ода была посвящена Екатерине I, в переводе название оды означает “счастье”. (“Фелица”)
9. “Черный ящик”. То, что лежит в ящике, любил герой комедии, автора которой А.С.Пушкин назвал “сатиры смелый властелин”. Что лежит в ящике? Назовите фамилию героя и произведение. (Свинья, Скотинин, “Недоросль”)
10. Место, описанное в этом произведении,- близ Симонова монастыря под Москвой - стало местом паломничества, особенно молодёжи, сочувствовавшей героине. Кто она? (Карамзин “Бедная Лиза”)
Домашнее задание команды “Сентиментализм”.
11. Литературная задача. Решите её так, как решила героиня комедии. Задача: “Шли по дороге три человека, нашли 300 рублей. Сколько рублей приходится на одного человека?” ( “Госпожа Простакова. Нашёл деньги, ни с кем не делись. Всё себе возьми, Митрофанушка”)
12. Известно, что Ломоносов изучал и работал во многих отраслях науки. Назовите 5 из них. (Физика, химия, география, астрономия, металлургия)
13. Эпиграф к этому произведению “Чудище обло, озорно, стозевно и лаяй”. Назовите это произведение. (“Путешествие из Петербурга в Москву”)
14. исходная тема этого произведения – мир, тишина, благополучие родины и её завершающая тема – Россия. Назовите произведение и автора. ( Ломоносов “Ода на день восшествия на …престол… Елисаветы Петровны в 1747 году”)
15. “Восстал всевышний Бог, да судит/ Земных богов во сонме их;/ Доколе, рек, доколь вам будет/ Щадить неправедных и злых?” К кому обращается Державин в этом стихотворении? ( “ Властителям и судиям”)
Домашнее задание команды “Жанры”.
1. Рассказ о любимых жанрах классицизма и сентиментализма.
2. Выразительное чтение отрывка из “Путешествия из Петербурга в Москву”.
16. “Вот злонравия достойные плоды” - этой фразой заканчивается комедия “Недоросль” Д.Фонвизина. Кому из героев принадлежит она? (Стародуму)
17. Этот поэт гордо заявлял в своём “Признанье”: “… вельможам властным смел я правду брякнуть вслух”. Кто это? (Державин)
18. Ясный и легкий язык этого писателя вызвал целую литературную войну. Его упрекали в том, что он портит русский язык иностранными словами. Действительно, он ввёл в русский язык такие слова, как: промышленность, общественный. Назовите этого писателя. (Карамзин)
19. Строчки, которые сейчас прозвучат, вольный перевод оды древнегреческого поэта Горацио “К Мельпомене”:
“Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов твёрже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит”.
Чей это перевод? Как называется стихотворение? ( Державин “Памятник”)
Подведение итогов игры.